ФУТБОЛ |
РОССИЯ-97. 28-й тур |
Этот обзор не имеет прямого отношения к очередному туру. Но именно события минувшей субботы дали повод поделиться впечатлениями о некоторых сторонах нашей футбольной жизни.
В попытках узнать в субботу результат матча в Тюмени (редакция в этот день не работала) я потратил два часа. Пока не услышал наконец радиосообщение о том, что "Алания" тюменцам проиграла. Даже счет назывался - 2:4. На самом деле владикавказцы 4:1 победили, но опровергнуть радиоинформацию в ПФЛ долгое время не могли. Только под вечер (хотя игра начиналась в три часа по Москве) инспектор телеграфировал в Москву результат с прочими техническими подробностями. За это время, сидя перед экраном собственного телевизора, я легко ловил информацию о том, как проходят очередные игры английского, германского, датского, норвежского и прочих первенств. Телетекст практически любого из зарубежных каналов высвечивал результаты не только после окончания игр, но и по их ходу, знакомя при этом с авторами забитых мячей. Которую уже субботу я ловил себя на мысли, что получить у нас информацию из Англии проще, чем из Ярославля или Воронежа. В этом - суть нашего отношения к соревнованию, которое стоит на первом месте среди прочих внутрироссийских.
ПФЛ хвалят за то, как она четко проводит чемпионат и Кубок. Действительно, эта организация серьезно взялась за упорядочение переходов, за реорганизацию клубной инфраструктуры, заставила привести в надлежащий вид стадионы. Но вот в информационном плане сотрудники ПФЛ ведут образ жизни неких затворников, превращая российский чемпионат в какой-то турнир внутреннего пользования. Складывается впечатление, что, к примеру, генеральный директор Лиги Виталий Кречетов видит смысл своей работы в сокрытии всякого рода информации. Неужели не понятно некоторым кабинетным работникам, что в футбол играют не лично для них, а прежде всего для болельщиков, а те могут получить сведения только из прессы!
Контракт с фирмой IMG, обеспечивающий нас еженедельными трансляциями по первому и второму каналам, был серьезным шагом со стороны РФС и ПФЛ. Но, как показало будущее, шаг этот оказался робким. Жалкие в масштабах большого футбола крохи, которые эта фирма переводит клубам от STIMOROL и MAGNA, не идут ни в какое сравнение с теми деньгами, какие получают за телетрансляции западные клубы. По этой причине, кстати, "Спартак" от контракта с IMG и отказался. Между тем именно продажа прав на телетрансляции является главной статьей дохода зарубежных клубов. Вот пример. Играл недавно в Барселоне рижский "Сконто". И собирался его оператор, как обычно, снимать откуда-то с трибуны 90 игровых минут. Не дали, предложив либо заплатить 250 тысяч долларов, либо оставить аппаратуру в камере хранения. Никому ведь цель этой записи неизвестна, и кто знает, не проецируется ли сигнал на какую-нибудь латвийскую компанию? Таким был общий смысл слов, сказанных удивленному рижанину. И пришлось ему затею со съемкой оставить.
Пример этот как нельзя лучше показывает нашу полную неосведомленность о современных околофутбольных, скажем так, законах. Отставание в самой игре - оно во многом следствие отставания в организации дела. И даже такие предприимчивые люди, как Владимир Горюнов, позволяют водить себя за нос - в свое время одна фирма долго смеялась над "Ротором", за копейки продавшим ей право трансляции игры против "Манчестера".
Получая дотации от властных структур, большинство наших футбольных руководителей тем только и довольствуется. Разве многие клубы заботятся о привлечении зрителей на трибуны, об их комфорте? А кассовые доходы, между прочим, стоят на Западе вслед за доходами от телетрансляций. В России, конечно, иная экономическая ситуация, но при предприимчивом отношении к делу зарабатывать на билетах можно. Только вот слишком хлопотно это - о болельщиках заботиться. Куда легче из своего покровителя очередной миллион долларов выбить.
Вы удивитесь, но под третьим номером в статье доходов зарубежных клубов указана продажа атрибутики. Скажем, баварская футболка с надписью Matthaus продается за сотню марок. И в течение сезона футболок таких уходит десятки тысяч. Посчитайте, в какую это выливается сумму, если учесть, что в "Баварии" не один Маттеус играет, да и всякого другого клубного товара пруд пруди. И стоят по всему Мюнхену магазинчики с футбольным товаром и кормят любимый в Германии клуб. А что у нас? У нас до шарфов и прочих там безделушек руководители клубов не опускаются, отдав это дело в руки частников. Те на славных именах "Спартака", "Динамо" и ЦСКА заработать, конечно, рады, не платя в клубную казну ни копейки. А клубам, выходит, лень зарегистрировать собственный товарный знак и открыть небольшую фабрику сувенирной продукции. И тогда бы ни один посторонний человек не мог продавать атрибуты с клубной символикой. И зарабатывал бы на том клуб. Шарф ЦСКА, скажем, стоит нынче 90 тысяч рублей, а продается таких шарфов по 20 тысяч за год, не меньше. Вот и получается, что недосчитывается армейский клуб двух кровных миллиардов.
Следующая западная строка бюджета - "концессия со стадионом", абсолютно неведомое для россиян понятие. А значит оно, если говорить просто, что в Европе на любой игре ты можешь и перекусить, и воды-пива выпить, и при желании отобедать. При этом клуб на тебе, естественно, зарабатывает, потому как все торговые точки сданы в аренду. И машину свою легко можешь вблизи арены парковать, а не где-то в километре от нее - только плати. Уверен, что и у нас найдется достаточно желающих поесть, выпить, да и за удобную парковку собственного транспорта копейку выложить. Но не нужны, по всей видимости, клубам лишние деньги.
Продажа игроков, трансферы - то, чем наши клубы в основном кормятся, - стоит в доходной статье той же "Баварии" лишь под пятым номером. Хотя сами знаете, какие нынче суммы гуляют по футбольной Европе. Но и здесь мы не умеем зарабатывать как положено. Что игроки, что клубы пользуются в большинстве своем услугами случайных посредников, не наделенных ни соответствующими навыками, ни, что самое главное, полномочиями ФИФА. Представить себе такое в Европе?! Там на игрока, связавшегося с агентом без лицензии, тут же накладывается штраф - 100 тысяч швейцарских франков. При повторном проступке следует 12-месячная дисквалификация. Что до агентов-самоучек, то их при обнаружении тут же устраняют и объявляют персонами нон грата. В последнем выпуске FIFA NEWS о двух таких, опальных, как раз и пишется. На счастье наших околофутбольных бизнесменов, до России у ФИФА еще не дошли руки. Но уверен, дойдут.
Вот так и живем. А жаль. Футбол ведь сам по себе на ноги не встанет.
Михаил ПУКШАНСКИЙ