Газета Спорт-Экспресс от 24 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 сентября 1997 | Авто-мото

АВТО

В Крылатском прошел заключительный этап Открытого офф-роуд чемпионата Москвы или, иными словами, первенство столицы по гонкам на полноприводных автомобилях.

"ПОКАТУШКИ": МНОГО ГРЯЗИ И... УДОВОЛЬСТВИЯ

Никита КИМ

из Крылатского

В свое время "СЭ" рассказывал о первом этапе соревнований московских джиперов, готовых рискнуть здоровьем своей машины в условиях специально приготовленного "бездорожья и разгильдяйства": весной этого года в так называемых "покатушках" приняли участие 50 экипажей, а победил тогда питерский гонщик Борис Гадасин на "рейнджровере". И вот теперь - новый сбор обладателей полноприводных машин: он должен был, помимо всего прочего, выявить "джипера года", имя которого определялось по итогам выступлений на обоих этапах чемпионата.

ДЖИПУЮТ ВСЕ!

"Граждане, желающие изуродовать свой автомобиль, получив при этом изрядную дозу адреналина, могут до 20 сентября обращаться в клуб 4x4. Цены приемлемые. Условие - наличие у машины полного привода". Объявление такого рода вполне могло бы появиться на страницах газет для привлечения участников предстоящего чемпионата. Впрочем, по заверениям организаторов, московским "покатушкам" никакая реклама не нужна. От желающих участвовать в гонках по бездорожью отбоя не было, и регистрацию джиперов пришлось закончить почти за месяц до Дня старта - согласно регламенту количество участников не должно превышать 52 экипажей. Немаловажно и то, что условия участия в чемпионате предельно демократичны - на Крылатских холмах мог испытать себя любой обладатель джипа, вовремя зарегистрировавшийся и заплативший стартовый взнос в 50 долларов. На этот раз в число счастливчиков попали джиперы из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Новосибирска, Красноярска (за рулем "Тойоты Лендкрузер" сидел недавно вернувшийся с "Мастер-ралли" Алексей Ивашов) и даже двое владельцев белоснежных "Гелендевагенов" из Германии. Один из немцев, как рассказал мне первый российский кэмелтрофист Марк Подольский, комментировавший для многочисленной публики нынешние соревнования, представлял в Москве центральный офис германской фирмы, другой - российского дистрибьютера "Мерседеса" - "ЛогоВАЗа", о чем свидетельствовали и надписи на борту его машины.

ЗАВЕЩАНИЕ ГОНЩИКАМ НЕ ПОНАДОБИЛОСЬ

День начался с довольно забавного происшествия. Около 10 утра машины участников собрались на открытой площадке рядом со зданием велотрека, чтобы централизованно проследовать к расположенной в пойме Москвы-реки трассе. Сигнал к отправлению уже был дан, когда выяснилось, что пилот одного из головных автомобилей куда-то исчез, заблокировав таким образом своей "Нивой" проезд всей кавалькады. Проблема была решена довольно быстро - дюжие джиперы "на раз-два" приподняли тяжеленную "Ниву" и переставили ее с дороги на обочину. По иронии судьбы тут же появился сам водитель, и уже через минуту огромная змея из 52 джипов растянулась по дороге, ведущей на Крылатские холмы. Зрелище, надо сказать, было впечатляющим.

Формула проведения соревнований была известна заранее. Сначала 2 группы участников проходили нечто вроде квалификации - два заезда на время по фантастическим по сложности, ухабистости и "болотистости" трассам, созданным организатором "покатушек", президентом московского "Клуба 4x4" Михаилом Снарским. Лучшие восемь гонщиков из каждой группы попадали в финал, где проводили заезды по олимпийской системе. После жеребьевки машины разбитых на пары финалистов становились друг против друга в разных концах теперь уже одного, объединенного "бездорожья" и по отмашке судей срывались с места. Гонщик, проехавший круг первым, выходил в следующий этап состязаний. И так до решающего заезда, отличавшегося от предыдущих тем, что двум финалистам предстояло проехать два круга. Впрочем, до финала еще нужно было дожить, а пока что джиперы, впервые увидевшие место предстоящих баталий, были изрядно шокированы. "Надо было написать завещание", - мрачно пошутил стоявший рядом со мной владелец "Лендкрузера". "Так и не попрощался с женой", - вторил ему хозяин одной из "Нив". Гонщиков немного успокоил Снарский, неторопливо продефилировавший но маршрутам заездов на своем "Лендровере". Забегая вперед, скажу, что медицинская помощь в этот день никому, слава Богу, не потребовалась - к концу дня все гонщики оказались здоровы и невредимы. А вот лекари иного плана - спасатели автомобилей - были в этот день на вес золота. От происшествий не был застрахован никто, в том числе и опытные экс-кэмелтрофисты. Гонщики измывались над своими машинами, как могли: вылетали на огромной скорости с трассы, скрябали днищем о землю, теряя по ходу важные детали автомобиля, застревали в самых разных местах дороги. В последнем случае, как по мановению волшебной палочки, на трассе появлялся "Лендровер" доброго самаритянина Снарского. В случае если сил сверхмощного джипа оказывалось маловато, в ход шла тяжелая спасательная артиллерия - специально заказанный центроспасовский "ЗИЛ".

К 4 вечера квалификация наконец закончилась. До финальной части добрались хозяева трех "Рэнглеров", двух "Мерседесов", двух "Лендкрузеров", "Рейнджровера", "Лендровера", "Патруля", "Исудзу Амиго", "Паджеро" и, что особенно приятно, четырех отечественных джипов - трех "Нив" и престарелого армейского "Уазика". Уже в "восьмушке" злой жребий свел в одном заезде две "Нивы" - одна из них так и не добралась до финиша, застряв посередине трассы.

Победитель весеннего этапа Борис Гадасин на "Рейнджровере" выбил из соревнований первый из "Мерседесов", и пилот Вилли Герке долго еще демонстрировал богатые возможности немецкого языка. Честь немецкого автомобилестроения поддержал его соотечественник Конрад Роге, опередивший "Лендкрузер" Михаила Богданова на добрых пару секунд. Но и он "дожил" лишь до четвертьфинала, уступив на финише Алексею Ивашову. Еще по первым заездам чувствовалось, как сильны владельцы "Рэнглеров" - в конечном итоге все они добрались до полуфиналов.

Уже с приходом темноты стало известно, что победителем второго этапа стал выступавший на одном из "Рэнглеров" москвич Игорь Козлов, а почетное звание "Джипер года" по сумме двух этапов завоевал Гадасин.

ДЖИПЕР ДЖИПЕРУ РОЗНЬ

Не секрет, что в России уже давно сформировался собирательный образ владельца "джипа" как некоего бесцеремонного толстосума, обязательно имеющего отношение к криминальному миру. Но достаточно было лишь мельком проглядеть заявочный лист участников, чтобы понять, что общество на Крылатских холмах собралось самое пестрое. Пожалуй, всех джиперов, принимавших участие в соревнованиях, можно разделить на две основные группы. В первой и наиболее многочисленной - романтики бездорожья и приключений, готовые отдать последние копейки ради своего любимого увлечения. Машины они делают буквально из ничего - к примеру, мало кто понял, что Гадасин стал "лучшим джипером года" на почти антикварном "рейндже" 72 года выпуска. Понятно, что удовольствие расколошматить, а затем восстановить свою машину не из дешевых (большинство джиперов сошлось во мнении, что послесоревновательная реанимация авто стоит около 3 миллионов рублей в зависимости от повреждений автомобиля), и здесь на помощь приходят спонсоры. Во второй - преуспевающие бизнесмены, также беззаветно преданные автомобильному спорту и ощущениям, связанным с азартом риска. К ним относится и победитель этого этапа Игорь Козлов, известный так же, как изготовитель уникальных игрушечных копий автомобилей, и третий призер гонок, директор популярной панк-группы "Бахыт Компот" Александр Астахов, и выступавший на "Дискавери" менеджер крупного банка Андрей Аршинов. Конечно, среди участников были и облаченные в золотые цепи джентльмены из поколения новых русских, но и они вели себя крайне достойно - спорт, как это ни банально звучит, остается одной из немногих сфер человеческой деятельности, мерилом в которой являются не деньги, а личность.