Газета Спорт-Экспресс от 26 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 сентября 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

"БЕНЕТОН" ВИНОВАТ ПЕРЕД АЛЕЗИ И БЕРГЕРОМ?

Предстоящий уик-энд на Нюрбургринге станет последним для Флавио Бриаторе в роли главы гоночной команды "Бенеттон". Напомню, что с 88-го года, с того момента, как бывший архитектор и коммивояжер из Кунео встал во главе команды, купленной по случаю его другом и деловым партнером Лючано Бенеттоном, конюшня из привычного середнячка превратилась в топ-команду с двумя чемпионскими титулами и Кубком конструкторов в послужном списке. Казалось бы, предприятие увенчалось успехом. Почему же тогда Бриаторе уходит?

Объясняется все, думаю, предельно просто. Придя в "Формулу-1", Бриаторе быстро и точно нащупал уязвимое место соперников: постоянно гоняясь за все большим и большим инженерным совершенством своих машин, они порой теряли надежность. И в пику грандам "Ф-1" был создан "Бенеттон" - команда, нацеленная на достижение конкретной цели за конкретный срок с конкретным человеком (в данном случае - с Шумахером) за рулем машины, не создававшая ничего нового, а лишь эксплуатировавшая уже имевшиеся разработки.

Успех данному предприятию принесло то, что возникло оно удивительно вовремя - два гранда, "Феррари" и "Макларен", находились в середине спада, более или менее в силе оставался лишь "Уильямс", но и тот (как самая, возможно, "инженерная" команда "Формулы-1") оказывался уязвимым при многочисленных изменениях технического регламента. В общем, детище Бриаторе заняло словно созданную для него природой экологическую нишу.

Сейчас все изменилось. Стабилизировалась "Феррари", переставшая скользить в пропасть, - и даже этого остановленного падения в сочетании с редкостными качествами Шумахера оказалось достаточно, чтобы команда вновь стала грозой для соперников. Воспрянул духом и пошел на подъем "Макларен", что еще более опасно, учитывая уникальный опыт команды и ее бойцовские качества. "Уильямс" же по-прежнему на высоте, хотя остается наиболее уязвимым членом клуба топ-команд. В этих условиях "Бенеттон" растерял все свои былые козыри. Новых же пока не приобрел.

Именно поэтому Бриаторе и уходит, поскольку, видимо, первым понял, что его казавшееся таким плодотворным предприятие изжило себя. А для того чтобы создать новое, такое же устойчивое, как "Феррари", "Макларен" или "Уильямс", нужно не просто время, но иное отношение к гонкам. Бриаторе пришел в "Формулу-1" не по зову сердца, а как бизнесмен. Этот бизнес принес ему определенный доход, после чего пришло время сворачивать дела и переводить капитал в другой банк под другие проценты.

То, что в этом чемпионате "Бенеттон", так хорошо начавший зиму, фактически провалился, во многом на совести Бриаторе. Он потерял интерес к происходящему - это было видно еще весной. Тогда же начали упорно циркулировать слухи, что он уходит. Но сам Бриаторе и его работодатели, Лючано и Алессандро Бенеттоны, столь же упорно отрицали эти слухи. И даже члены их команды оставались в неведении относительно того, что ждет их в будущем, ведь одним из вариантов называли даже возможный роспуск конюшни или ее перепродажу. В такой атмосфере не до результата...

То, что еще в Монце часть обязанностей Бриаторе, а именно коммерческую сферу и связь со спонсорами, взял на себя самый младший в семействе Бенеттон - 27-летний Рокко (он становится менеджером и переезжает в Энстоун, где базируется штаб-квартира конюшни "Бенеттон". - О.Л.), а после Нюрбургринга вторую ее часть - руководство командой в качестве спортивного директора возьмет на себя 45-летний Дэвид Ричардс все-таки, видимо, хорошо. По крайней мере для команды заканчивается период неизвестности.

- Флавио уходит из команды, потому что хочет попробовать себя в другом бизнесе, - сказал 32-летний глава "Бенеттон Спортсистем" Алессандро Бенеттон в интервью La Gazzetta dello Sport. О каком же бизнесе речь? К примеру, еще весной Бриаторе купил футбольную команду первого дивизиона английского чемпионата, менеджером в которой уже работает бывший спортивный директор "Лижье" Бруно Мишель, не сошедшийся во взглядах с Аленом Простом. Впрочем, полностью отношений с "Формулой-1" Бриаторе порывать не намерен, поскольку является владельцем 25% акций "Бенеттона"...

Кто такой Дэвид Ричардс, преемник Бриаторе во главе команды? 45-летний англичанин, отец троих детей, является главой известной в автоспорте фирмы "Продраив", специализирующейся на ралли и кольцевых кузовных автогонках. Под руководством Ричардса раллийная команда "Субару" завоевала титул чемпиона мира и Кубок конструкторов, а Габриэле Тарквини на "Хонде" выиграл британский чемпионат в классе "туризм". Так что, хотя опыта гонок в классе "Формула-1" у Ричардса нет, в автоспорте он отнюдь не новичок. Кстати, один чемпионский титул есть и у самого Ричардса - в 79-м он дебютировал в ралли в качестве штурмана великого финна Ари Ватанена, а через два года вместе с ним выиграл чемпионат. Ричардс является и неплохим бизнесменом - на "Продраив" работают 250 человек, годовой доход составляет примерно 10 миллионов долларов.

- Дэвиду предстоит решить довольно непростую задачу, ведь под его руководством оказывается очень молодая команда с еще не сложившейся как следует структурой, - считает Алессандро Бенеттон. - Плюс столь же молодые пилоты, 24-летний Джанкарло Физикелла и 23-летний Александр Вурц.

Синьор Бенеттон не мог обойти вниманием и те катастрофические перепады в результатах, которые показывают в этом сезоне пока еще действующие, но на деле уже бывшие пилоты его команды Жан Алези и Герхард Бергер.

- Бесспорно, что в нынешнем чемпионате наша машина не всегда функционировала на необходимом уровне. Как не подлежит сомнению и то, что Алези и Бергер, заключая контракт с "Бенеттоном", ждали от нас большего. В том, что эти ожидания не сбылись, наша вина. Но и их в некоторой степени тоже. Не всегда у них было желание работать по-настоящему. Беда и в том, что уровень мотивации гонщиков и команды далеко не всегда был одинаковым.

Остается надеяться, что Физикелла, Вурц, Ричардс и все остальные члены команды "Бенеттон" в 1998 году будут демонстрировать одинаковый уровень мотивации. Правда, возникает закономерный вопрос - будет ли у них к предстоящему сезону новый автомобиль?

ГОНКА НА НЮРБУРГРИНГЕ БУДЕТ ДЛЯ ПАНИСА ТРЕНИРОВОЧНОЙ

Видимо, в предстоящие три дня на автодроме в Эйфельских горах Германии, где состоится 15-й этап чемпионата мира, "Гран-при Люксембурга", лидеру чемпионата Михаэлю Шумахеру и его преследователю Жаку Вильневу придется поделиться вниманием прессы и публики с гонщиком, не имеющим ни малейшего отношения к судьбе чемпионского титула. Оливье Панис, возвращающийся на трассу после перерыва в три с половиной месяца, связанного со сложнейшими переломами обеих ног во время аварии на "Гран-при Канады" 15 июня, несомненно, окажется в центре повышенного внимания.

- Перед тем как решиться выйти на старт "Гран-при" уже на Нюрбургринге, я много разговаривал с Аленом Простом, - признался Панис в интервью L'Equipe. - Он настойчиво советовал мне отнестись к этой гонке как к тренировочной. Провести ее не напрягаясь, только для того, чтобы вернуть необходимые рефлексы, войти в нужный ритм, проверить мое физическое и психологическое состояние. Но если вдруг у меня все начнет получаться хорошо, я не упущу шанса превратить эту гонку в нечто большее, чем тренировка! Тем более что не ощущаю на своих плечах никакого груза ответственности.

-Что вы чувствовали, когда три недели назад впервые после аварии снова оказались за рулем "Прост-Мюген/Хонды"?

- Я был счастлив. Все мои эмоции можно передать лишь одним словом - супер! Честно говоря, для меня оказалось громадным сюрпризом, что после трехмесячного перерыва я ничего не потерял ни физически, ни психологически, что мои ноги слушаются меня так же хорошо, как до аварии в Монреале. А уж тем результатам, которые я показал на первых тренировках в Маньи-Кур, я в первый момент даже не поверил! А ведь я ехал на жесткой резине...

(Для справки: время поул-позишн Михаэля Шумахера на "Гран-при Франции" этого года Панис превысил почти на шесть десятых секунды! "Этот результат Оливье я, видимо, не скоро забуду", - признался наблюдавший за теми тренировками своего пилота Ален Прост, а ведь на четырехкратного чемпиона мира весьма сложно произвести столь сильное впечатление.)

-Говорят, что воодушевленные вашим возвращением партнеры из "Бриджстоуна" и "Мюген/Хонды" готовят какие-то сюрпризы к Сузуке?

- Еще какие! Если на Нюрбургринге я пока и в самом деле настроен не лезть на рожон, то уж спустя две недели в Японии буду атаковать! Уверен, что с той особенной резиной, которую подготовили для "Гран-при Японии" на "Бриджстоуне", и с двигателем "Мюген/Хонда" спецификации S - то есть Suzuka, я буду главной фигурой 16-го этапа. И постараюсь достичь наивысшего возможного результата!

-Но "наивысший возможный результат" мог быть достигнут и без вашего участия - неделю назад на "А1 ринге", где ваш заместитель Ярно Трулли лидировал 37 кругов, но сошел с загоревшимся двигателем (деталь: в минувший гоночный уик-энд "Мюген/Хонда" горела пять раз за три дня! - О.Л.)...

- Знаете, я следил за этой гонкой со смешанным чувством. С одной стороны, чрезвычайно приятно осознавать, что это твоя машина возглавляет пелотон - Ярно справлялся с обязанностями превосходно. С другой - то, что двигатель отказал, расстраивает и настораживает. Но инженеры из "Хонды" объяснили мне, что в Цельтвеге очень сложный и требовательный автодром и что повышенной вибрации двигателя они и ожидали. Но они заверили, что на Сузуке ничего подобного не будет, ведь эта трасса - домашний полигон "Хонды", и ее характеристики, можно сказать, заложены в основу японского двигателя.

Ольга ЛИНДЕ