Газета Спорт-Экспресс от 27 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 28 сентября 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЗАВТРА - ПЯТНАДЦАТЫЙ ЭТАП

СУДЬБА ЧЕМПИОНСКОГО ТИТУЛА РЕШИТСЯ В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ

Пятнадцатый этап. "Гран-при Люксембурга"

28 сентября. Нюрбургринг (Германия). 305,252 км (67 кругов по 4556 м). Автодром расположен в 90 км к юго-западу от Кельна и в 60 км к северо-западу от Кобленца. Рекорд круга в квалификации: 1.18,738 (208,306 км/ч) - Дэвид КУЛТХАРД (Великобритания, "Уильямс-Рено", 1995). Рекорд круга в гонке: 1:21, 180. (202,039 км/ч) Михаэль ШУМАХЕР ("Бенеттон-Рено", 1995).

Впервые в истории "Формулы-1" в 48-м чемпионате мира будет разыгран "Гран-при Люксембурга". Однако отнюдь не этот любопытный факт придает особый вес предстоящему в Эйфельских горах Германии этапу. Чем меньше гонок остается до конца нынешнего сезона, тем большую остроту приобретает схватка за корону чемпиона мира, с новой и неожиданной силой разгоревшаяся осенью. Неделю назад в Австрии осталось всего два претендента на титул - это Жак Вильнев, сумевший сократить свое отставание от лидера с десяти очков до одного, и Михаэль Шумахер, из-за спорного решения судей вместо второго места занявший только шестое и позволивший сопернику вплотную приблизиться к себе. Все остальные пилоты окончательно и бесповоротно из числа соискателей титула выбыли.

В последнее десятилетие дуэль двух становится традицией "Формулы-1": с 1988 года в битву за право называться лучшим гонщиком планеты ни разу не вмешивался кто-то третий. 48-й чемпионат мира превратился в поединок Шумахера и Вильнева уже со старта. А сейчас круто закрученная интрига первенства близится к своему разрешению. До финиша осталось провести всего три этапа, считая и завтрашний.

Три этапа - три разные трассы. Первая из них - Нюрбургринг. Автодром без каких-либо изысков, но тем не менее с непростым характером, который усугубляется еще и совершенно непредсказуемой погодой. Обгоны практически невозможны. Максимально требователен к аэродинамике. По мнению специалистов, больше всего подходит именно для "Уильямса". Как сказал Жак Вильнев: "Здесь мы побили Михаэля год назад, почему бы не повторить и теперь?" Да, год назад именно на Нюрбургринге Вильнев одержал свою первую победу в "Ф-1". А в 1995-м, в год возвращения Нюрбургринга в календарь чемпионатов мира, первым в тяжелейшей дождевой гонке здесь был Шумахер. Тогда немалую роль в его впечатляющем порыве сыграли переполненные немецкими фанами трибуны. Фактор "родных стен" может сыграть решающую роль и сейчас.

Через две недели после Нюрбургринга пелотон ждет Сузука. В высшей степени техничная трасса, но также и скоростная, предъявляющая повышенные требования к аэродинамике и качествам шасси. Мощность двигателя, однако, заметной роли здесь не играет. Важнее опыт и мастерство пилота. Так что здесь преимущество должно быть на стороне Шумахера. Тем более что он уже выигрывал здесь в 95-м, Вильнев же своей единственной пока гонки на японском автодроме в 96-м не закончил.

Последняя трасса чемпионата - Херес. Относительно короткая, узкая, насыщенная скоростными поворотами. Требовательная к техническому мастерству пилота. В Испании сочетание Шумахер/"Феррари" выглядит по сравнению с парой Вильнев/"Уильямс" фаворитом. Хотя бы потому, что канадец с этим автодромом незнаком, немец же выиграл на нем в 94-м в острейшей схватке у Дэмона Хилла.

Гонка преследования, в которой участвуют двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер на "Феррари" и его единственный оппонент, вице-чемпион мира-96 Жак Вильнев на "Уильямсе", достигает своего апогея. До окончания чемпионата остается провести всего три этапа. Возможно, у каждой из этих гонок будет неожиданный победитель, но в центре внимания все равно будут только двое. Шумахер и Вильнев. И ни один из них больше не имеет права на ошибку. Потому что в конце чемпионата каждое очко - на вес золота. Или даже дороже: на вес чемпионской короны. Как будут развиваться события? Вот что говорят по этому поводу (в интервью корреспондентам ведущих зарубежных изданий) сами пилоты и боссы их команд.

Жак ВИЛЬНЕВ:

- Осталось отыграть всего очко! Разве я не говорил, что буду жилы рвать, но отыграю гандикап у Шумахера?! Я сдержал слово. Но не только я выполнил обещанное. Вместе с Хайнцем-Харальдом Френтценом мы сумели вернуть нашей команде то, что она заслуживает, - первое место в Кубке конструкторов. Конечно, неделю назад, в тяжелейшей гонке, осложнившейся к тому же из рук вон плохим стартом, удача была на моей стороне, но еще до приезда в Австрию у меня была единственная цель - победа! Что ж, я достиг ее и сумел изменить ход чемпионата.

Нет ничего лучше - выиграв гонку, узнать, что твой главный соперник сумел получить в ней всего очко. Судьба отплатила мне за Спа. В Цельтвеге Шумахер потерял не девять очков, а гораздо больше - он потерял психологическое преимущество надо мной! Мы были чрезвычайно сильны в Австрии, значит, сможем быть так же сильны до конца сезона. Я жду оставшихся трех гонок с нетерпением. Особенно Нюрбургринг! Мы побили Шумахера здесь год назад, значит, мы сможем сделать это снова.

Михаэль ШУМАХЕР:

- Гонка на Нюрбургринге - для меня по-настоящему домашний "Гран-при". Мои родители живут совсем рядом, значит, весь уик-энд я смогу спать дома, а не в осточертевшем номере отеля. Для меня всегда бывает преимуществом - вести гонку перед немецкими фанами. В отличие от других гонщиков, выступая дома, я никогда не чувствую какого-то дополнительного прессинга. Наоборот - эмоции моих болельщиков словно освобождают меня, помогают, дают дополнительную силу. Так что моей единственной стратегией и на Нюрбургринге, и до конца сезона будет одна - атакующая!

До конца чемпионата осталось провести три гонки, каждая из которых может сыграть решающую роль в борьбе за титул. Я это знаю. Но не ощущаю никакой скованности, никакого особенного психологического прессинга. Мне нечего терять! Пусть Вильнев волнуется, у меня же для этого поводов нет - я и так достиг в этом сезоне гораздо большего, чем предсказывал и чем ждали от меня и команды. Да, конечно, в двух предыдущих гонках мы не сумели получить от машины максимум возможного, но это совсем не значит, что мы вдруг сдали позиции. Так что - уверен - наша борьба за титул чемпиона не закончится до последней гонки!

Патрик ХЕД,технический директор "Уильямса":

- На финише прошлогоднего чемпионата и в самом начале нынешнего перед нами был Вильнев-гонщик, способный выжимать из машины максимум, хватать ее за глотку и заставлять делать то, что хочется ему, приносить тот результат, на который рассчитывал он. А потом... Поздней весной и особенно летом Вильнев был мало похож на себя прежнего. Только Жак может дать ответ - почему?

Низшей точки мы достигли в июле в Хоккенхайме. С тех пор многое изменилось. Мы заставили себя обратить внимание на некоторые проблемы, которые раньше казались не столь важными. Мы кое-что улучшили в конструкции автомобиля и стали более конкурентоспособными и уверенными в себе. Мы знаем, конечно, что Шумахер - опаснейший соперник в любой команде, а в этом году "Феррари" предоставила ему машину, способную помочь в решении главной задачи. Но я уверен, что Жак теперь способен принять его вызов и выдержать схватку с ним до конца.

Росс БРАУН,спортивный директор "Феррари":

- Спокойно, "Феррари" по-прежнему фаворит! Две из трех оставшихся трасс подходят нам гораздо больше, чем "Уильямсу", а у Михаэля несравненно больше опыта в борьбе за титул чемпиона мира, чем у Вильнева. К тому же под прессингом сейчас находится отнюдь не Шумахер, а его соперник.

...Мнения диаметрально противоположные, как и ожидалось. На чьей стороне окажется правда? Только 26 октября мы, видимо, узнаем ответ на этот вопрос. Но никто и ничто не мешает нам заняться таким увлекательным делом, как анализ и прогноз.

Итак, анализ. Сезон-97 Вильнев начал так, что в какой-то момент казалось - сбудутся прогнозы, обещавшие ему легкую прогулку за титулом чемпиона мира. Но затем, как тонко подметил Патрик Хед, последовал спад. В котором сам канадец не преминул обвинить команду. Помните его летнее высказывание о том, что "мы слишком хорошо начали сезон и успокоились"? Возможно, Жак и прав. Но лично мне кажется, что тут дело в другом. Взгляните на результаты прошлогоднего чемпионата, и вы увидите знакомую картину: начав удивительно сильно для дебютанта, Вильнев затем - опять-таки ближе к лету - провалился и лишь к концу сезона снова начал демонстрировать присущую ему агрессивность. Так что собака, видимо, зарыта не в повышенном благодушии "Уильямса", а в том, что молодой канадец, проводящий в "Формуле-1" всего-навсего второй сезон, пока не научился правильно распределять силы.

В таком случае совершенно иначе выглядят и результаты Шумахера. Мне кажется, что "Феррари", безусловно, выправившаяся по сравнению с тремя-четырьмя предыдущими сезонами, все же не так страшна, как ее малюют: высокий класс Шумахера-гонщика не дает по-настоящему оценить ее силу. И тот неоспоримый факт, что в лидеры нынешнего розыгрыша двукратный чемпион мира вырвался именно летом, объясняется скорее не взлетом Скудерии, а уже упоминавшимся провалом Вильнева. Просто пунктуальный и методичный немец вовремя воспользовался ситуацией, как он делал всегда.

Обратите внимание: после Хоккенхайма у Вильнева не было ни одной нерезультативной гонки, и из четырех последних "Гран-при" он выиграл два. Результаты же Шумахера вроде бы пошли на спад, хотя на самом деле немец остался на том же уровне надежности, на котором и был, просто на фоне вновь пришедшего в себя Вильнева его результаты перестали производить столь сильное впечатление. Исключая лишь гонку в Спа, где уникальный дар двукратного чемпиона мира был продемонстрирован в полном блеске.

Однако в колоде Шумахера есть несколько козырей. Один из них, видимо, основной, это Росс Браун, вместе с которым немец завоевал оба своих чемпионских титула, причем один в такой схватке, какая Вильневу пока что и не снилась. Вспомните чемпионат 1994 года. Вспомните то единственное очко, которое разделяло Шумахера и Хилла после Сузуки и которое Шумахер сумел-таки сохранить! А вот Вильнев, в прошлом году имевший реальный шанс дожать-таки своего партнера по команде Хилла, все же стушевался и в острейшем эндшпиле 47-го чемпионата начал ошибаться.

Кстати, любопытная деталь. Вы, конечно, помните, каким образом Шумахер сумел сохранить то самое единственное очко в 94-м. Такое не забывается. В финальной гонке 45-го чемпионата мира, в Аделаиде, немец допустил ошибку, оказавшись под неожиданным для него прессингом Хилла, вылетел с трассы и повредил свой "Бенеттон" при ударе о бетон отбойника. В тот момент, когда преследовавший его англичанин приготовился пройти замерший в повороте обездвиженный, казалось, "Бенеттон", Шумахер резко вывернул руль вправо и нанес удар находившемуся внутри виража "Уильямсу". Машина Хилла ползком добралась до боксов, где телекамеры во весь экран показали погнутый рычаг передней подвески... "После этого, - саркастически улыбается Фрэнк Уильямс, - мы значительно усилили нашу подвеску".

Ольга ЛИНДЕ

ШУМАХЕР - ВИЛЬНЕВ: ХРОНИКА ПОГОНИ

ШУМАХЕР

ВИЛЬНЕВ

место/очки

место/очки

позиция в чем-те

Австралия

2/6

сход/0

6:0

Бразилия

5/2

1/10

8:10

Аргентина

сход/0

1/10

8:20

Сан-Марино

2/6

сход/0

14:20

Монако

1/10

сход/0

24:20

Испания

4/3

1/10

27:30

Канада

1/10

сход/0

37:30

Франция

1/10

4/3

47:33

Англия

сход/0

1/10

47:43

Германия

2/6

сход/0

53:43

Венгрия

4/3

1/10

56:53

Бельгия

1/10

5/2

66:55

Италия

6/1

5/2

67:57

Австрия

6/1

1/10

68:67

ВИЛЬНЕВ - ХИЛЛ: КАК ЭТО БЫЛО ГОД НАЗАД

ВИЛЬНЕВ

ХИЛЛ

место/очки

место/очки

позиция в чем-те

Австралия

2/6

1/10

6:10

Бразилия

сход/0

1/10

6:20

Аргентина

2/6

1/10

12:30

Европа

1/10

4/3

22:33

Сан-Марино

сход/0

1/10

22:43

Монако

сход/0

сход/0

22:43

Испания

3/4

сход/0

26:43

Канада

2/6

1/10

32:53

Франция

2/6

1/10

38:63

Англия

1/10

сход/0

48:63

Германия

3/4

1/10

52:73

Венгрия

1/10

2/6

62:79

Бельгия

2/6

5/2

68:81

Италия

7/0

сход/0

68:81

ШУМАХЕР - ХИЛЛ: ТРИЛЛЕР-94

ШУМАХЕР

ХИЛЛ

место/очки

место/очки

позиция в чем-те

Бразилия

1/10

2/6

10:6

Пасифик

1/10

сход/0

20:6

Сан-Марино

1/10

6/1

30:7

Монако

1/10

сход/0

40:7

Испания

2/6

1/10

46:17

Канада

1/10

2/6

56:23

Франция

1/10

2/6

66:29

Англия

дискв.

1/10

66:39

Германия

сход/0

8/0

66:39

Венгрия

1/10

2/6

76:45

Бельгия

дискв.

1/10

76:55

Италия

н/ст

1/10

76:65

Португалия

н/ст

1/10

76:75

Европа

1/10

2/6

86:81

Япония

2/6

1/10

92:91

Австралия

сход/0

сход/0

92:91