ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЗАВТРА - ПЯТНАДЦАТЫЙ ЭТАП |
СУДЬБА ЧЕМПИОНСКОГО ТИТУЛА РЕШИТСЯ В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ
Пятнадцатый этап. "Гран-при Люксембурга" |
28 сентября. Нюрбургринг (Германия). 305,252 км (67 кругов по 4556 м). Автодром расположен в 90 км к юго-западу от Кельна и в 60 км к северо-западу от Кобленца. Рекорд круга в квалификации: 1.18,738 (208,306 км/ч) - Дэвид КУЛТХАРД (Великобритания, "Уильямс-Рено", 1995). Рекорд круга в гонке: 1:21, 180. (202,039 км/ч) Михаэль ШУМАХЕР ("Бенеттон-Рено", 1995).
Впервые в истории "Формулы-1" в 48-м чемпионате мира будет разыгран "Гран-при Люксембурга". Однако отнюдь не этот любопытный факт придает особый вес предстоящему в Эйфельских горах Германии этапу. Чем меньше гонок остается до конца нынешнего сезона, тем большую остроту приобретает схватка за корону чемпиона мира, с новой и неожиданной силой разгоревшаяся осенью. Неделю назад в Австрии осталось всего два претендента на титул - это Жак Вильнев, сумевший сократить свое отставание от лидера с десяти очков до одного, и Михаэль Шумахер, из-за спорного решения судей вместо второго места занявший только шестое и позволивший сопернику вплотную приблизиться к себе. Все остальные пилоты окончательно и бесповоротно из числа соискателей титула выбыли.
В последнее десятилетие дуэль двух становится традицией "Формулы-1": с 1988 года в битву за право называться лучшим гонщиком планеты ни разу не вмешивался кто-то третий. 48-й чемпионат мира превратился в поединок Шумахера и Вильнева уже со старта. А сейчас круто закрученная интрига первенства близится к своему разрешению. До финиша осталось провести всего три этапа, считая и завтрашний.
Три этапа - три разные трассы. Первая из них - Нюрбургринг. Автодром без каких-либо изысков, но тем не менее с непростым характером, который усугубляется еще и совершенно непредсказуемой погодой. Обгоны практически невозможны. Максимально требователен к аэродинамике. По мнению специалистов, больше всего подходит именно для "Уильямса". Как сказал Жак Вильнев: "Здесь мы побили Михаэля год назад, почему бы не повторить и теперь?" Да, год назад именно на Нюрбургринге Вильнев одержал свою первую победу в "Ф-1". А в 1995-м, в год возвращения Нюрбургринга в календарь чемпионатов мира, первым в тяжелейшей дождевой гонке здесь был Шумахер. Тогда немалую роль в его впечатляющем порыве сыграли переполненные немецкими фанами трибуны. Фактор "родных стен" может сыграть решающую роль и сейчас.
Через две недели после Нюрбургринга пелотон ждет Сузука. В высшей степени техничная трасса, но также и скоростная, предъявляющая повышенные требования к аэродинамике и качествам шасси. Мощность двигателя, однако, заметной роли здесь не играет. Важнее опыт и мастерство пилота. Так что здесь преимущество должно быть на стороне Шумахера. Тем более что он уже выигрывал здесь в 95-м, Вильнев же своей единственной пока гонки на японском автодроме в 96-м не закончил.
Последняя трасса чемпионата - Херес. Относительно короткая, узкая, насыщенная скоростными поворотами. Требовательная к техническому мастерству пилота. В Испании сочетание Шумахер/"Феррари" выглядит по сравнению с парой Вильнев/"Уильямс" фаворитом. Хотя бы потому, что канадец с этим автодромом незнаком, немец же выиграл на нем в 94-м в острейшей схватке у Дэмона Хилла.
Гонка преследования, в которой участвуют двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер на "Феррари" и его единственный оппонент, вице-чемпион мира-96 Жак Вильнев на "Уильямсе", достигает своего апогея. До окончания чемпионата остается провести всего три этапа. Возможно, у каждой из этих гонок будет неожиданный победитель, но в центре внимания все равно будут только двое. Шумахер и Вильнев. И ни один из них больше не имеет права на ошибку. Потому что в конце чемпионата каждое очко - на вес золота. Или даже дороже: на вес чемпионской короны. Как будут развиваться события? Вот что говорят по этому поводу (в интервью корреспондентам ведущих зарубежных изданий) сами пилоты и боссы их команд.
Жак ВИЛЬНЕВ:
- Осталось отыграть всего очко! Разве я не говорил, что буду жилы рвать, но отыграю гандикап у Шумахера?! Я сдержал слово. Но не только я выполнил обещанное. Вместе с Хайнцем-Харальдом Френтценом мы сумели вернуть нашей команде то, что она заслуживает, - первое место в Кубке конструкторов. Конечно, неделю назад, в тяжелейшей гонке, осложнившейся к тому же из рук вон плохим стартом, удача была на моей стороне, но еще до приезда в Австрию у меня была единственная цель - победа! Что ж, я достиг ее и сумел изменить ход чемпионата.
Нет ничего лучше - выиграв гонку, узнать, что твой главный соперник сумел получить в ней всего очко. Судьба отплатила мне за Спа. В Цельтвеге Шумахер потерял не девять очков, а гораздо больше - он потерял психологическое преимущество надо мной! Мы были чрезвычайно сильны в Австрии, значит, сможем быть так же сильны до конца сезона. Я жду оставшихся трех гонок с нетерпением. Особенно Нюрбургринг! Мы побили Шумахера здесь год назад, значит, мы сможем сделать это снова.
Михаэль ШУМАХЕР:
- Гонка на Нюрбургринге - для меня по-настоящему домашний "Гран-при". Мои родители живут совсем рядом, значит, весь уик-энд я смогу спать дома, а не в осточертевшем номере отеля. Для меня всегда бывает преимуществом - вести гонку перед немецкими фанами. В отличие от других гонщиков, выступая дома, я никогда не чувствую какого-то дополнительного прессинга. Наоборот - эмоции моих болельщиков словно освобождают меня, помогают, дают дополнительную силу. Так что моей единственной стратегией и на Нюрбургринге, и до конца сезона будет одна - атакующая!
До конца чемпионата осталось провести три гонки, каждая из которых может сыграть решающую роль в борьбе за титул. Я это знаю. Но не ощущаю никакой скованности, никакого особенного психологического прессинга. Мне нечего терять! Пусть Вильнев волнуется, у меня же для этого поводов нет - я и так достиг в этом сезоне гораздо большего, чем предсказывал и чем ждали от меня и команды. Да, конечно, в двух предыдущих гонках мы не сумели получить от машины максимум возможного, но это совсем не значит, что мы вдруг сдали позиции. Так что - уверен - наша борьба за титул чемпиона не закончится до последней гонки!
Патрик ХЕД,технический директор "Уильямса":
- На финише прошлогоднего чемпионата и в самом начале нынешнего перед нами был Вильнев-гонщик, способный выжимать из машины максимум, хватать ее за глотку и заставлять делать то, что хочется ему, приносить тот результат, на который рассчитывал он. А потом... Поздней весной и особенно летом Вильнев был мало похож на себя прежнего. Только Жак может дать ответ - почему?
Низшей точки мы достигли в июле в Хоккенхайме. С тех пор многое изменилось. Мы заставили себя обратить внимание на некоторые проблемы, которые раньше казались не столь важными. Мы кое-что улучшили в конструкции автомобиля и стали более конкурентоспособными и уверенными в себе. Мы знаем, конечно, что Шумахер - опаснейший соперник в любой команде, а в этом году "Феррари" предоставила ему машину, способную помочь в решении главной задачи. Но я уверен, что Жак теперь способен принять его вызов и выдержать схватку с ним до конца.
Росс БРАУН,спортивный директор "Феррари":
- Спокойно, "Феррари" по-прежнему фаворит! Две из трех оставшихся трасс подходят нам гораздо больше, чем "Уильямсу", а у Михаэля несравненно больше опыта в борьбе за титул чемпиона мира, чем у Вильнева. К тому же под прессингом сейчас находится отнюдь не Шумахер, а его соперник.
...Мнения диаметрально противоположные, как и ожидалось. На чьей стороне окажется правда? Только 26 октября мы, видимо, узнаем ответ на этот вопрос. Но никто и ничто не мешает нам заняться таким увлекательным делом, как анализ и прогноз.
Итак, анализ. Сезон-97 Вильнев начал так, что в какой-то момент казалось - сбудутся прогнозы, обещавшие ему легкую прогулку за титулом чемпиона мира. Но затем, как тонко подметил Патрик Хед, последовал спад. В котором сам канадец не преминул обвинить команду. Помните его летнее высказывание о том, что "мы слишком хорошо начали сезон и успокоились"? Возможно, Жак и прав. Но лично мне кажется, что тут дело в другом. Взгляните на результаты прошлогоднего чемпионата, и вы увидите знакомую картину: начав удивительно сильно для дебютанта, Вильнев затем - опять-таки ближе к лету - провалился и лишь к концу сезона снова начал демонстрировать присущую ему агрессивность. Так что собака, видимо, зарыта не в повышенном благодушии "Уильямса", а в том, что молодой канадец, проводящий в "Формуле-1" всего-навсего второй сезон, пока не научился правильно распределять силы.
В таком случае совершенно иначе выглядят и результаты Шумахера. Мне кажется, что "Феррари", безусловно, выправившаяся по сравнению с тремя-четырьмя предыдущими сезонами, все же не так страшна, как ее малюют: высокий класс Шумахера-гонщика не дает по-настоящему оценить ее силу. И тот неоспоримый факт, что в лидеры нынешнего розыгрыша двукратный чемпион мира вырвался именно летом, объясняется скорее не взлетом Скудерии, а уже упоминавшимся провалом Вильнева. Просто пунктуальный и методичный немец вовремя воспользовался ситуацией, как он делал всегда.
Обратите внимание: после Хоккенхайма у Вильнева не было ни одной нерезультативной гонки, и из четырех последних "Гран-при" он выиграл два. Результаты же Шумахера вроде бы пошли на спад, хотя на самом деле немец остался на том же уровне надежности, на котором и был, просто на фоне вновь пришедшего в себя Вильнева его результаты перестали производить столь сильное впечатление. Исключая лишь гонку в Спа, где уникальный дар двукратного чемпиона мира был продемонстрирован в полном блеске.
Однако в колоде Шумахера есть несколько козырей. Один из них, видимо, основной, это Росс Браун, вместе с которым немец завоевал оба своих чемпионских титула, причем один в такой схватке, какая Вильневу пока что и не снилась. Вспомните чемпионат 1994 года. Вспомните то единственное очко, которое разделяло Шумахера и Хилла после Сузуки и которое Шумахер сумел-таки сохранить! А вот Вильнев, в прошлом году имевший реальный шанс дожать-таки своего партнера по команде Хилла, все же стушевался и в острейшем эндшпиле 47-го чемпионата начал ошибаться.
Кстати, любопытная деталь. Вы, конечно, помните, каким образом Шумахер сумел сохранить то самое единственное очко в 94-м. Такое не забывается. В финальной гонке 45-го чемпионата мира, в Аделаиде, немец допустил ошибку, оказавшись под неожиданным для него прессингом Хилла, вылетел с трассы и повредил свой "Бенеттон" при ударе о бетон отбойника. В тот момент, когда преследовавший его англичанин приготовился пройти замерший в повороте обездвиженный, казалось, "Бенеттон", Шумахер резко вывернул руль вправо и нанес удар находившемуся внутри виража "Уильямсу". Машина Хилла ползком добралась до боксов, где телекамеры во весь экран показали погнутый рычаг передней подвески... "После этого, - саркастически улыбается Фрэнк Уильямс, - мы значительно усилили нашу подвеску".
Ольга ЛИНДЕ
ШУМАХЕР - ВИЛЬНЕВ: ХРОНИКА ПОГОНИ
ШУМАХЕР | ВИЛЬНЕВ | ||
место/очки | место/очки | позиция в чем-те | |
Австралия | 2/6 | сход/0 | 6:0 |
Бразилия | 5/2 | 1/10 | 8:10 |
Аргентина | сход/0 | 1/10 | 8:20 |
Сан-Марино | 2/6 | сход/0 | 14:20 |
Монако | 1/10 | сход/0 | 24:20 |
Испания | 4/3 | 1/10 | 27:30 |
Канада | 1/10 | сход/0 | 37:30 |
Франция | 1/10 | 4/3 | 47:33 |
Англия | сход/0 | 1/10 | 47:43 |
Германия | 2/6 | сход/0 | 53:43 |
Венгрия | 4/3 | 1/10 | 56:53 |
Бельгия | 1/10 | 5/2 | 66:55 |
Италия | 6/1 | 5/2 | 67:57 |
Австрия | 6/1 | 1/10 | 68:67 |
ВИЛЬНЕВ - ХИЛЛ: КАК ЭТО БЫЛО ГОД НАЗАД
ВИЛЬНЕВ | ХИЛЛ | ||
место/очки | место/очки | позиция в чем-те | |
Австралия | 2/6 | 1/10 | 6:10 |
Бразилия | сход/0 | 1/10 | 6:20 |
Аргентина | 2/6 | 1/10 | 12:30 |
Европа | 1/10 | 4/3 | 22:33 |
Сан-Марино | сход/0 | 1/10 | 22:43 |
Монако | сход/0 | сход/0 | 22:43 |
Испания | 3/4 | сход/0 | 26:43 |
Канада | 2/6 | 1/10 | 32:53 |
Франция | 2/6 | 1/10 | 38:63 |
Англия | 1/10 | сход/0 | 48:63 |
Германия | 3/4 | 1/10 | 52:73 |
Венгрия | 1/10 | 2/6 | 62:79 |
Бельгия | 2/6 | 5/2 | 68:81 |
Италия | 7/0 | сход/0 | 68:81 |
ШУМАХЕР - ХИЛЛ: ТРИЛЛЕР-94
ШУМАХЕР | ХИЛЛ | ||
место/очки | место/очки | позиция в чем-те | |
Бразилия | 1/10 | 2/6 | 10:6 |
Пасифик | 1/10 | сход/0 | 20:6 |
Сан-Марино | 1/10 | 6/1 | 30:7 |
Монако | 1/10 | сход/0 | 40:7 |
Испания | 2/6 | 1/10 | 46:17 |
Канада | 1/10 | 2/6 | 56:23 |
Франция | 1/10 | 2/6 | 66:29 |
Англия | дискв. | 1/10 | 66:39 |
Германия | сход/0 | 8/0 | 66:39 |
Венгрия | 1/10 | 2/6 | 76:45 |
Бельгия | дискв. | 1/10 | 76:55 |
Италия | н/ст | 1/10 | 76:65 |
Португалия | н/ст | 1/10 | 76:75 |
Европа | 1/10 | 2/6 | 86:81 |
Япония | 2/6 | 1/10 | 92:91 |
Австралия | сход/0 | сход/0 | 92:91 |