ХРОНИКА |
ПО ЗЕМЛЕ МОЖНО ЕЗДИТЬ ПОЧТИ СО СКОРОСТЬЮ ЗВУКА!
Упорные попытки англичанина Ричарда Нобля и его команды побить мировой рекорд скорости на земле увенчались успехом. 25 сентября после полудня 35-летний лейтенант Британских королевских ВВС Энди Грин на принадлежащем Ноблю суперавтомобиле Thrust SuperSonic (стоимость этого уникума - 5 миллионов фунтов стерлингов) в двух попытках развил среднюю скорость 1149,579 км/ч.
Согласно правилам, соискатель титула рекордсмена должен в течение часа совершить две попытки на дистанции протяженностью в милю (1609 м), причем в противоположных направлениях. Средняя арифметическая двух наивысших за обе попытки скоростей и будет рекордной. В 13.31 по местному времени Грин в пустыне Блэк Рок (штат Невада) разогнался до 1127,574 км/ч, а в 14.21 - до 1171,583 км/ч! Для справки: скорость звука в сухом воздухе при температуре 0 градусов по Цельсию равна 1188 км/ч. Кстати, преодоление звукового барьера на земле и является конечной целью уникального проекта Ричарда Нобля.
- Я счастлив видеть рождение рекорда, ради которого работал 6 лет, - сказал Нобль, теперь уже экс-рекордсмен мира, поскольку именно его достижение (1019,44 км/ч) 14-летней давности превысил Грин.
Кстати, этот рекорд - 64-й в истории. Первым рекордсменом мира 12 декабря 1898 года стал француз Гастон де Шаслу-Лоба, развивший на электромобиле фантастическую для того времени скорость в... 63 км/ч! Следующие шесть достижений также были установлены на электромобилях, и к 29 апреля 1899 года рекорд поднялся до 105,71 км/ч. Он был побит 5 августа 1902 года Леоном Серполле на машине с паровым двигателем, но почти тут же рекордсменом стал Уилльям К. Вандербильт на первом автомобиле с двигателем внутреннего сгорания - 122,412 км/ч. В 1911 году были утверждены правила, при соблюдении которых регистрировались рекорды. С тех пор они очень мало изменились. Главное - машина должна иметь 4 колеса и все они в момент рекордной попытки должны касаться земли. Тогда же была установлены дистанция в милю и две попытки в течение часа. Последний рекорд до эпохи правил установил Боб Бармэн 23 апреля 1911 года - 227,46 км/ч. Первым же достижением, соответствующим правилам, были 199,67 км/ч, показанные Эл. Джи. Хорнстедом 24 июля 1914 года.
После некоторых изменений, внесенных в регламент в 1964 году, к рекордным заездам были допущены автомобили с реактивными двигателями и пропеллерами. Первым же человеком, преодолевшим на земле рубеж скорости в 400, потом 500 и 600 миль в час (640, 800 и 960 км/ч соответственно), был ныне 60-летний американец Крейг Бридлав на автомобиле Spirit of America. Первым его рекордным достижением стали 650,76 км/ч, показанные в августе 1963 года, то есть еще до введения новых правил, и FIA скорость Бридлава не утвердила. Таким образом, в официальной истории рубеж 400 миль/ч первым одолел Дональд Кэмпбелл на Blue Bird с турбодвигателем: 17 июля 1964 года он показал 403,10 миль/ч (648,588 км/ч). По 1965 год включительно Бридлав пять раз поднимал планку рекорда, но ему так и не удалось осуществить свою мечту - покорить 700 миль в час. В эти сентябрьские дни Бридлав был в пустыне Блэк Рок и мог своими глазами видеть, как это сделали другие.
Ольга ЛИНДЕ
ПРЕЗИДЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЯТИБОРЬЯ СЧИТАЕТ ДИСКВАЛИФИКАЦИЮ СЕРГЕЕВА НЕДОРАЗУМЕНИЕМ
Сборная России по современному пятиборью, выигравшая золотые медали в командном первенстве на августовском чемпионате мира в Софии, решением Международной федерации этого вида спорта лишена золотых медалей. Как вчера сообщил "СЭ", причина заключается в том, что взятая на чемпионате допингпроба Дмитрия Сергеева, выступавшего в команде вместе с Дмитрием Сватковским и Эдуардом Зеновкой, дала положительный результат, о чем руководство международной федерации и уведомило российскую сторону по факсу. Корреспондент "СЭ" Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ попросила прокомментировать случившееся первого вице-президента Российской федерации современного пятиборья Валерия Пирогова.
- Сергеев в феврале этого года получил очень тяжелую травму при падении с лошади, - рассказал Пирогов. - С тренировки его увезла "скорая", причем несколько инъекций Сергееву были сделаны прямо в манеже. Потом он долго лежал в клинике Бурденко, а в общей сложности восстановление заняло полтора месяца. Когда спортсмен снова приступил к тренировкам, мы попросили врачей дать подробный перечень использованных при лечении лекарств, чтобы мы в случае необходимости могли представить его допинговым службам. Такая бумага была получена, однако нас предупредили, что список может быть неполным. Какие именно препараты вводили Сергееву, когда им занимались врачи "скорой помощи", выяснить так и не удалось. Тогда же мы проконсультировались со специалистами по поводу возможных следов лекарств в организме спортсмена и выяснили, что к чемпионату мира такие следы могут остаться, хотя это и маловероятно.
Кстати, на участие Сергеева в чемпионате мира тренеры серьезно не рассчитывали: он был запасным. Однако уже в Софии было решено поставить его в состав вместо Григория Брегеля. Сергеев выступил очень слабо, эстафету, по сути, вытащили на себе Сватковский и Зеновка. А 9 сентября мы получили факс из Международной федерации о том, что повторный анализ подтвердил наличие следов запрещенного препарата с каким-то сложным названием. Президент Международной федерации Клаус Шорманн приезжал в Москву и официально сказал, что считает случай с Сергеевым недоразумением, которое даже не стоит делать достоянием широкой общественности: мол, российская сборная - объективно сильнейшая и дисквалификация одного спортсмена никоим образом не должна бросать тень на остальных. Тем не менее золотые медали пришлось вернуть.
-Неужели накануне чемпионата мира не проводился предвыездной допингконтроль?
- В том-то и дело, что нет. Сергеев, как и все кандидаты в сборную, прошел внутренний контроль в феврале перед чемпионатом России - это было незадолго до травмы. И никто тогда не мог предположить, что он вообще окажется в сборной.