Газета Спорт-Экспресс от 3 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 октября 1997 | Художественная гимнастика

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Елена ВИТРИЧЕНКО

С ТАКИМ ХАРАКТЕРОМ МНЕ НАДО БЫЛО РОДИТЬСЯ ЛЕТ 200 НАЗАД

Абсолютная чемпионка Европы по художественной гимнастике Елена Витриченко по мнению многих специалистов является главным фаворитом стартующего во второй половине октября мирового первенства. Сейчас она живет в Киеве. Квартиры здесь у Витриченко пока нет, поэтому вместе со своим вечным спутником, тренером и мамой Ниной они разместились в люксе гостиницы "Спорт", где и состоялась наша беседа.

-Перед Атлантой вы намекали, что намерены после Игр уйти из большого спорта. Что повлияло на перемену решения?

- Поражение. Займи я первое место, те состязания стали бы для меня последними. Об этом я сказала маме еще перед отъездом в Атланту. Ведь цель всей моей жизни - стать олимпийской чемпионкой. И хочется ее достичь.

-Бронзу Атланты вы, получается, расценили как неудачу?

- Что вы! Однозначно - это успех. Я получила такое признание зрителей, о каком и не мечтала. В то же время в художественной гимнастике далеко не всегда приходится рассчитывать на объективность арбитров. В Атланте я завершала выступления в группе сильнейших, знала оценки всех соперниц и была абсолютно уверена, что буду как минимум второй. Судьи решили иначе. Значит, нужно стать на голову выше остальных. Этому мы и решили с мамой посвятить новый олимпийский цикл.

-С чего же вы начали?

- С изменения имиджа. Пора выходить на площадку взрослой гимнасткой. Надеюсь, на чемпионате мира это понравится не только зрителям, но и судьям. Собственно, именно женственность в первую очередь отличает "художниц" от представительниц спортивной гимнастики.

-Вы считаете себя целенаправленным человеком?

- Жизнь заставляет быть и целенаправленной, и сильной. Я слишком долго считалась гимнасткой номер два после Кати Серебрянской. Хотя, на мой взгляд, у нас абсолютно одинаковые возможности.

-Это вас раздражало?

- Меня трудно вывести из себя. Видимо, сказывается папин характер. Он у меня доктор математических наук, преподает в Одесском университете.

-Но вы почти все время рядом с мамой.

- Разве это плохо? С мамой мне легче найти общий язык. Она знает, что я люблю, я знаю, что ей больше нравится. Даже на тренировках у нас не бывает разногласий. Соответственно, и обид.

-Кстати, почему вы перебрались из Одессы в Киев?

- Зал, в котором я раньше тренировалась, уже 16 лет в аварийном состоянии.

-Когда вы почувствовали себя профессионалом?

- Года за два до Олимпиады, когда появилась серия "Гран-при" и соревнования стали проводиться раз в неделю или раз в две недели.

-Вам приходится многим жертвовать ради гимнастики?

- Не думаю. Конечно, я много и тяжело работаю, но мне это нравится.

-Вас никогда не привлекала карьера актрисы?

- Я безумно хочу попробовать сняться в кино - в какой-нибудь сказке или в историческом фильме. Я маме когда-то даже говорила, что мне с моим характером надо было родиться лет 200 назад.

-А к профессии тренера вы как относитесь?

- Мне нравится работать с детьми. Я часто остаюсь после тренировки посмотреть, как работает с малышами мама. Я вообще считаю, что она - лучший тренер в мире.

Тут к нашему разговору присоединилась Нина.

- Меня очень обрадовало решение Лены продолжить выступать после Атланты. С тех пор мы объездили очень много стран и часто слышали и от специалистов, и от зрителей мнение, что в Атланте Лена выступила блестяще - лучше всех, чище всех. Думаю, тогда дочка и почувствовала, что ее потенциал еще не реализован до конца и что она может и должна идти дальше. Кстати, подобное состояние у нее было после чемпионата Европы-94, на котором Лена из-за судейских игрищ уступила в многоборье 0,025 болгарке Марии Петровой, но выиграла три золотые медали в отдельных упражнениях.

-Интересно, трудно тренировать собственную дочь?

- Я начала работать с Леночкой, когда ей было четыре года. На тренировках она почему-то стала обращаться ко мне по имени-отчеству. Однажды, когда мы с ней вышли после занятий из зала, она вдруг спросила: "Нина Михайловна, а на улице мне вас можно мамой называть?" Этот момент запомнился мне на всю жизнь. А желание нравиться мне у Лены осталось до сих пор.

-У дочки есть любимые и нелюбимые снаряды?

- Раньше больше всего нравились упражнения с мячом. Сейчас она любит и обруч, и скакалку, и булавы. Она вообще очень быстро схватывает новое и блестяще реализует все мои идеи. Кстати, в детстве я ее называла "Зажигалкой" за мгновенную реакцию на все - слова, взгляды, жесты. Может за две секунды заплакать и тут же рассмеяться. Не знаю, станет ли Лена, если осуществится ее мечта, подарком для режиссера в обожаемом ею кинематографе, но для меня она точно подарок судьбы.

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

Киев