Газета Спорт-Экспресс от 15 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 октября 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

Настроение у поклонников дортмундской "Боруссии" меняется, похоже, вместе с временами года. Весной, в пору буйного майского цветения, любимый клуб преподнес им самый щедрый за все годы своего существования подарок - бесценный кубок-амфору за победу в Лиге чемпионов. Осенью, когда небо над Дортмундом затянуто свинцовыми тучами и опавшие листья шуршат в порывах сырого ветра по мостовой, местные болельщики впали в уныние.

ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА ДОРТМУНДСКОЙ "БОРУССИИ"

Ефим ШАИНСКИЙ

из Дортмунда

Конечно же, не осеннее увядание природы тому причина. Впервые за многие годы один из популярнейших и богатейших германских клубов, еще совсем недавно дважды подряд выигрывавший чемпионат бундеслиги, провалился сейчас. После девяти туров очередного первенства дортмундцы постепенно опустились чуть ли не на дно турнирной таблицы. И это с самым что ни на есть звездным составом в бундеслиге, с новым популярнейшим тренером - итальянцем Невио Скалой, не так давно приведшим "Парму" к триумфам в Кубке кубков (1993), Кубке УЕФА (1995) и получающим самую высокую из всех футбольных наставников Германии зарплату в 2,5 миллиона марок.

Чем неожиданнее падение, тем больнее. В "Боруссии", где еще недавно царила прекрасная дружеская атмосфера (именно здоровый психологический климат, по мнению Заммера, Меллера и других известнейших мастеров был одной из главных причин побед команды), сейчас наблюдаются разброд и шатания. Скандал следует за скандалом.

После поражения в Билефельде от местной "Арминии" (1:3) капитан команды Ройтер и его заместитель Колер накинулись на тренеров. Ройтер, в частности, в довольно нелицеприятной форме обвинил Скалу в неправильной замене. По мнению капитана, против вышедшего на 74-й минуте и мастерски играющего головой Фукса нужно было выпускать защитника Рене Шнайдера, а не доигрывающего в клубе, вероятнее всего, последний сезон хавбека Михаэля Цорка. Темпераментный итальянец отреагировал бурно: "С меня достаточно. Мне надоела постоянная критика. Игроки в конце концов должны не рассуждать, а играть в футбол. Я не хочу никого из вас больше видеть! Где ключи от моей машины? Я уезжаю в Италию и уже не вернусь!"

Юрген Колер всю свою горечь излил на помощника Скалы, известнейшего в прошлом вратаря Тони Шумахера. Покидая поле в расстроенных чувствах, он сказал: "Зачем вы и другие тренеры сидите на скамейке, если еще ни разу не смогли произвести правильную замену..."

Разумеется, такие вольности игроков руководству "Боруссии" не понравились. Скала, немного поостыв, все же вернулся из Падуи, куда умчался прямо из Билефельда, и заявил: "Ройтер и Колер будут оштрафованы". Сумму штрафа тренер не называл, но в прессе не раз проскальзывала цифра - по 5 тысяч марок с каждого.

Однако после экстренного собрания клуба акценты несколько изменились. Президент "Боруссии" доктор Герд Нибаум сообщил, что ни Ройтер, ни Колер оштрафованы не будут. Похоже, руководство куда больше взволновал совсем другой факт. Дело в том, что информация о ссоре Ройтера и Скалы впервые попала в некую бульварную газету со слов одного из игроков "Боруссии", и в клубе теперь все ломают голову, кто же вынес сор из избы, кто нарушил командный кодекс чести. Собрание не выявило предателя, но Нибаум заявил: "Как только мы узнаем его имя, он будет тотчас же вышвырнут из команды - независимо от прошлых и теперешних заслуг". Естественно, такое положение в коллективе не может способствовать его сплочению, взаимоотношения в команде отравлены взаимной подозрительностью. Покой в "Боруссии" всем только снится.

Еще один громкий скандал разыгрался в связи с высказываниями Рене Шнайдера - 24-летнего игрока, долгое время не выступающего из-за травмы. На последней перед встречей в Билефельде тренировке Скала похвалил футболиста за трудолюбие, после чего сказал, что включит его в заявочный список на матч с "Арминией". Ответ Шнайдера, получающего в клубе 1,2 миллиона марок в год, был обескураживающим: "Я лучше останусь дома..." Лишь после приказа тренера игрок поплелся к автобусу.

Тот же Шнайдер, на счету которого одна игра в составе сборной, вызвал негодование и Берти Фогтса, заявив на страницах клубного журнала "Боруссии" следующее: "Разочарован бундестренером. После травмы он ни разу обо мне не осведомился, ни разу не позвонил, чтобы поддержать в трудный период жизни. В принципе никого не интересует, что со мной".

После этих слов Шнайдера "Боруссия" всячески перед Фогтсом извинялась. Ну а сам бундестренер на страницах популярного спортивного издания Kicker на обвинения ответил следующим: "Шнайдер из того сорта игроков, которые мало тренируются, ничего не показывают, но хорошо собирают деньги... На чемпионате Европы в Англии Рене проводил время на средства Германского футбольного союза, словно был в отпуске. Когда перед матчем с Хорватией из-за многочисленных хворей наших игроков я сказал ему, что включу его в список запасных, он сообщил мне о своей травме. Наши медики потом колдовали над ним днем и ночью, а я посоветовал ему сразу после чемпионата отправиться в реабилитационный центр к Клаусу Эдеру с тем, чтобы к играм в составе "Боруссии" уже быть здоровым. Но Рене меня не послушал и поехал отдыхать... По моему настоянию он получил за чемпионат 300 тысяч марок столько же, между прочим, сколько Заммер, Хельмер, Айльтс или Кепке, участвовавшие во всех играх... Дортмундская "Боруссия" вызывает у меня большое уважение. Но на месте Шнайдера, получающего солидные деньги и не отрабатывающего их, мне бы перед миллионами безработных Рура было стыдно..."

Непростая ситуация в "Боруссии" усугубляется многочисленными травмами игроков. Только-только после двухмесячного перерыва, связанного с операцией на мениске, на поле снова стал выходить Заммер (правда, спортивный директор и бывший тренер команды Оттмар Хитцфельд говорил, что сейчас, после травмы, Маттиас может бегать только по прямой), как его вновь постигла неудача. После очередного обследования врачи сообщили, что лучшему футболисту Европы-96 необходима еще одна операция на том же левом колене. Не повезло и Ларсу Риккену. Многие надеялись, что повреждение, полученное им в Билефельде, это пустяк, дело нескольких дней. Но более детальное обследование показало, что у форварда разрыв связок в двух местах. Давно не выходит на поле из-за постоянных болячек и один из ключевых игроков обороны бразилец Жулио Сезар.

Единственная радость, что хоть Штефан Фройнд после очередной травмы вновь приступил к тренировкам. Он как всегда не робеет говорить все, что думает: "Настроение у нас ужасное, недоверие между игроками растет, для команды - это смерть... Мы должны прекратить придумывать отговорки... Каждый должен сам себя спросить, все ли он сделал для "Боруссии". Еще несколько дней назад Фройнд для спасения ситуации предложил руководству клуба купить нескольких новых игроков. При этом он честно сказал: "Знаю, что часто получаю травмы. И если даже буду первым, кто в связи с приходом новых футболистов перестанет попадать в состав, это будет нормально".

Президент Нибаум с Фройндом не согласен. Он считает, что игроки в "Боруссии" очень хорошие и на каждое место в составе есть по два равноценных претендента. Он также говорит о том, что просто невозможно отказаться от мастеров, которые совсем недавно показали всему миру свои недюжинные способности, выиграв Лигу чемпионов. А спад, по мнению Нибаума, начался еще в... феврале, после поражения от дюссельдорфской "Фортуны". Напомним, что "Боруссия" потерпела тогда фиаско после двух метких ударов российских легионеров - Добровольского и Юрана.

Действительно, уже во времена Хитцфельда многие говорили о необходимости влить в команду свежую кровь, пригласить несколько молодых энергичных игроков, жаждущих успеха и признания, чтобы они несколько растрясли сытых профессионалов "Боруссии". Но появились только два новичка шотландец Скотт Бут и тренер Скала. Кстати, руководство клуба итальянского наставника всячески поддерживает. В его защиту не раз выступали Нибаум, Хитцфельд, которые считают, что причины спада команды вовсе не в личности ее нынешнего тренера. Ну а сам Скала ведет себя довольно непоследовательно, то критикуя, то хваля своих подопечных. "На собрании команды мы говорили обо всем. Полностью доверяю игрокам, я даже в них влюблен. Они - настоящие профессионалы и работают отлично".

Именно непоследовательность, а также излишнюю мягкость многие сейчас вменяют в вину Скала. Вспоминают историю с Меллером, которого итальянец хотел использовать в нападении, но после высказанного по этому поводу игроком недовольства вернул его в полузащиту. Заммер критикует наставника за то, что сперва он хотел привить в команде игру в короткий пас, а теперь снова велит действовать, как прежде, используя длинные передачи. Все чаще говорят и о тактических ошибках тренера. И не только о неправильно произведенных им заменах. Например, в матче против "Вердера" он не позаботился о надежной опеке ведущего игрока бременского клуба австрийца Андреаса Херцога, что в немалой степени привело к поражению - 1:2.

22 ноября Невио Скала исполняется 50 лет. В этот день "Боруссия" проводит последний матч первого круга - в гостях с "Гамбургом". В каком настроении будет отмечать свой юбилей тренер - в боевом и приподнятом после преодоления кризиса или в унылом и безрадостном в огне ожесточенной критики, как сейчас, в трудные для команды дни? И будет ли вообще итальянец возглавлять к тому времени попавшую в полосу неудач некогда блистательную "Боруссию"? Ведь поклонники команды заждались от нее ярких побед, а с тренерами-неудачниками в бундеслиге, как и везде, не церемонятся.

Безусловно, у "Боруссии" есть все возможности вернуться в элиту. Хитцфельд, с именем которого связаны все яркие успехи клуба в последние годы, убежден, что изменения к лучшему наступят при Скале: "У нас в команде почти семейные отношения - нечто вроде разногласий между близкими людьми. Но это пройдет".

Ефим ШАИНСКИЙ - собственный корреспондент "СЭ" в Германии