"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" ОЛИМПИЙСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ |
ЗНАКОМЬТЕСЬ: НАГАНО
Для тех, кто не был в Японии и плохо представляет себе географическую карту этого государства, сообщим: Нагано - это столица одноименной провинции, расположенной в центральной части самого крупного острова японского архипелага - Хонсю. Территория провинции Нагано, четвертой по величине в стране, - 1 358 522 квадратных километра. Ее население - примерно 2 200 000 человек.
Префектура Нагано как бы делит остров Хонсю на две части: восточную, омываемую Тихим океаном, и западную, выходящую на побережье Японского моря. Этот горный район издавна называют "крышей Японии": здесь расположено около ста пиков высотой свыше 2500 метров. Известность префектуре принесли и более 150 источников термальных вод, вокруг которых выросло много популярных бальнеологических курортов.
Префектура Нагано славится также своими овощами, фруктами и цветами. Здесь выращивают замечательный салат латук, сельдерей, яблоки, абрикосы, гвоздики, горечавки. В конце 60-х годов прошлого века тут начали разводить шелкопряд. А после 1945 года стали развивать электронику, станкостроение, точное приборостроение. Не случайно эту префектуру называют "японскими Альпами" или "японской Швейцарией". В округе можно не только полюбоваться красотой горных пейзажей и курортов, но и приобрести самые точные часы, высококлассную видео- и аудиоаппаратуру, фотокамеры последних моделей.
Что касается города Нагано, то с древних времен он известен как религиозный, культурный и коммерческий центр. Еще 1400 лет назад в городе был возведен храм Дзенкодзи, и поныне остающийся одной из главных буддийских святынь страны. Здесь пересекались так называемые золотая и соляная дороги. По одной везли на юг добытое на севере золото, по другой, с запада на восток, соль.
Сейчас в самом Нагано проживает примерно 350 000 человек. С основными городами страны он связан сетью автомобильных и железных дорог. После того как 1 октября нынешнего года было открыто движение по новой трассе, на скоростном поезде "Синконсен" расстояние от Токио до Нагано - а это 220 километров - можно преодолеть всего за 1 час 40 минут.
Благодаря проведению XVIII зимних Олимпийских игр префектура Нагано и ее столица превратятся в мировой центр спорта и отдыха. И это не пустые слова. За последнее время в самом городе появилось несколько высококлассных спортивных объектов. Таких, например, как Big Hat, где проведут решающие матчи хоккеисты, White Ring, где будут состязаться фигуристы, M-Wave - арена для скоростного бега на коньках. Строятся и скоро будут сданы в эксплуатацию две пресс-деревни и Олимпийская деревня, которые после Игр пополнят жилой фонд Нагано. Завершается и создание большого парка, главной достопримечательностью которого станет стадион, на котором пройдут открытие и закрытие Игр, а после Олимпиады - очевидно, по примеру Атланты - его переоборудуют в бейсбольную арену. Возведение современного пресс-центра и теле- и радиоцентра обеспечит Нагано надежную связь практически с любой точкой планеты.
Значительные работы ведутся и в окрестностях олимпийской столицы. Лыжный стадион, два трамплина и несколько горнолыжных трасс сооружаются в местечке Хакуба, в 40 километрах от Нагано. Местом проведения состязаний по биатлону выбрана деревня Нозава Онсен в 50 километрах от города. А состязания по гигантскому слалому пройдут в Шига Коген, что в 60 километрах от Нагано. Понятно, что все эти поселки и деревушки благодаря Играм превратятся в респектабельные центры зимнего отдыха.
Однако, отмечая условия, которые создаются в Нагано и его окрестностях для проведения Игр, хочется обратить внимание на два факта. Первый: практически все олимпийские объекты - новостройки. Второй: огромная разбросанность мест соревнований по префектуре Нагано. Все это говорит о том, что, когда в 1991 году японцы получали Игры, в Нагано не было ничего. Люди решили вложить деньги в крупномасштабное предприятие, чтобы за короткий срок вернуть их сполна. И это заставляет задуматься над тем, как именно надо подходить к выдвижению городов - кандидатов на проведение Олимпийских игр.
Не дело, видимо, Национального олимпийского комитета или министерства спорта выбивать деньги из госбюджета. Они, наверное, должны лоббировать главным образом интересы своей страны в МОК и в международных федерациях. Инициативу же должны проявлять местные власти и местный бизнес. Им есть за что бороться. Победитель срывает солидный куш и обеспечивает прорыв в развитии городской инфраструктуры. Не остается внакладе и проигравший. Ведь участие в споре за Олимпийские игры приносит любому городу всемирную известность. Любая другая рекламная кампания стоит гораздо дороже.
Почему об этом зашел разговор? Месяц назад МОК объявил о начале конкурса претендентов на проведение зимних Игр 2006 года. На первом этапе, который завершится 1 февраля 1998 года, Национальный олимпийский комитет любой страны должен решить, будет он участвовать он в этой кампании или нет. И если - да, то на какой город делает ставку.
Если учесть, что на летнюю Олимпиаду 2008 года Россия претендовать не может, то, наверное, есть смысл попытать счастья еще раз в только что объявленном МОК зимнем конкурсе. Хотя трудно не согласиться и с тем, что за последние годы мы столько набили шишек в борьбе за Игры, что, быть может, лучше взять паузу. Но ответ на вопрос, стоит ли нам опять ввязываться в олимпийскую гонку, должен прийти из какого-то российского региона.
Александр PATHЕР
Нагано - Москва