Газета Спорт-Экспресс от 30 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 октября 1997 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

Сергей ГУСЕВ

Я - СИБИРЯК, НО В ЖАРКОМ ТЕХАСЕ МНЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ХОЛОДНОМ МИЧИГАНЕ

Владимир Димитров

из Торонто

Владимир ДИМИТРОВ - собственный корреспондент "СЭ" в Канаде.

В последнее время в канадской прессе стали появляться статьи, авторы которых выражают обеспокоенность тем, что поток молодых талантов из стран бывшего СССР, пополнявший в последние годы НХЛ, потихоньку начинает ослабевать. Хорошо, если бы так было на самом деле, однако жизнь показывает, что опасения упомянутых жураналистов пока напрасны. Более сотни наших хоккеистов в тренировочных лагерях минувшим летом - это о чем-то да говорит. А в списках игроков команд лиги появилось еще несколько труднопроизносимых для североамериканских судей-информаторов фамилий, заканчивающихся на "ов" и "ев". И если дебют Сергея Самсонова в общем-то планировался, то появление в рядах "Питтсбург Пингвинз" Алексея Морозова, а в составе "Даллас Старз" защитника Сергея Гусева - сюрприз.

ДРАФТ ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО КРУГА - ЭТО КОНВЕЙЕР

-Гусев - фамилия хоккейная, но вот Сергея Гусева наши болельщики знают плохо.

- Я родился и начал играть в хоккей в Нижнем Тагиле. В хоккейную секцию пришел в 12 лет, а до этого два года занимался футболом и там тоже был защитником. Первый мой тренер - Сергей Константинович Шумников - сейчас работает в Тюмени. До 16 лет я играл в юношеской команде, потом на год попал в команду мастеров "Спутник", выступавшую во второй лиге, а оттуда уехал в Самару - в ЦСК ВВС. Два сезона подряд мы становились чемпионами России в первой лиге, а на третий попали в МХЛ. Там в год дебюта сразу заняли 9-е место, меня пригласили в юниорскую сборную, И после чемпионата мира я уехал открывать для себя Америку. "Даллас" задрафтовал меня сразу же после мирового первенства в третьем раунде под общим 69-м номером.

-Вы присутствовали на церемонии драфта?

- Да, и убедился, что это довольно забавное мероприятие. Сначала ходишь и разговариваешь с представителями клубов. У меня было пять таких встреч, в том числе с "Ванкувером" и "Нью-Йорк Рейнджерс". Потом сидишь и ждешь. Первый раунд - самый продолжительный и торжественный: игроков вызывают на помост, надевают шапочки, фотографируют. Второй и третий проходят уже интенсивнее: на помост не вызывают, хотя и фотографируют. А затем начинается настоящий конвейер. В принципе мне было не важно, кто меня выберет, и к тому, что оказался в "Далласе", отнесся абсолютно спокойно. После драфта уехал в Россию, где чуть позже получил предложение подписать двусторонний контракт. Я это сделал и в сентябре приехал в свой первый тренировочный лагерь, провел одну выставочную встречу, и меня сразу же отправили в фарм-клуб "Каламазу". Конечно же, очень надеялся сразу закрепиться в основе Далласа" и все для этого делал, хотя понимал, что через фарм-клубы проходит подавляющее большинство молодых хоккеистов.

В СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЙ ХОККЕЙ ИГРАТЬ ТАК И НЕ НАУЧИЛСЯ

-Что собой представляет фарм-клуб "Далласа"?

- Каламазу - небольшой американский городок, расположенный между Чикаго и Детройтом, а одноименный клуб играет в ИХЛ, которая по уровню совсем немного уступает НХЛ. В первый мой год в этой команде мы выступили достаточно успешно: регулярный чемпионат закончили на пятом месте, а в плей-офф дошли до второго раунда. Я играл вместе с Джэми Лангебруннером, который сейчас также выступает за "Даллас". Получалось у меня вроде неплохо: забросил 11 шайб и сделал 17 передач. Но в последней игре первенства травмировал плечо, из-за чего пропустил плей-офф. На следующий год сыграл 7 выставочных матчей за "Даллас" и вновь вернулся в фарм. Однако на сей раз сезон и у клуба, и у меня лично не сложился. Я сломал руку, пропустил два месяца и набрал всего 15 очков: 7 голов плюс 8 передач. Причем если в первом сезоне я сыграл 72 матча, то на этот раз лишь 51. Команда же закончила чемпионат на предпоследнем месте и в плей-офф попала чудом. Дело в том, что в ИХЛ туда не выходят только по одной худшей команде в каждой из двух зон. В плей-офф в первом же раунде мы нарвались на "Детройт Вайперс", который впоследствии и стал чемпионом.

-Как вам понравился Сергей Самсонов?

- Он заметно выделялся на общем фоне. Сергей вообще молодец: много забил, немало сделал передач и заслуженно был признан лучшим новичком года. А меня, кстати, назвали лучшим защитником в нашей команде.

-Что вам дали два года, проведенные в ИХЛ?

- Очень много! Во-первых, я более профессионально стал подходить к игре и к жизни в целом. Во-вторых, выучил английский, которым, когда приехал в Америку, не владел совершенно. В связи с этим было очень много проблем: я абсолютно не понимал, что говорили тренеры, играл в свою игру, а команда - в свою. Партнеры буквально на пальцах объясняли, что нужно делать. Но постепенно разобрался, что к чему.

-А каково было привыкать к совершенно другим физическим нагрузкам?

- Считаю, что в России к этому вопросу тоже серьезно относятся, правда, дома мы не играем по 82 игры за сезон. Здесь же матчи через день, а иногда бывает и три за четыре дня. Кроме того, в ИХЛ все переезды в другие города совершаются на автобусе, так что на дорогу порой уходят по 4 - 5 часов в один конец. То есть приходится самому заботиться о своей физической форме: появляется перерыв в несколько дней - идешь в тренажерный зал, кровь по телу гоняешь. В России я бы в жизни не стал по собственной воле с железом возиться, а в Америке никто ничего делать не заставляет, но ты сам чувствуешь, что сил на всю игру может просто не хватить. Так что в этом плане ИХЛ тоже сильно мне помогла. Повторю, что по своему уровню она совсем немного уступает НХЛ, и только лучшие команды России - тольяттинская "Лада", ярославское "Торпедо" или московское "Динамо" - могли бы достойно в ней выступать. И то не уверен, что их бы хватило на 82 игры.

-Тренеры не пытались вас научить играть в добротный североамериканский хоккей?

- Пытались, но у них ничего не получилось - я продолжал действовать в своей манере. В первый год меня старались как-то наказать за это, на скамейку сажали, но когда я выходил на площадку, то продолжал гнуть свое. Наверное, мне помогло то, что в первый год в "Каламазу" я набирал достаточно много очков, да еще ветераны говорили тренеру: "Почему ты Сергею играть не даешь?" Ну и характер, видимо, сыграл не последнюю роль.

НИКОГДА НЕ ГНАЛСЯ ЗА ГОЛАМИ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫМИ ПЕРЕДАЧАМИ

-Этой осенью вы были уже в третьем тренинг-кемпе за свою американскую карьеру. Наверное, успели стать специалистом по предсезонной подготовке?

- На сей раз провел все 8 матчей. Тренеры, конечно, еще подсказывают, как лучше сыграть в тех или иных ситуациях, все-таки опыта у меня маловато. Но в этом году я чувствовал, что меня должны оставить в команде. Ну сколько же можно играть в фарме! Да и проявил я себя неплохо в выставочных встречах: забросил шайбу, сделал 5 результативных передач и с 6 очками оказался на 4-м месте в команде. Правда, начался сезон - и пока ни одного очка набрать не удалось. Однако я уверен: мое время скоро придет.

-Велика ли разница между выставочными матчами и играми регулярного чемпионата?

- Для новичка - да. Мне поначалу было весьма непросто. Все-таки в выставочных встречах на лед выходят далеко не все сильнейшие хоккеисты, и хотя молодежь рвет и мечет, чтобы заслужить место в основе, уровень все же не тот. А начинается чемпионат, и против тебя играют команды со всеми своими лучшими хоккеистами, со всеми звездами.

-Не давит мысль о том, что в случае одного-двух неудачных матчей вас вновь могут отправить в фарм-клуб?

- Об этом не думаю. Если отправят - значит, не готов пока выступать на уровне НХЛ. Что ж, буду играть за "Каламазу", доказывать свое право на место в основной команде.

-Перед началом выездного матча "Далласа" в Детройте состоялась церемония чествования нынешнего владельца Кубка Стэнли. Какие чувства вызвал у вас вид этого почетного трофея?

- С Кубком я еще во время драфта познакомился, даже сфотографировался рядом с ним. А эмоции были отрицательными, так как начало матча на 25 минут отложили. Да и сама игра у "Далласа" получилась неудачной, все голы нам забили какие-то невероятные. Один из-за ворот - шайба в щиток вратарю попала, второй - с лета клюшкой, как теннисной ракеткой: даже если захочешь, второй раз так не получится. Хотя надо признать, что "Детройт" играл лучше, да и команда эта гораздо мощнее и сбалансированнее, чем наша.

-Вы попали в основу "Далласа" в довольно удачный момент: клуб сейчас явно на подъеме.

- Когда я только пришел, команда придерживалась бестолково-оборонительного стиля игры: бросай-беги-окружай ворота, а там как получится. С приходом нового главного тренера Кевина Хичкока и после нескольких удачных обменов "Старз" стал смотреться лучше. Два первых звена у нас сильные, есть и звезды: Майк Модано, Пэт Вербик, Джо Нуиндайк, которые и в пас могут сыграть, и один в один соперника обойти. Но хотя команда сейчас действительно меняет свой стиль, а тренеры постепенно начинают делать акцент на атаку, в целом мы продолжаем играть в довольно примитивный хоккей. На посещаемости, правда, это не сказывается: 15 - 16 тысяч на родном 17-тысячнике собирается. А после того как в прошлом сезоне мы стали первыми в своем дивизионе, болельщиков на наших домашних матчах еще прибавилось.

-С кем в паре вы играете?

- У меня нет постоянного партнера, они все время меняются не только от матча к матчу, но и по ходу игры. Выхожу в третьей паре, однако времени на льду провожу достаточно много, то есть тренер мне доверяет. Впрочем, бывало, что когда в третьем периоде решалась судьба матча, меня выпускали на лед 3-4 раза.

-Каковы сильные стороны вашей игры?

- Чисто русские: коньки, бросок, голова (смеется). Правда, пока я еще ничего особенного не показал. Собрался было в прошлой игре сделать что-нибудь запоминающееся, так ногу повредил. Травма не очень серьезная, но игру-другую придется пропустить. Вообще многие дебютирующие в лиге молодые защитники, в том числе и атакующего плана, стараются не рисковать и не подключаются к атакам, предпочитая сыграть построже в обороне, чтобы не дать лишнего повода для критики. В первых играх и я действовал так же, а потом стал стремиться вести свою игру. Тренеры подсказывают, что сделал правильно, где ошибся, но в целом не мешают заниматься мне тем, что я лучше всего умею делать.

-Вы начали свой первый сезон в НХЛ. Какие вершины рассчитываете покорить?

- Каждый хоккеист в этой лиге - и я здесь не исключение - мечтает о Кубке Стэнли. О каких-то индивидуальных титулах и наградах мне пока говорить рано. Сначала нужно закрепиться в составе, показать все, на что способен, а там уж и другие планы строить. Могу еще добавить, что зарабатывание очков за результативность пока не является моей самоцелью.

-Каково вам, коренному сибиряку, в жарком и влажном Техасе?

- Уж лучший жаркий Техас, чем холодный Мичиган! Хотя прошлым летом я три месяца провел в Далласе, где жара была за 40 градусов. Так из дома, где нас спасал кондиционер, практически не выходили.

-Простите, кого это "нас"?

- Мою семью. Я ведь женат, дочке уже три с половиной года.