Газета Спорт-Экспресс от 31 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 октября 1997 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-98. Первые стыковые матчи

РОССИЯ - ИТАЛИЯ - 1:1 (0:0)

НИКОГДА ЕЩЕ РОССИЯ И ИТАЛИЯ НЕ ИГРАЛИ В МОСКВЕ ПРИ ПОЛУПУСТЫХ ТРИБУНАХ

РФС ХОТЕЛ ЗАРАБОТАТЬ, НО ПРОСЧИТАЛСЯ

Худшие предположения подтвердились. Нет, речь вовсе не о результате, который оставил шансы обеим командам. Мы, увы, не сумели подготовиться к такому событию. И самое печальное - трибуны динамовского стадиона были заполнены только наполовину. Неужели народ настолько разлюбил футбол, что его оставил равнодушным главный матч года?

Пустоты за обоими воротами шокировали. Никогда еще матчи такого ранга не собирали в Москве столь жалкую аудиторию. Что уж говорить о встречах с итальянцами! В 1963 и 1991 годах от наплыва зрителей ломились 100-тысячные Лужники, да и на товарищеской встрече 1975 года болельщиков было 70 тысяч. Видел, как удивленно развел руками Бобби Робсон: ну кто мог подумать, что стадион останется полупустым?!

Ответ на вопрос о народной "нелюбви" к футболу лежит, между тем, в области непомерно высоких цен на билеты. Установив их, руководители РФС рассчитывали, надо думать, заработать по максимуму - около трех с половиной миллиардов рублей. Но просчитались, забью, что люди в России не настолько богаты, чтобы выкладывать за билет по 150 тысяч. Деньги, конечно же, считать нужно, но умело. Получилось же, что РФС и себя "копейки" лишил (снизив цены вдвое, можно было заработать больше, чем удалось), и оставил игру без полных трибун. Впрочем, у вице-президента РФС Александра Тукманова на этот счет свое мнение: "Повлияли климатические условия, а вовсе не цена на билеты. Италия приезжает к нам в гости не каждый день, и, играй команды в Лужниках, билеты были бы еще дороже. Это не наша прихоть - дополнительные расходы, связанные с незапланированным матчем, вылились в кругленькую сумму. Их мы и пытались компенсировать".

И все-таки жаль, что такой футбол не стал праздником, как это должно было случиться. Даже те 25 тысяч человек, которые были очевидцами игры, удовольствия от пребывания на заснеженных трибунах, думаю, не получили. Равно как и журналисты, которые не получили возможности нормально работать. Расскажу о нескольких сценах, грустных и в то же время забавных, никак не украшавших околофутбольную атмосферу. Динамовский стадион, имеющий в России репутацию самого скандального, "прославился" теперь еще и на всю Европу.

ТРЕНЕР ИСПАНСКОЙ СБОРНОЙ СЛИШКОМ ДОЛГО ИСКАЛ БИЛЕТ, ЗА ЧТО ЕДВА НЕ ПОСТРАДАЛ

Примерно за час до матча я наблюдал у центрального сектора Северной трибуны следующую картину. Невысокого роста человек в черном пальто и с зонтиком в руке подошел к контролеру, охранявшему "золотые" места. Тот, естественно, знать не знал, что перед ним главный тренер испанской сборной Хавьер Клементе, а потому тут же крикнул: "Ну что там у тебя?!" И пока теплолюбивый испанец доставал окоченевшими руками пропуск, он услышал о себе еще много интересного. К счастью, ничего не понял - русского, несмотря на долгосрочное общение с Корнеевым, Галяминым и Кузнецовым, Клементе еще не освоил. Но уловив враждебность интонаций, съежился еще больше и предпочел укрыться от контролера зонтиком. Так "тепло" встречали, естественно, не одного Клементе, а всех, чье лицо опытным стражам трибун ни о чем не говорило.

В ЛОЖЕ ПРЕССЫ БЫЛИ ВСЕ, КРОМЕ ЖУРНАЛИСТОВ

Примерно в то же время ложа прессы была уже полным полна. Ни одного свободного места в ней не наблюдалось, а те, которые еще не обрели хозяев, были заставлены сумками. На известные вопросы ответ давался тоже известный: "Занято". Все бы ничего, да вот только незнакомые люди, заполонившие сектор прессы, никакого отношения к ней не имели. Поэтому корреспонденты "СЭ" оказались разбросаны едва ли не по всей Северной трибуне, не имея, естественно, ни столов, ни защиты от снега.

Итальянцам, конечно, было проще. Иностранцев в России всегда уважали больше своих, потому и мест для журналистов из Италии выделили значительно больше, и программки раздавали исключительно им. Вроде бы радоваться надо было нашим гостям, ан нет: чертыхаясь и покрикивая друг на друга, репортеры ходили по столам, наступая на чужие компьютеры. А как еще им можно было добраться до своих мест, если проходы между рядами на "Динамо" рекордно узкие в мире?

ЖЕНЫ ИГНАТЬЕВА И СЕМИНА И НЕ ПЫТАЛИСЬ СПУСТИТЬСЯ С ТРИБУН

Когда закончилась игра, журналисты, заброшенные на верхний ярус, собрались, естественно, на пресс-конференцию. Не тут-то было. Всех, кто не успел покинуть верхний ярус, держали до очистки другого - среднего. Не помогли ни журналистские удостоверения, ни спецпропуска, а попавшие наверх жены Бориса Игнатьева и Юрия Семина не пытались даже вырваться на свободу. Видели - бесполезно. Майор, дававший распоряжения, говорил: "Если бы вы были журналистами, то сидели бы не здесь, а в ложе прессы". И был, естественно, прав.

Сотрудник динамовского пресс-центра начал с какого-то момента прятаться от журналистов. Он даже надел для этой цели защитного цвета телогрейку. Когда же его все-таки обнаружили, то ничего вразумительного о возможности поработать не услышали.

ЛЮДИ ПАДАЛИ С ТРИБУН

Еще раньше, пока шел второй тайм, началось массовое падение людей с трибун. До какого-то момента они еще могли удерживаться за ледяные скамейки, но ближе к концу игры силы народа иссякли. В моем секторе, к примеру, упали пятеро. В соседних - еще больше. Солдаты, расчищавшие трибуны ото льда и снега, поработали, видать, на совесть.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ РЕШИЛ ДРАТЬСЯ

Итальянские репортеры не знали, естественно, о наших порядках, как не знали и о том, что общение журналистов с игроками на "Динамо" не предусмотрено. (Ну нет здесь обязательной для стадионов "смешанной зоны" - что поделать?) Поэтому, направляясь к раздевалке "Скуадры адзурры", они были весьма удивлены возникшим перед ними шлагбаумом. Удивлены настолько, что поначалу даже не поверили, рассмеялись. Но тут же непонятливым итальянцам все доходчиво объяснили, а самого среди них активного омоновец наградил серией ударов палкой. Но итальянец оказался не из пугливых, а поскольку палки не имел, ответил кулаком. Ошарашенные стражи порядка сдались под репортерским напором.

Заметив появление итальянцев в запретной зоне, пресс-атташе РФС, которому собственно и вменяется в обязанность помогать журналистам, сказал: "Этих вы сюда зря пустили". (Кстати, когда Вячеслав Колосков узнал о случившемся, то назвал виновным именно своего пресс-секретаря.) Российские телевизионщики, конечно же, возмущались: "Почему итальянцам можно, а нам нельзя?"

"ЗАЧИЩАЯ" ВСЕХ ПОСТОРОННИХ, ЕДВА НЕ "ЗАЧИСТИЛИ" МАЛЬДИНИ

Кто не знал, что такое на милицейском жаргоне "зачищать", мог получить о том в среду полное представление. Ну а для тех, кто не получил, скажу: "зачищать" - значит освобождать от посторонних определенную территорию. Делается это примерно так: крепкого телосложения парень подходит к тебе, обычно сзади, и аккуратно так, чтобы никто не видел, подталкивает в заданном направлении. На "зачищаемого" он при этом не смотрит, что работу его существенно облегчает. Разве что изредка доносилось неприязненное: "Как много развелось этих журналистов".

Так вот, когда "зачистка" коснулась футбольного отсека, под горячий локоть стражей едва не подвернулся охочий до общения с прессой Паоло Мальдини. Слава Богу, пронесло.

Михаил ПУКШАНСКИЙ