Газета Спорт-Экспресс от 12 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 ноября 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

СПУСТЯ 15 ДНЕЙ ПОСЛЕ СУПЕРФИНАЛА В XЕРECE: ПОКА ВИЛЬНЕВ ОТДЫХАЛ, ШУМАХЕР ЛИШИЛСЯ ВТОРОГО МЕСТА

И сегодня, спустя полмесяца после "Гран-при Европы" - последней гонки 48-го чемпионата мира, - не утихают страсти вокруг столкновения Жака Вильнева и Михаэля Шумахера.

ВИЛЬНЕВ НЕ ОБВИНЯЕТ ШУМАХЕРА, НО И НЕ ВЕРИТ ЕМУ

Нового чемпиона мира Жака Вильнева ударной волной от столкновения в повороте "Драй Сэк" в Хересе вынесло на самую вершину славы. Неудачная атака Михаэля Шумахера не просто увенчала канадца короной чемпиона мира, но придала этой короне совершенно невообразимый блеск. Тот самый, которого не хватало короне, которую в Хересе вынужден был снять Дэмон Хилл, из рук в руки передавший полномочия чемпиона мира своему бывшему партнеру по команде Вильневу.

Конечно, год назад в Англии Хилла тоже встречали с известной помпой, но прием, подобный тому, который ждал в Монреале Вильнева, англичанину и не снился. Канадца, живущего в Монако и на родину заглядывающего от силы пару раз в год на пару-тройку дней, в Квебеке встречали как национального героя. Отважусь предположить, что подобного ажиотажа, возможно, не удостаивались даже хоккеисты, выигравшие Кубок Стэнли.

Прилетевший из Лондона Вильнев должен был дать публичную пресс-конференцию в крупнейшем зале Монреаля Molson Centre, где обычно играет клуб НХЛ "Монреаль Канадиенс". Трибуны этой арены вмещают примерно 20000 зрителей, однако билеты на встречу с Жаком были раскуплены менее чем за два часа. А поскольку места на них обозначены не были, большая часть счастливых обладателей билетов предпочла провести возле Molson Centre ночь и половину следующего дня, дабы устроиться поудобнее. Так как 20 тысяч мест все равно не вместили всех желающих, часовая пресс-конференция нового - и первого в истории Канады - чемпиона мира в "Формуле-1" напрямую транслировалась всеми телевизионными каналами провинции Квебек и большинством всеканадских информационных каналов. Перед началом встречи переполненные до отказа трибуны (по некоторым сведениям, билетов было продано не 20000, а как минимум в полтора раза больше) устроили Вильневу 10-минутную бурную овацию.

Естественно, первым делом Жака спросили о фатальном для Шумахера столкновении и о том, как относится новоиспеченный чемпион мира к оправданиям "совершившего ошибку" соперника. - Я не верю ему, - ответил Вильнев. - Еще до гонки я знал, что Михаэль способен выкинуть меня с трассы - и он действительно попытался это сделать. Столкновение не было ошибкой или результатом взаимного недопонимания - удар был по-настоящему сильным, хотя и недостаточным для того, чтобы повредить мой "Уильямс". Я знаю, как легко судить другого, когда сам находишься в выигрышном положении. Но я сам никогда не сделал бы ничего похожего. Я не выкинул его с трассы в Японии, хотя имел для этого прекрасные шансы. Я не похож на него - вот в этом я с Шумахером согласен.

-Дело тут в воспитании или, скажем так, в мировоззрении?

- И в том, и в другом. И еще - в характере. Мы сражались за титул чемпиона мира и оба шли на риск. Но каждый по-своему. Когда после второго пит-стопа я атаковал Шумахера, это был мой риск. И его ответ был инстинктивен. В таких ситуациях поведение диктуется инстинктами, кто бы что ни говорил. Однако эти самые инстинкты у каждого свои. В соответствии со своими повадками Михаэль и постарался вышвырнуть меня с трассы. У меня же другие инстинкты. Не только на трассе, но и в обычной жизни тоже. Ни при каких условиях они не заставят меня сделать что-либо подобное.

-В кулуарах "Формулы-1" вас довольно часто сравнивают с Шумахером - и сравнения эти чаще не в вашу пользу. Например, считается, что от природы вы менее талантливы...

- Не вижу смысла вступать в соревнование с Шумахером в этом гипотетическом показателе. Я в гонках совсем не для того, чтобы что-то кому-то доказать, а для того, чтобы заниматься делом, которое люблю.

-Как отразится столкновение в Хересе на ваших с Шумахером отношениях?

- Я совершенно не знаю его как человека, между нами нет ничего похожего на дружбу или хотя бы на приятельство, поэтому, думаю, ничего в наших отношениях не изменится. Для меня не составит труда бросить ему: "Привет!", пожать руку, обменяться парой-тройкой слов. Наше соперничество ограничено рамками трассы, и лично я против Михаэля ничего не имею. Он классный гонщик, и мой чемпионский титул приобретает особенную ценность от того, что выиграл я именно у Шумахера.

-Вас также часто сравнивают и с вашим отцом, легендарным пилотом "Феррари" Жилем Вильневом. Это что-то значит для вас? Трудно сражаться с отцовской славой?

- (Ответил довольно резко.) Я никогда не сражался с его памятью или славой. И моя карьера - отнюдь не попытка сделать что-то лучше него. Чего бы я ни достиг в жизни, он всегда останется моим героем. Сейчас, думаю, он гордился бы мной.

-Но вы часто думаете о нем?

- Когда я остаюсь один - почти всегда. Но мои мысли и воспоминания - это то, чем я не собираюсь делиться ни с кем.

"ФЕРРАРИ" НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

Три года назад, когда судьба чемпионского титула тоже решалась в последней гонке сезона в дуэли Михаэля Шумахера с Дэмоном Хиллом и закончилась, как и 15 дней назад в Хересе, столкновением, многие поспешили взвалить ответственность за него на проигравшего - Хилла. По одной, как мне кажется, простой причине: победителя не судят.

Напомню, что в ноябре 1994 года в Аделаиде Шумахер, преследуемый Хиллом, врезался в отбойник, безнадежно повредив подвеску своего "Бенеттона". Его машина была уже обездвижена в тот момент, когда Хилл на "Уильямсе" попытался пройти соперника по внутреннему радиусу поворота. И Шумахер, вывернув руль вправо, пошел на столкновение. Оно вывело из гонки и его, и Хилла, но очко преимущества, которое имел немец накануне "Гран-при Австралии", сделало победителем чемпионата Шумахера.

Ситуация до боли знакомая, не правда ли? "До гонки в Хересе мне казалось, что Шумахер во второй раз не пойдет на столкновение, ведь это окончательно обезобразило бы его имидж, - сказал Хилл. - Я ошибся. Он ярко продемонстрировал свою истинную сущность. Я счастлив за Жака. Хотя бы потому, что три года назад после Аделаиды все фактически переложили вину за то столкновение на меня, называя дураком. Сегодня никто не скажет того же про Жака!"

Да, сегодня никто не называет Вильнева дураком - он ведь выиграл, причем не только титул чемпиона мира, но и кое-что гораздо более весомое. А вот Шумахеру приходится защищаться. Впрочем, в данный момент, видимо, исчерпав аргументы, он делает это не сам. Его защищают другие. Есть, наверное, от чего. Ведь накануне "Гран-при Европы" президент FIA Макс Мосли открыто пригрозил, что в случае, если кто-то попытается вмешаться в схватку за титул чемпиона мира, используя при этом не самые честные приемы, Всемирный конгресс примет серьезные меры вплоть до секвестра очков и дисквалификации провинившегося. И хотя сразу после гонки в Хересе столкновение Шумахера с Вильневом было признано стюардами "обычным гоночным инцидентом", FIA приняла решение вернуться к "делу Шумахера" 11 ноября.

Первоначально местом "судебного заседания" была названа штаб-квартира федерации в Париже, однако всего за три дня до "часа X" его перенесли в Лондон, в штаб-квартиру Английского королевского автоклуба. Примерно в те же дни английские автожурналисты (к примеру, из The Times) процитировали любопытное замечание одного из членов Всемирного совета, не называя его имени. Смысл сказанного сводился к тому, что сиюминутная цель - чемпионская корона - полностью затуманивает сознание ее соискателей и кое-кто из них не отдает себе отчета в том, что некий совершенный сейчас поступок завтра может вылиться, к примеру, в годичную дисквалификацию...

Видимо, в этом замечании крылась какая-то реальная угроза, потому что именно после него "Феррари" и ее приближенные развернули в прессе - итальянской, немецкой и, что любопытно, английской - настоящую контратаку. Глава спортивного подразделения Скудерии Жан Тодт и президент "Феррари" Лука ди Монтеземоло по очереди выступили с интервью, в которых открытым текстом говорили, что в Хересе против Шумахера и "Феррари" сражались не только Вильнев и "Уильям", но и "Макларен" в полном составе, что налицо был настоящий сговор с целью не дать "Феррари" выиграть долгожданный чемпионский титул.

Впервые Тодт заговорил об этом еще в Хересе. Сегодня стало известно, что в Испании, после гонки он предоставил в распоряжение главного промоутера "Формулы-1" Берни Экклстоуна запись радиопереговоров Вильнева и его гоночного инженера Джока Клиа во время гонки. То есть, проще говоря, "Феррари", решившая, как выразился накануне финала ее президент Монтеземоло, пойти на все, чтобы добиться победы, подслушивала переговоры соперников, нарушив тем самым один из самых святых законов "Формулы-1". И тем не менее именно на этой "крамоле" Скудерия намеревалась строить защиту Шумахера.

Суть записей, предоставленных "Феррари" журналистам лондонской The Times и перепечатанных итальянской прессой, в следующем: Шумахер и его гоночный инженер Росс Браун чинно-благородно обсуждают проблемы износа резины, обгона круговых, заездов на пит-стопы и расход топлива, в то время как Клиа (вопросы и ответы Вильнева в этой записи почему-то отсутствуют) настоятельно рекомендует своему подопечному пропустить вперед Мику Хаккинена, бывшего весьма полезным в гонке.

Если помните, ни Хаккинен, ни его партнер по "Макларену" Дэвид Култхард никоим образом не вмешивались в непосредственную борьбу Вильнева и Шумахера. Более того, как сказал в Хересе патрон "Макларена" Рон Деннис, чтобы никак не повлиять на непосредственную дуэль канадца и немца, пилотам было даже дано указание придержать свои амбиции на старте. Видимо, сговор "Феррари" усмотрела в том, что финн и шотландец не пропустили вперед себя партнера Шумахера Эдди Ирвина, тем самым обезопасив Вильнева от вполне реальной (подчеркиваю это) возможности оказаться выброшенным с трассы вторым номером "Феррари". Если таковой воображаемый (снова вынуждена подчеркнуть это слово) сговор и имел место, его можно только приветствовать, ибо кто-кто, а Ирвин подставил бы подножку сопернику Шумахера с превеликим удовольствием и без малейшего зазрения совести!

Но умысел в действиях пилотов "Макларена" нужно еще доказать. Впрочем, для "Феррари" это, видимо, - истина, не требующая доказательств (из чего скорее всего следует сделать вывод: для Ирвина и в самом деле была запланирована в Хересе особая роль...).

- Я говорил об этом сговоре еще в Хересе, - сказал Тодт, - но меня никто не захотел слушать! Теперь же The Times написала об этом, и все вокруг твердят: какой скандал! Действительно, скандал: записи переговоров говорят сами за себя. К сожалению, "Феррари" в гонках всегда окружали завистники и команда находилась в изоляции. В прошлом мы тоже были свидетелями английских антиферрарийных альянсов в действии. Это - часть их игры.

- Теперь-то абсолютно ясно, что в Хересе "Феррари" сражалась не с одной командой, а с двумя, - сказал Монтеземоло. - Но я не очень шокирован подобным альянсом. Я расстроен тем, сколько обвинений свалилось на команду после Хереса, сколько моралей и нотаций мы были вынуждены выслушать! Особенно в Италии. Теперь-то, надеюсь, все понимают, что они незаслуженны.

- Боже мой, боже мои, какой шок! - это уже менеджер Шумахера Вилли Вебер в интервью германскому Bild. - "Формула-1" всегда была для меня в первую очередь спортом - настоящим, чистым, и я искренне верил, что гонка в Хересе будет просто финальной гонкой чемпионата, а не ареной закулисных махинаций против Михаэля и "Феррари"! Какое разочарование... С другой стороны, хотелось бы узнать: почему "Мерседес" так не хочет, чтобы Михаэль стал чемпионом мира?

А вот мнения противной стороны, в данном случае - боссов "Уильямса" и "Макларена" Фрэнка Уильямса и Рона Денниса, опубликованные английскими The Telegraph и The Times.

- Я предельно разочарован тем, что столь уважаемая и престижная газета публикует на своих страницах подобные россказни, никак не подкрепленные фактами, - сказал Деннис. - Невозможно отыскать ни : какой логики в предании гласности откровенной попытки со стороны иодной команды очернить соперников, подорвать безупречный победный имидж "Макларена" и "Уильямса". Мы никогда не опускались до подобного и никогда не опустились бы. К слову: для радиопереговоров между пилотом и боксами во время гонки "Макларен" пользуется кодированным сигналом.

- Я определенно разочарован открытием, что "Феррари" подслушивает переговоры других команд, сказал Уильямс. - Разочарован, но не удивлен. Эта команда имеет свои собственные представления о приличиях и о правилах fire play, весьма отличные от общепринятых.

Поскольку один из Двух главных героев продолжающегося триллера, Вильнев, в эти дни отдыхает где-то в канадской провинции в компании своей подруги Сандрин и своего менеджера Крейга Поллока, услышать его комментарии по данному вопросу не удалось. Шумахер же минувшие выходные провел в городке Пергуза, где прошел полуспортивный фестиваль, посвященный 50-летию "Феррари". Двукратный чемпион мира играл в футбол за команду "Феррари" против сборной звезд Сицилии. "Феррари" выиграла со счетом 3:2. Находившийся в приподнятом расположении духа Шумахер на просьбу корреспондента La Gazzetta dello Sport Рафаэле далла Вите прокомментировать пресловутый сговор против него ответил так:

- Предпочел бы ничего не говорить. Впрочем, Монтеземоло попросил меня не волноваться.

Мнение Ирвина по этому поводу таково: "Что доказали эти диалоги? Только то, что некоторые статьи действующего регламента отдельные команды ни в грош не ставят". Мнение своих гонщиков дополнил синьор Монтеземоло: "Если FIA решит предпринять какие-то санкции против нас, то она должна что-то сделать и с нашими оппонентами. Или нет?"

Так что предельно ясно, где собака зарыта. Впрочем, как сказал пресс-атташе Шумахера Хайнер Бюхингер, в чемпионате ничего не изменится он закончен. А вот в будущем, возможно, кое-что решительная контратака Скудерии изменит. Впрочем, никто не знает, по какому пути пойдут мысли и желания Всемирного совета. Одна небольшая деталь: за 24 часа до решения о переносе разбирательства "дела Шумахера" из Парижа в Лондон и за 48 часов до публикации в "Тайме" в Лондоне состоялся дружеский ужин, в котором принимали участие президент FIА Макс Мосли, вице-президент этой уважаемой организации Берни Экклстоун и Жан Тодт. Вопрос о санкциях против Шумахера не мог не быть затронут на этом интимном суаре. И трудно поверить, что Экклстоун, главный промоутер "Формулы-1" и главный, скажем так, пользователь ее прибылей не отдает себе отчета в том, какой негативный эффект подучит возможное длительное отлучение Шумахера от "Формулы-1".

Так что, мягко говоря, спорные методы защиты, предпринятые "Феррари", принесли предварительный результат: на заседание Всемирного совета кроме Шумахера были вызваны также представители "Макларена" и "Уильямса", обвиняющиеся в нарушении статьи 151С Спортивного кодекса FIA. Это обвинение в адрес английских команд звучит так: "коллективное манипулирование результатами "Гран-при Европы". Промежуточная цель достигнута - Шумахер выведен из центра внимания. Вот только сдается мне, что, позволяя защищать себя такими методами, Шумахер рискует растерять остатки своего благородного имиджа.

В заключение - еще одна деталь. Как утверждают многие близкие к "Феррари" представители прессы, после первого пит-стопа Шумахера на "Гран-при Европы" в Хересе на его машине начал протекать масляный радиатор. Команда знала, что до финиша ее лидеру на трассе не продержаться...

ЛОНДОНСКИЙ ЭПИЛОГ: "УИЛЬЯМС" И "МАКЛАРЕН" ОПРАВДАНЫ, ШУМАХЕР - НЕТ

Заседание Всемирного совета FIA началось вчера на Риверсайд Парк авеню в Колнбруке, пригороде Лондона, в 12.30 по московскому времени. Шумахер в сопровождении Вилли Вебера и Жана Тодта прибыл точно в назначенное время, но тем не менее опоздал, поскольку к входу в здание Английского королевского автоклуба ему пришлось пробираться сквозь плотно спрессованную толпу журналистов и фотографов. Несмотря на настойчивые просьбы прессы, никаких предварительных заявлений ни сам Шумахер, ни его сопровождающие не сделали.

А спустя без десяти минут два часа в зале для пресс-конференций появился президент FIA Макс Мосли и объявил решение Всемирного совета по "делу Шумахера".

- Михаэль Шумахер ("Феррари") решением Всемирного совета Международной автомобильной федерации исключается из чемпионата мира 1997 года, - в гробовой тишине произнес мистер Мосли. - Результаты, показанные пилотом в гонках, сохраняются, но набранные в чемпионате очки аннулируются. Никаких других санкции к господину Шумахеру применено не будет.

После мимолетной паузы зал зааплодировал. Аплодировал и сам Шумахер, изо всех сил пытавшийся сохранять на лице приличествующее случаю выражение печали и озабоченности, но это у него не очень хорошо получалось. Ведь слухи о том, что Михаэлю грозила дисквалификация на сезон-98, после заседания Всемирного совета полностью подтвердились. Кроме дисквалификации на двукратного чемпиона мира намеревались наложить и штраф в размере до двух миллионов долларов.

Спустя еще почти два часа, в 16.18 по московскому времени, мистер Мосли, работавший вчера своеобразным глашатаем "судебного opгана", снова появился перед прессой и объявил: "Всемирный совет всемерно удовлетворен тем, что после тщательного разбирательства стало предельно ясно: никакого сговора между командами "Макларен" и "Уильямс" не было. Жак Вильнев пропустил вперед Мику Хаккинена только потому, что не мог сдерживать атаки "Макларена" на поврежденном "Уильямсе".

Ольга ЛИНДЕ

Подробности и комментарии в завтрашнем номере "СЭ