ФУТБОЛ |
ЧМ-98. Отборочный турнир. Ответный стыковой матч |
ИТАЛИЯ - РОССИЯ |
15 ноября. Неаполь. Стадион "Сан-Паоло". 22.45 (время московское)
НА МАТЧ В НЕАПОЛЬ ПРИБЫЛ САМ ПЕЛЕ
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ |
из Неаполя |
Узкие улочки Неаполя каким-то загадочным образом вмещают не только толпы людей, но и десятки автомашин. Ни в начале, ни в конце переулков, которые уже, чем футбольные ворота, вы не увидите запрещающих "кирпичей". Похоже, этот знак скоро станет в городе музейной редкостью, ибо практически везде движение разрешается (скорее - каждый разрешает себе сам) в обе стороны. Точнее - не в обе, а в четыре. Можно в любой момент развернуться или пересечь мостовую, преградив дорогу кавалькаде машин. Можно проехать на красный свет или притормозить на оживленном перекрестке и переброситься со старым приятелем, случайно оказавшимся за рулем соседней машины, чтобы минут через пять-семь снова двинуться вперед по запруженной до предела улице.
Однако опасность подстерегает здесь не только неопытных водителей, впервые попавших в Неаполь, но и пешеходов, не знакомых с правилами ходьбы по тротуарам. Дело в том, что в этом удивительном городе можно бросать все, что угодно - газеты, мусор, старые вещи, - когда угодно - утром, днем, вечером, ночью - и где угодно - во дворе, на улице, на площади... И потому, идя по тротуару вдоль домов, нужно смотреть вверх, иначе вы рискуете получить пыльным целлофановым мешком по голове или принять грязный душ, который устроит вам обладатель маленького балкончика на третьем или четвертом этаже.
Теперь вы реально представляете себе, какой нелегкий и рискованный получасовой путь проделал я от отеля "Медитерранио" ("Средиземное море"), расположенного на берегу Неаполитанского залива напротив порта, до стадиона "Сан-Паоло", выстроенного сорок лет назад, о чем можно догадаться, несмотря на косметический ремонт, сделанный в преддверии субботнего матча сборных Италии и России.
Я же не ограничился этим и решил войти внутрь, мысленно представив себя игроком нашей сборной, которая приедет сюда завтра из Терма ди Телезе, чтобы выдержать это нелегкое испытание.
Один из служителей стадиона любезно открыл мне двери раздевалки, где расположится наша команда, попросив взамен - причем за деньги - хотя бы один билет на игру. Оказывается, подавляющему большинству людей, постоянно работающих на "Сан-Паоло", не удалось обзавестись драгоценным билетом. Посидев минуту-другую в кресле, я вышел из просторной комнаты и, сделав ровно сто шагов по широкому коридору с голубым пластиковым полом, поднялся на 12 ступенек вверх (по-моему, столько же отделяют туннель динамовского стадиона в Москве от беговой дорожки), миновал трех карабинеров с овчарками, судя по всему, дежурящих здесь круглосуточно, и очутился на изумрудно-зеленом поле неаполитанского стадиона.
Трава пружинила под ногами, а ворота с белоснежной сеткой притягивали к себе, как магнит. Я встал в ворота, взглянул на трибуны, на штрафную. площадь, лежавшую передо мной как на ладони, и на мгновение оказался в шкуре человека (бр-р-р!), которому через каких-то 48 часов предстоит столкнуться лицом к лицу, ну, скажем, с Алессандро Дель Пьеро. Тем самым Дель Пьеро, который вытеснил из "Ювентуса" великого Роберто Баджо, когда тот был в расцвете сил и считался символом "Старой синьоры". После этого Баджо исчез и из сборной. Правда, судя по всему, временно, потому что, как мне удалось выяснить, Чезаре Мальдини гарантировал Роберто по телефону место в составе "Скуадры адзурры" на мировом чемпионате во Франции, добавив, правда, при этом, что "до Франции нам надо еще доехать".
Впрочем, разговор с Дель Пьеро пошел совсем не о Баджо и его взаимоотношениях с Мальдини. Куда интереснее было затронуть тему предстоящего матча, а заодно оглядываться на пару с лишним недель назад и освежить воспоминания о московской игре. Разговор этот состоялся еще в Риме, на базе в Боргезиано.
- Когда наши ребята, которым предстояло играть, и запасные вышли из туннеля, то мы все подбадривали друг друга: мол, давайте сыграем здорово и победим, - говорит Дель Пьеро. - И вдруг кто-то бросил: "Ну как здесь победить? Посмотрите, какой идет снег!" Но он еще не успел договорить, как услышал в ответ фразу, сказанную, по-моему, нашим капитаном Паоло Мальдини: "Какое значение имеет снег, если он падает одновременно на футболистов обеих команд?". И с этого момента, по-моему, уже никто не обращал внимание на жуткие условия, в которых пришлось играть.
-Однако в Москве лично вам пришлось играть совсем немного - лишь под занавес второго тайма. А как будет сейчас?
- Я чувствую, что у меня есть возможность выйти на поле "Сан-Паоло" с первой минуты. Впрочем, такое же ощущение было у меня перед московским матчем на "Динамо", но там, как вы верно заметили, я долго просидел на скамейке в то время, как Раванелли и Вьери пытались вскрыть с помощью полузащитников оборону русских. Мне было плохо видно, когда Вьери забивал. Потом я посмотрел этот гол несколько раз в повторе по телевизору. Это был отличный гол. И очень жаль, что Вьери, играя за "Атлетико", получил травму и остался в Мадриде.
-Вы сочувствуете игроку, который, возможно, освободил вам место в составе?
- Искренне сочувствую, потому что Вьери - не просто прекрасный футболист. Он - мой друг, с которым мы вместе играли в "Юве". Но сегодня, в преддверии столь важного для всей Италии события, никак нельзя зацикливаться на том, что кто-то, пусть даже близкий мне человек, вынужден сидеть дома, а я могу играть вместо него. Надо думать о матче и о том, чтобы выступить в нем как можно лучше.
-Вы готовы сыграть "как можно лучше"?
- Да. Моя форма почти идеальна, аморальное состояние - звездное.
-К слову сказать, бытует мнение, что в последнее время в Италии не вспыхивают новые домашние футбольные звезды. Вы с этим согласны?
- Не знаю, не знаю, хотя слышу об этом уже года три, не меньше. По-моему, это мнение стало модным, а мы, итальянцы, уж слишком сильно увлекаемся модой. Более конкретно я не в состоянии ответить на этот вопрос. Задайте его Роберто Баджо или Роберто Манчини. Они больше повидали на своем веку.
-А вы бы могли сравнить итальянского Дзолу, который играл в "Парме", с английским, выступающим нынче за "Челси".
- В прошлом году на чемпионате Европы в Англии сборную Италии, которую тренировал Арриго Сакки, можно было смело назвать командой Дзолы. Для той "Скуадры адзурры" Джанфранко действительно был ключевой фигурой. Уверен, что и команде Чезаре Мальдини он способен принести большую пользу.
-Вы - благородный человек, если столь лестно отзываетесь о своем основном конкуренте.
- Какими бы конкурентами мы ни были, у нас общая цель - вместе с командой отправиться на чемпионат мира во Францию.
-Как вы считаете, сборная России в состоянии вам помешать?
- Нам может помешать не только сборная России, но и капризная неаполитанская погода. Всю прошлую неделю на юге Италии шел дождь. И нынешняя началась с дождя. Но, с другой стороны, не может же он лить беспрерывно две недели подряд! Зато точно не пойдет тот жуткий снег, который сыпался на наши головы 29 октября в Москве. Этот день и игру лично я запомню на всю жизнь.
-Вы испытываете определенный комплекс после московского матча, в котором итальянская команда с неимоверным трудом удержала ничью?
- Нет, хотя отдаю себе отчет в том, что в психологическом плане предстоящая игра после предыдущей будет очень непростой. Но надо перебороть себя, не думать о том, что нулевая ничья нас устраивает, и ни в коем случае не закрываться наглухо большую часть времени в своей штрафной площади. Такая тактика была бы тактикой самоубийства. Мы должны атаковать, используя для этого все свои стрелы с острыми наконечниками. Но атаковать, разумеется, с умом.
-Что значит - с умом?
- Мы должны попытаться как можно быстрее забить гол. Но при этом нельзя идти вперед сломя голову.
-А если никому из соперников не удастся забить и на табло останутся нули, вы будете счастливы?
- Безусловно. Ведь это премиальный для нас счет. Он открывает нам дорогу во Францию.
Опасения Дель Пьеро по поводу непогоды продолжают подтверждаться. В среду в 11 часов вечера с неба снова хлынули потоки воды. А молнии и гром были такими, что даже наши футболисты, которые обычно спят крепким сном, не раз просыпались и с опаской выглядывали в окна. Из-за обрыва проводов в четверг вплоть до полудня в трехэтажном здании "Гранд-отеля", напоминающем усадьбу Дона Корлеоне из "Крестного отца", то и дело на минут пять-семь пропадал свет, хотя телефонная связь с внешним миром оставалось непрерывной.
Гас свет, мгновенно пропадала видимость на телевизионных экранах, и" возможно, это кому-то и действовало на нервы. Кому угодно, но только не Виктору Онопко. Его олимпийскому спокойствию и выдержке всегда можно было позавидовать.
Кстати, в четверг Онопко ждал приятный сюрприз. В итальянских газетах появилась информация о том, что его пригласили принять участие в матче сборная Европы сборная остального мира, который пройдет в Марселе 4 декабря и будет посвящен предстоящему во Франции мировому чемпионату. Тренировать европейцев, а точнее, определять состав и руководить игрой будет сам Кайзер Франц Беккенбауэр, а партнерами Онопко станут такие знаменитости, как Шмейхель, Кепке, Мальдини, Петреску, Зидан, Йерро, Ярни, Бокшич, Балаков, Гаскоин, Савичевич и, что весьма приятно, талантливый форвард киевского "Динамо" Шевченко. Ну а соперниками европейцев станет команда, возглавляемая бразильцем Карлосом Паррейрой. В его распоряжении будут Роналдо, Батистута, Асприлья...
- Эта новость для меня большая неожиданность. Как неожиданным было приглашение в сборную мира пять лет назад, которая встречалась на "Сан-Сиро" с "Миланом". Да, хорошие вещи почему-то всегда случаются, когда их не ждешь, - улыбнулся Онопко.
-А плохие? Ведь на самом деле никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.
- Вы правы. Разве я мог представить, что не смогу доиграть матч в Москве против итальянцев? Между прочим, в моей футбольной биографии это произошло впервые. Я получил удар от Вьери локтем, словно от боксера на ринге. С той только разницей, что на ринге ты ждешь удара, а на футбольном поле - нет. У меня был шок. Секунды на три потерял сознание. А когда пришел в себя, даже не понял, где нахожусь.
-Вы узнали о том, что матч закончился вничью, в раздевалке после игры?
- Нет, я не помню, что было в раздевалке, о чем там говорили в перерыве и после матча. А счет узнал от Юры Ковтуна, который на своей машине отвозил меня домой.
-Многие думали, что вы из-за этой травмы не сможете играть в ответной встрече ситальянцами. Но, к счастью, все обошлось.
- Да, в Овьедо меня тщательно обследовали и сказали, что через три дня все будет в порядке. Но эти три дня были ужасными. Голова раскалывалась на части, и я даже засомневался в верности оптимистического диагноза врачей. Но они оказались правы.
-И уже в ближайшем матче с "Депортиво" вы вышли на поле.
- Да, хотя перед матчем я принял таблетку от головной боли - все-таки самочувствие было неважным. Зато на следующий матч против "Спортинга" вышел вполне здоровым. Мы обыграли хихонцев на их поле, и после игры я принес извинения за это своим друзьям Никифорову, Ледяхову и Черышеву: мол, не хотел, но так получилось.
-Как капитан сборной, что вы можете сказать сегодня о своей команде?
- Все готовятся с настроением и хотят сыграть так же дружно и самоотверженно, как в Москве.
-Какой фактор, по-вашему, может оказаться решающим в этом матче?
- Вся игра будет складываться из множества единоборств, и кто чаще выйдет в них победителем, тот победит и в матче.
-У вас нет ощущения, что итальянцы опасаются российской команды?
- У меня такого ощущения нет. Итальянцы нас не боятся. Но мы их тоже.
Среди почетных гостей матча будет и сам Пеле, который прибыл вчера в Неаполь.