Газета Спорт-Экспресс от 20 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 ноября 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Фрэнк УИЛЬЯМС

В ЭТОМ САМОМ ТЯЖЕЛОМ ДЛЯ НАС СЕЗОНЕ МЫ ОДЕРЖАЛИ САМЫЕ ЦЕННЫЕ СВОИ ПОБЕДЫ

48-й чемпионат мира "Формулы-1" завершился двойным успехом команды "Ротманс-Уильямс/Рено" - победой в чемпионате и в Кубке конструкторов. На вопросы "СЭ" отвечает патрон самой титулованной команды Фрэнк Уильямс.

-Минувший сезон оказался, возможно, самым сложным в биографии вашей команды. Тем не менее закончился он двумя вашими победами. Вы отмечали их как-то по-особенному?

- По-особенному? Да, скорее, как всегда. В Гроуве, на "Рэйс бэй" собрался весь персонал "Уильямс Гран-при инжиниринг". Это было дней через 10 после финиша "Гран-при Европы" в Хересе. Обстановка там была камерная и шампанское потягивали медленно и с удовольствием, а не устраивали душ из него, как на подиуме после этапа. Для меня и для Патрика Хеда это была отличная возможность сказать спасибо всем, с чьей помощью "Уильямс" снова одержал победу в чемпионате, настроение в котором у нас менялось, как в калейдоскопе. "Рэйс бэй" и по духу, и чисто географически - сердце "Уильямс Гран-при инжиниринг". Это то место, где рождаются наши машины. И во многом именно здесь выигрываются наши титулы. А потому нет лучшего места, чтобы отметить нашу очень сложную и очень важную победу.

-Вы сказали, что именно в "Рэйс бэй" выигрываются чемпионаты...

- Я ни в коей мере не собираюсь недооценивать заслуги Жака Вильнева или ставить под сомнение его профессионализм! В чемпионате он проделал работу, которая не может и не должна быть принижена этим глупым столкновением с Михаэлем Шумахером, этим пресловутым "гоночным инцидентом" в повороте "Драй сэк". Но настоящая команда "Формулы-1" подобна айсбергу: публика видит только самую его макушку, только то, что происходит во время "Гран-при", то есть от силы пару процентов колоссального, тяжелейшего и виртуознейшего труда. Планирование, подготовка, научные и инженерные исследования, другие аспекты деятельности успешного предприятия под названием "Уильямс Гран-при инжиниринг", возможно, не имеют такого блеска и не столь привлекательны, как гонки "Больших призов", но они являются фундаментом всего. Это, если хотите, на самом деле и есть "Уильямс".

-Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу того, что случилось на 48-м круге последнего "Гран-при" сезона-97 в Хересе.

- Что касается этого "гоночного инцидента", то все его нюансы нужно все-таки рассматривать корректно. И лучше всего остановиться на тех качествах чемпиона мира, которые он выявил. В столкновении с Шумахером лишний раз проявились талант и темперамент Жака. Он доказал, что не боится никого и ничего, продемонстрировав колоссальную уверенность в себе и зрелость, которые и должны отличать настоящего чемпиона.

-В начале сезона "Уильямс" считался безоговорочным фаворитом, однако чемпионат сложился для него, скажем так, неоднозначно. Были взлеты и падения, была погоня за "Феррари" и Шумахером. Какой этап стал, по-вашему, ключевым?

- Победа Жака в Австрии. До этой гонки "Уильямс" все время был на шаг позади "Феррари". Выигрыш дал нам возможность уравнять шансы и оказался переломным моментом сезона.

-А какие эмоции вызвала у вас гонка на Сузуке, где были и дисквалификация Вильнева, и "командная тактика" ваших соперников из "Феррари"?

- Конечно, несмотря на то, что именно на Сузуке "Уильямс" завоевал девятый в своей истории Кубок конструкторов, японский "Гран-при" нанес нам и некоторую психологическую травму. История с обгоном под желтым флагом и последующей дисквалификацией заметно выбила Жака из колеи. И это не могло не отразиться на том, как он провел гонку, которую при нормальных обстоятельствах, я уверен, Вильнев выиграл бы.

-Сейчас, по прошествии времени, вам не кажется, что решение подать апелляцию на вердикт стюардов было поспешным? Ведь, как выяснилось позже, оно могло стоить Вильневу титула.

- У нас был всего час на то, чтобы что-то предпринять. Мы подали апелляцию. Это вовсе не было легкомысленным решением. Дело в том, что каждый из находившихся в тот момент на трассе гонщиков игнорировал желтые флаги, а разбитый "Тиррелд", ставший причиной появления флагов, присутствовал на трассе чисто символически - на ней было только полдюйма его правого переднего колеса. К тому же за подобный проступок - проезд под желтым флагом - Шумахера в Австрии оштрафовали всего лишь 10-секундным стоп-энд-гоу. А ведь его вина была куда серьезнее: в опаснейшей ситуации он пошел на обгон.

-Так или иначе, но именно эти два эпизода с желтыми флагами - австрийский и японский - и привели к инциденту в Хересе. Как вы отреагировали, увидев маневр Шумахера на экране монитора?

- Первым делом я подумал вовсе не о нарушении правил. Все мы были страшно встревожены, так как прекрасно понимали: Жаку невероятно повезло, что он остался на трассе! Последние 18 кругов были сплошной пыткой ожиданием. Когда я увидел Михаэля в гравии, то мысленно воскликнул: глупый мальчишка! Поначалу мне показалось, что он действовал скорее инстинктивно, чем преднамеренно. И лишь позже, просматривая видеозапись, я понял истинную суть инцидента и вполне оценил злость Жака. Я знаю, что ему пришлось вытерпеть в нынешнем сезоне и сколько сил он растратил на пути к титулу чемпиона. В то же время меня раздирали противоречивые чувства. С одной стороны, я не хотел раздувать этот конфликт, чтобы не пострадала репутация "Формулы-1". А с другой, я осознавал, что проступок Михаэля слишком серьезен и замять его невозможно.

-Ожидали ли вы какие-то санкции со стороны FIA, и если ожидали, то какие именно?

- Наказание казалось неизбежным, потому что надо было обязательно дать оценку его действиям. Однако когда публично полощут чье-то грязное белье, это неизбежно пачкает и других. Разочарование неизбежно. Впрочем, жизнь такова, что если завтра Шумахер вдруг окажется свободным от каких-либо контрактов, то все менеджеры выстроятся на пит-лайн в очередь, чтобы заполучить его.

-Думаете ли вы, что чемпионом стал действительно лучший гонщик "Формулы-1"?

- Конечно. Жак - достойный чемпион. Михаэль сам пожертвовал своей конкурентоспособностью, соблазнившись деньгами, которые предложила ему "Феррари" в 1996 году. Он согласился, чтобы ему платили фактически за... поражения. Он сознательно сел не в "ту" машину, но в подходящее время. Жак же сознательно оказался в "той" машине и в нужный час. Лично для меня очень показателен тот факт, что, несмотря на все присущее Жаку сумасшествие, он не дрогнул в Хересе. Он был готов к такой борьбе. Он думающий, упорный и целеустремленный молодой человек. Еще когда он только появился в "Формуле-1", у него уже были вполне определенные планы стать чемпионом мира.

-Говорят, что есть некоторые сложности во взаимоотношениях между Вильневом и Патриком Хедом...

- Прессе, видимо, очень нравится обсуждать якобы нежелание Жака прислушиваться к советам нашего технического директора. На самом деле разница в их взглядах на некоторые вещи, которая действительно существует, сильно преувеличена.

-Чемпионат будущего года пройдет по новому техническому регламенту. Как вы оцениваете шансы "Уильямса" в такой ситуации?

- Сохранить титулы в будущем сезоне будет дьявольски трудно. Ведь у "Уильямса" изменится все вплоть до раскраски машин (Rothmans в качестве титульного спонсора "Уильямса" в сезоне-98 заменит Wirifield, также принадлежащий фирме Rothmans of Pall Mall, и автомобили будут скорее всего красно-белыми. - "СЭ"). Впрочем, 1998 год станет новой точкой отсчета для всей "Формулы-1", и возможность отличиться будет у любой команды.

-Какую из них вы считаете своим наиболее опасным конкурентом?

- Прогресс "Макларена", ставшего одним из открытий сезона-97, лишь ускорится. "Феррари", несомненно, будет стремиться реализовать свои неудовлетворенные в этом году амбиции. Дэмон Хилл принесет свой опыт побед в "Джордан". "Прост" в союзе с "Бриджстоуном" и "Пежо" имеет несомненный потенциал. Да и "Бенеттон" я бы не стал сбрасывать со счетов. Разумеется, мы не намерены покорно стоять в сторонке, даже несмотря на то, что один из наших самых надежных партнеров, "Рено", покинул "Формулу-1". Взамен мы получили "Мекахром". К тому же никакое изменение правил не в состоянии снизить высочайший класс наших гонщиков. Жак, без сомнения, сможет достойно защитить свой титул при поддержке Хайнца-Харальда Френтцена - лучшего, на мой взгляд, пилота после Вильнева и Шумахера, Он, конечно, не столь стабилен, как Жак, но старателен и очень ценен для команды.

-Считаете ли вы сезон-97 лучшим в вашей карьере?

- Наверное, это были наши самые трудные победы в Кубке конструкторов и в чемпионате мира, но и наиболее значимые. Лишь 1980 год, когда мы тоже выиграли Кубок и чемпионат с Аланом Джонсом, может сравниться с минувшим сезоном.

Подготовила

Лина ХОЛИНА

"СЭ" благодарит фирму ICN/MIK за это эксклюзивное интервью.