Газета Спорт-Экспресс от 2 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 декабря 1997 | Баскетбол - Россия

ФУТБОЛ

СУПЕРЛИГА

ПОЧЕМУ "АВТОДОР" В САРАТОВЕ НУЖЕН ТОЛЬКО РОДИОНОВУ, БОЛЕЛЬЩИКАМ И ЖУРНАЛИСТАМ?

Только поутихли страсти вокруг финансового кризиса в ЦСКА, как в элите российского клубного баскетбола взорвалась новая "бомба": как заявил президент "Автодора" Владимир Родионов, он всерьез подумывает о том, чтобы перевезти вторую команду страны из Саратова в другой город. Об этом "СЭ" сообщил на прошлой неделе. В сегодняшнем репортаже наших корреспондентов - детальный анализ ситуации, сложившейся в "Автодоре".

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

из Саратова

НОВЫЕ ЗАЛЫ И СТАДИОНЫ ЛЕТОМ ПОЛУЧИЛИ ВСЕ. КРОМЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ

И до нынешнего года со спортивными командами высокого уровня в миллионном Саратове все было нормально: пять клубов в различных видах спорта выступают в высших дивизионах, а всего в городе 11 профессиональных команд. Однако еще полгода назад почти все они имели в своем распоряжении жалкие - иного слова не подберешь - спортивные арены. Ситуация резко изменилась минувшим летом, когда к празднованию 200-летия губернии в кратчайшие сроки были или реконструированы, или достроены сразу четыре спортсооружения. Футболисты "Сокола-ПЖД" получили красавец стадион с пластиковыми сиденьями, превосходным освещением и высококачественным газоном. Хоккеисты "Кристалла" - ледовый дворец. Мини-футболисты СПЗ-"Ромы" - спорткомплекс "Торпедо", где были возведены трибуны и заменен игровой паркет. Теннисисты - крытые корты "Кристалл-Авангард". Об уровне последнего объекта говорит хотя бы тот факт, что именно на нем был проведен очередной турнир "Большая шляпа".

Планировалось сдать и пятый объект - наиболее дорогостоящий. Превращение "коробки", заложенной под теннисные корты, в баскетбольный дворец должно было обойтись казне области (именно она - заказчик строительства) примерно в два миллиона долларов. Овчинка выделки, впрочем, стоила. Саратов никогда не видел еврокубков, а амбициозный губернатор области, посетивший один из матчей суперфинала плей-офф-96/97 "Автодор" - ЦСКА, увиденным остался доволен. Игра "Автодора" сегодня греет душу любого провинциала - мол, можем не просто тягаться с Москвой, но и побеждать! Большому баскетболу в Саратове быть, решили в областном правительстве и взялись за дело. Поначалу все шло довольно бойко. Казалось, если не к октябрю, то уж к середине ноября - к домашнему матчу Кубка Европы с афинским "Панатинаикосом" - "Автодор" дворец получит, но...

Чем дальше, тем меньше оптимизма оставалось у любого, кто периодически заглядывал на стройку по соседству со старушкой "Юностью", где уже десять лет в условиях чуть лучших, чем в школьном зале, играет "Автодор". В начале ноября президент клуба Владимир Родионов в первый раз заговорил о том, что строительство не будет закончено в срок. Тогда этим словам никто не придал особого значения. Однако 14 ноября сразу после матча со "Спортакадемклубом" Родионов собрал журналистов на пресс-конференцию. В "Юности" подобные мероприятия проводить попросту негде (собственно, их в Саратове раньше никогда и не было), поэтому пресс-конференция прошла на одной из трибун и продолжалась более часа. Родионов и игроки (их представляли Евгений Пашутин и Андрей Мальцев) впервые высказали удивление тем, что зал не готов и конца стройке не видно. Речь шла о том, что команда устала от невнимания со стороны руководителей области. "Автодор" даже никто не поздравил с серебром чемпионата России. Постоянно ездить из Саратова в Москву и обратно тяжело - и физически, и финансово. В словах автодорцев явно сквозило отчаяние.

Именно тогда Родионову впервые задали вопрос, который уже муссировался в кулуарах: "Правда ли, что "Автодор" может уехать из Саратова?" Ответ был уклончивым. Родионов заявил, что ничего подобного не говорил, но при этом заметил: зал, судя по всему, к Новому году сдан не будет, а это влечет за собой окончательный перенос всех оставшихся матчей еврокубков в Москву. После этого президент "Автодора" признался, что сам он безмерно устал, а игроки не могут понять, почему в Саратове они нужны лишь ему, болельщикам и журналистам.

ДО ПЛЕЙ-ОФФ КОМАНДА ОСТАНЕТСЯ В "ЮНОСТИ"

Спустя десять дней перед матчем с "Панатинаикосом" Родионов почувствовал себя плохо. При осмотре врачи обнаружили у него следы перенесенного на ногах микроинфаркта. Отработав еще две игры в Москве - с греками и "Коником" - главный тренер волжан лег в столичную клинику, где сейчас и находится. Накануне госпитализации он встретился с главой областного министерства по делам спорта, туризма и молодежи Андреем Россошанским. Тема разговора - все та же: строительство в Саратове.

Владимир РОДИОНОВ,президент и главный тренер "Автодора":

- К сожалению, министр не сумел назвать мне конкретный срок сдачи зала. А это значит, что и второй этап чемпионата суперлиги "Автодору", видимо, придется проводить в "Юности".

...Напомним, что согласно решению исполкома РФБ, принятому перед началом этого сезона, проводить игры чемпионата России (то есть плей-офф) в залах типа "Юности" или столичной "Тринты" запрещено. Серии плей-офф начнутся в апреле, и гарантировать, что дворец в Саратове будет сдан к этому сроку, не может никто. Поэтому Родионов и сделал 25 ноября публичное заявление о возможности переезда своей команды в Москву или Самару, где "Автодор" ждут с распростертыми объятиями.

Сейчас дворец готов не больше, чем на треть. Территория размером 22x22 м, на которой ведутся (а точнее - должны вестись) работы, не перекрыта вовсе - на стройплощадку свободно падает снег, задувает ветер. Причина - отсутствие примерно 60 тонн металла, необходимого для монтажа перекрытий. На территории Саратовской области его просто нет, как нет и денег на то, чтобы быстро закупить и привезти арматуру. Заказчик - управление капитального строительства администрации области, - судя по всему, не в состоянии финансировать проект в нужных объемах. Генеральный подрядчик - ТМК "Саратовспецмонтаж" - ведет работы в основном в долг: или берет кредиты в банке, или выделяет средства из собственных фондов. По словам руководителей этого предприятия, им иногда становится страшно.

"Виноватыми все равно окажемся мы, подрядчики. Приходится на свой страх и риск заниматься постоянным бартером, менять одно на другое. Это затягивает работы. 50 процентов времени тратится на поиски материалов. Есть проблемы и с наличными деньгами", - говорит главный инженер "Саратовспецмонтажа" Сергей Пименов.

"Если было бы из чего строить, мы бы работали гораздо быстрее. Скажу даже больше - проще было бы построить новый зал, чем заниматься переделкой старого - заметил один из монтажников. А второй добавил: "Да вы сами посмотрите - гостиница (она примыкает вплотную к дворцу. - А.А.) почти построена, уже окна начали делать, а у нас - никак".

Но срок окончания строительства зависит не от рабочих, и за ответом на этот вопрос я попытался обратиться к министру спорта Россошанскому. Однако поговорить с ним не удалось. Секретарь, узнав, что корреспондент "СЭ" интересуется судьбой нового пристанища "Автодора", регулярно отвечала, что шеф не может подойти к телефону: то у него совещание, то просто уехал. Может, так оно и было, хотя у меня сложилось впечатление, что говорить на эту тему со мной просто не хотели. Не сумел назвать срок окончания строительства и Пименов: "Могу лишь заверить - объект будет сдан. Сейчас очень важно быстро провести в зал тепло и свет. Если не успеем до холодов, все затянется на неопределенный срок".

Пока этот материал готовился к печати, в Саратове выпал снег и установилась настоящая зимняя погода. Отопления в зале нет. Зато губернатор Виктор Аяцков в прямом эфире местного ТВ, отвечая на вопросы о судьбе "Автодора", заявил, что приложит максимум усилий, чтобы зал был сдан в начале 1998 года.

РОДИОНОВ НАМЕРЕН УВЕЗТИ ИЗ ГОРОДА ТОЛЬКО "ВЕЛИКОЛЕПНУЮ ПЯТЕРКУ"

Родионов находился в Москве на больничной койке, и узнать его реакцию на заявление губернатора не удалось - к телефону в больнице в пятницу, субботу и воскресенье никто не подходил, а сотовый телефон президента "Автодора", судя по всему, отключен. В последний раз я разговаривая с Родионовым 27 ноября. Тогда он был настроен более чем решительно.

Владимир РОДИОНОВ:

- Я немалую часть своей жизни отдал строительству, кое-что в этом деле понимаю и, судя по тому, как идут работы, могу сказать лишь одно: конца им не видно. Не хочу, чтобы весной, когда придет время решающих игр плей-офф, мне снова было стыдно перед журналистами и соперниками. Людям будет все равно, по какой причине обещанный дворец не построен - краснеть придется прежде всего мне. К тому же мы можем оказаться в ситуации, когда новый зал окажется для нас чужим - ведь к нему еще надо привыкнуть.

Конечно, в душе я надеюсь, что зал сдадут хотя бы к началу плей-офф. Тем более что игроки понимают: у них есть шанс стать чемпионами. Однако если из-за организационных проблем мы лишим команду этой возможности, мне этого никто не простит. В первую очередь я сам. Ребята устали от неопределенности, и отъезд весьма вероятен. Конечно, если это произойдет, меня сразу обвинят в том, что я развалил "Автодор" - гордость губернии. Но я сделаю этот шаг не по собственной инициативе - меня к нему активно подталкивают.

-В этом случае баскетбольной команды в Саратове вообще не будет?

- Будет - "Автодор". Я увезу стартовую пятерку - Эйникиса, Лукминаса, братьев Пашутиных, Мальцева. Остальных оставлю - Хряпу, Сепелева, Смирнова, Миронова, Малаева и, видимо, даже Жуканенко. Постараюсь, чтобы и в случае отъезда лидеров "Автодор" попал в первую шестерку чемпионата России и получил путевку в Кубок Корача. А место в Евролиге мы будем завоевывать уже для другого города.

-Вы тоже уедете?

- Да, потому что с этими пятью звездами на сегодня никто, кроме меня, совладать не в силах. В Саратове останутся исполнительный директор клуба Доценко и тренеры Горовенко, Глухов, Агеев. Они будут вести команду до конца чемпионата. Мржет быть, я даже приглашу в Саратов пару сильных игроков, заявлю их за "Автодор".

-Куда вы намерены уехать - в Москву или Самару?

- Скорее в Самару. Все-таки провинция мне милее. Интереснее обыграть ЦСКА, представляя не столицу, а провинцию. Да и находится Самара по соседству с Саратовом, на Волге. Пусть хоть это как-то скрасит горечь от "эмиграции".

-Как бы вы сейчас оценили вероятность отъезда?

- 50 на 50. Но вполне возможно, что это равенство вскоре изменится не в лучшую для Саратова сторону. Вся моя надежда - только на губернатора. Если он захочет, дело сдвинется с мертвой точки. Знаете, мне иногда кажется, что Саратову не нужна команда уровня нынешнего "Автодора". Это главная причина, по которой я намерен уехать. Поверьте, разговоры о переезде - это вполне серьезно, иначе я просто не стал бы их затевать.