ШАХМАТЫ от "СЭ" |
№ 1. Декабрь '97 |
Петр СВИДЛЕР
"ЧАЙНИКУ" ДО КАРПОВА НЕ ДОБРАТЬСЯ
Этот год складывается пока для санктпетербуржца Петра Свидлера почти триумфально - на его счету победы в проводившемся по нокаут-системе чемпионате России-97 и супертурнире 17-й категории в Тилбурге, что позволяет считать россиянина одним из фаворитов предстоящего чемпионата мира.
-Петр, а сами вы верите в то, что можете выиграть в Гронингене и Лозанне?
- Ни о чем таком при подготовке к серьезному турниру думать нельзя. Моя задача - потихонечку, круг за кругом, особо не высовываясь, добраться до четвертьфинала. Доберусь - тогда можно будет и о чемпионстве помечтать.
-Это единственно верная стратегия в турнирах с "нокаутом"?
- Нет, это стратегия, верная для Свидлера. Для Ананда, наверное, будет трагедией, если он не доберется до Карпова. Я же рассуждаю так: если не вышло, значит, не дорос еще скорее всего.
-Вы - человек, уже поварившийся в котле нокаут-системы. Каким, на ваш взгляд, должен быть игрок, идеально для нее подходящий?
- Все почему-то считают меня большим специалистом по олимпийской системе, хотя за свою жизнь я сыграл всего два "нокаута" и только один из них - успешно. Второй, правда, тоже оказался удачным, но несколько в ином плане: в 1994 году я уверенно вылетел во втором круге, что позволило мне успеть в Элисту на чемпионат России, победа в котором дала мне путевку в олимпийскую сборную. Так что объективный портрет идеального нокаутера я нарисовать не смогу. Лично же мне кажется, что это должен быть человек с крепкими нервами и хорошей физической подготовкой.
- Многие шахматисты считают, что соревнования по нокаут-системе может выиграть чуть ли не любой - настолько велик там элемент случайности...
- На практике это не подтверждается. "Чайник" способен выиграть один, при хорошем фарте - два матча у соперника, превосходящего его в классе . Но не 7 - а именно столько кругов надо преодолеть участнику чемпионата мира, чтобы добраться до финала.
-После Тилбурга в вашей жизни что-нибудь изменилось?
- Я, конечно, здорово вырос в собственных глазах и практически избавился от сомнений по поводу того, своим ли делом занимаюсь. Мне наконец удалось в какой-то степени убедить себя, что играть в шахматы я умею. Под умением играть в шахматы я подразумеваю не то, что делаю это лучше 99,9 процента населения земного шара, а то, на что я на самом деле способен...
-Стать чемпионом мира?
- Лучше сформулировать это так: создать что-то свое исторически значимое. Импровизациями же на тему, стану я чемпионом мира или нет, заниматься не хочу. Все звания и регалии интересуют меня не как самоцель, а как следствие самосовершенствования, результат длительной и кропотливой работы. Когда ты что-то изучаешь, вкалываешь до седьмого пота, делаешь зарядку (будем надеяться, что и со мной это когда-нибудь произойдет) - и приходит успех, то он очень дорог для тебя, так как ты знаешь, что заслужил его.
-А победу в Тилбурге вы заслужили?
- В известной мере - да. Я, конечно, не могу обещать, что теперь все турниры 17-й категории будут моими, но первый и самый сложный барьер на пути в элиту удалось преодолеть без каких-либо серьезных трудностей. С другой стороны, особо этой победой не обольщаюсь: по большому счету, из по-настоящему "крутых" в Тилбурге играли только Каспаров, Крамник и Широв, а остальные изначально не были опаснее меня. Я уже получил приглашение на турнир в Линарес, который и должен расставить точки над i. Понимаю ведь, что все мои шахматные слабости после тилбургской победы никуда не исчезли.
-Какие именно свои шахматные слабости вы имеете в виду?
- Их слишком много. Скажем, у меня жуткие проблемы с дебютом, которые связаны как с развитием теории, так и с бурным потоком информации. Впрочем, такого рода трудности сегодня испытывают все шахматисты, кроме Гарри Кимовича, Крамника и, может быть, Иванчука. Хотя и это весьма относительно. Так, Крамник и Каспаров чуть ли не в один голос говорят, что они в дебюте не Бог весть кто, а вот Иванчук - это голова! Остальной же шахматный мир борется с известным парадоксом: белыми ничего нет, а черными уравнять невозможно. Слишком много принесла в шахматы компьютерная революция: теперь любая сыгранная партия благодаря Интернету через несколько минут становится известна всему свету. Поэтому даже люди, которые сами не могут родить новую идею, но способны разработать чужие находки, ныне процветают.
-Вы тоже участвуете в этой гонке?
- Потихоньку. На победу в забеге за звание лучшего пользователя PC я не претендую, но доступ в Интернет у моего компьютера имеется. Впрочем, умение играть в шахматы и умение находить нужную информацию - вещи абсолютно разные. Крамник, кстати, не пользуется Интернетом, так как считает, что он ему не нужен. По его мнению, людей, способных выдумать что-то по-настоящему толковое, на свете слишком мало, поэтому достаточно просматривать партии игроков выше определенного уровня, а все остальное только засоряет голову. Но это логика титана, к которым я на данный момент себя не причисляю. Есть и другой тип людей, к коим относится, например, Лев Борисович Псахис, для которого коллекционирование партий и систематизация баз данных - любимое дело, и он может заниматься этим часами. Кстати, познакомиться с базой данных Псахиса - неосуществимая мечта многих молодых шахматистов.
-У вас довольно близкие отношения с Владимиром Крамником. Почему, на ваш взгляд, он все-таки решил отказаться от участия в чемпионате мира?
- Этот вопрос лучше задать самому Крамнику. Насколько же я понимаю, Володя считает, что шансов выиграть в финале у Карпова у него нет. Следовательно, с точки зрения Крамника, участие в турнире за абсолютное первенство, где у тебя есть шанс бороться только за второе место, - ненужная и даже унизительная вещь. Это поступок, принимая во внимание просто гигантскую по масштабам простых смертных сумму, которую он мог бы заработать, человека, имеющего свои принципы и отстаивающего их.
-Вы, насколько я знаю, тоже входили в число 16 шахматистов, которые подписали письмо протеста против допуска Карпова в финал. Письмо было зачитано на конгрессе ФИДЕ в Кишиневе, но никакого результата не дало. Почему же вы не последовали примеру Крамника?
- У нас слишком разные ситуации. Для Володи второе место в чемпионате мира - скорее всего неудача, для меня же оно стало бы самым большим успехом в карьере. Да и от денег, которые предлагает Кирсан Николаевич, я в отличие от Крамника отказаться не могу - жить-то надо.
-Как, кстати, вы можете оценить шансы участника, прошедшего чемпионат с начала до конца, на победу в финале?
- Раньше я расценивал шансы свежего Анатолия Евгеньевича на победу над прошедшими отбор Крамником или Анандом как 70 к 30. Но, видимо, этот прогноз слишком оптимистичен. 70 к 30 - ставки вполне игровые. Судя же по тому, что Володя играть отказался, он считает, что шансы претендента гораздо ниже. Что представляет собой человек, прошедший несколько кругов "нокаута", я понял в этом году в Элисте, когда ближе к концу думал только об одном: когда же закончится этот кошмар! В Лозанне же игрок, прошедший семь кругов ада, выйдет против свеженького Анатолия Евгеньевича, который приедет туда за неделю до матча и хорошенько подготовится к уже известному кругу соперников. Сам Карпов, кстати, недавно сделал довольно забавное заявление. Уже подсчитано, что тот, кому посчастливится дойти до финала, должен будет сыграть 14 партий не считая тай-брейков. Так вот, Карпов, который провел много матчей на первенство мира, сказал, что он, мол, хорошо знает: пик формы шахматиста приходится на промежуток между 12-й и 16-й партиями. Получается, что кто-то из нас, отыграв эти самые 14 партий, приедет в Лозанну... на пике формы! Может, когда ты играешь один матч, так оно и есть. Но когда ты играешь шесть разных матчей, то пик формы должен приходиться на каждый из них, иначе ты быстренько отправишься домой.
-Согласитесь, какие-то привилегии у Карпова должны быть. Он ведь как-никак официальный чемпион мира ФИДЕ.
- В данном случае привилегии Карпова означают примерно следующее: раз, дорогой, ты уже чемпион мира, то оставайся им и дальше. Крамник в Кишиневе предлагал вполне справедливый вариант: запустить Анатолия Евгеньевича с третьего круга. Был и компромисс: Карпов начинает играть с полуфинала. В этом случае два победителя четвертьфиналов выходят в полуфинал, проигравшие же играют еще один матч, который и определяет последнего полуфиналиста. Получалась вполне стройная система, но она, увы, никого не заинтересовала.
-Не слишком ли много критики в адрес организаторов чемпионата? Люди стараются что-то сделать для шахмат и шахматистов, а взамен получают одни упреки.
- Мне бы не хотелось, чтобы у вас сложилось такое впечатление. Сам чемпионат в случае его успешного проведения станет если не спасением для шахматного мира, то по крайней мере - выходом из тупика, в котором тот оказался. И уж в любом случае идея дать заработать не двум избранным, а целой армии профессиональных шахматистов, заслуживает уважения. За это Илюмжинову огромное спасибо. Мы же, критикуя, стараемся сделать турнир лучше и интереснее, причем не только для себя, но и для болельщиков. Согласитесь, удовольствие от того, что Анатолий Евгеньевич изобьет в финале лишенного сил соперника, может получить только сам Анатолий Евгеньевич, но никак не желающие увидеть захватывающую борьбу равных противников любители шахмат. Такая имитация розыгрыша шахматной короны никому не нужна.
-По мнению Александра Халифмана, нокаут-система девальвирует звание чемпиона мира.
- Мы вновь возвращаемся к вопросу о том, нужно ли быть сильным шахматистом, чтобы выиграть "нокаут". Нужно и даже необходимо. И я сильно удивлюсь, если на матч с Карповым выйдет какой-нибудь...
-...Утут Адианто.
- Принимается. А почему вам пришел в голову именно он?
- Адианто недавно играл матч с Карповым, в котором выглядел очень достойно, уступив лишь в быстрых шахматах.
- В нормальные шахматы, кстати, индонезиец Анатолия Евгеньевича обыграл. Они сыграли 1:1 вслепую, Карпов выиграл 1,5:0,5 в быстрые шахматы, а в классических с тем же результатом уступил. Забавно, что вы вспомнили индонезийца, ведь по жеребьевке во втором круге я выхожу именно на него. Закрывая тему о девальвации, отмечу, что альтернативы "нокауту" на сегодняшний день нет - значит, и рассуждать не о чем. Правда, по моей информации, Каспаров планирует провести в 1998 году свой чемпионат мира, однако ни о его условиях, ни о регламенте пока ничего не известно.
- Но можно ли назвать полноценным чемпиона мира, завоевавшего свое звание в блице? Ведь такой вариант тоже вполне возможен.
- Совсем недавно я анализировал статистику последнего чемпионата России. Так вот, половина матчей на нем завершилась в основное время. Конечно, вариант блица вполне возможен, но ничего ужасного в том, что два сильных шахматиста определят победителя в блице, я не вижу. От этого Адианто или, допустим, Джон Доу чемпионом все-таки не станет. А станет им с вероятностью в 99,9 процента человек заслуженный, только произойдет это в результате несколько иной "химической реакции".
-Как проходит ваша подготовка к чемпионату мира и возможно ли в принципе подготовиться к турнирам по нокаут-системе? Соперник-то заранее неизвестен.
- Люди, у которых много свободного времени и денег, могут, наверное, нанимать спарринг-партнеров и тренировать с ними быстрые шахматы или блиц. Я к таковым не отношусь, поэтому готовлюсь к чемпионату как к любому другому турниру с сильным составом. Может быть, чуть больше внимания уделяю дебюту, заранее прикидывая все свои уязвимые места, коих, как я говорил, у меня предостаточно. Ведь в Гронингене слабостей тебе прощать не будет никто - по любому очевидно уязвимому месту будут бить все, и очень сильно. Заниматься же тренировкой быстрых шахмат, на мой взгляд, имеет смысл тому, кто заранее уверен, что в большинстве матчей он не способен победить в классике. Я же считаю, что до определенного уровня все основания на победу в ней у меня есть. Многие шахматисты говорят о психологической подготовке, но что это такое - медитация или же выходы в какой-нибудь астрал, я просто не знаю. На мой взгляд, вполне достаточно настроить себя на месяц неизбежной нервотрепки, помня при этом, что поражение в одной - первой - партии еще не означает поражения в матче.
-Сколько часов в день вы обычно уделяете шахматам?
- У меня существует четкая градация на рабочие и нерабочие дни. При этом рабочий день у меня, по меркам того же Крамника, простой. Трудолюбие важно в любом деле, в шахматах же нетрудолюбивые из дебюта обычно не выходят. Можно, достигнув высокого уровня, заниматься специфическими вещами типа миттельшпильных планов или глубокого изучения эндшпиля "ферзь с пешкой против ферзя" - у каждого из небожителей свое хобби. Передо мной же пока стоит более прозаичная задача: как унести ноги в начале партии.
Никита КИМ