Газета Спорт-Экспресс от 18 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 декабря 1997 | Хоккей

ХОККЕЙ от "СЭ"

№ 29. Декабрь'97

Алексей ЖАМНОВ

ЕСЛИ ТЕБЯ УСТРОИТ В НАГАНО ВТОРОЕ МЕСТО, ТО ЛУЧШЕ СИДИ ДОМА

Игорь РАБИНЕР

из Сан-Хосе

Игорь РАБИНЕР - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке.

Уходящий год стал для Алексея Жамнова годом тотального невезения. "Скорее бы он закончился", - говорит наш талантливейший центрфорвард. И действительно, сколько же испытаний выпало на долю игрока клуба "Чикаго Блэкхокс" за эти 12 месяцев! Началось все с того, что, набрав к старту плей-офф-97 прекрасную форму и сделав хет-трик в решающем матче за выход в Кубок Стэнли против "Калгари", Жамнов в третьем периоде последней встречи регулярного чемпионата с "Далласом" повредил сухожилие на голеностопе. Эта пустяковая травма зажила бы через пару-тройку дней, однако когда "Блэкхокс" приехал на первый матч плей-офф в Денвер, врач команды перед тренировкой решил сделать Жамнову обыкновенную заморозку. И умудрился внести в сустав такую инфекцию, что ночью Алексей проснулся от невыносимой боли и был вынужден лечь на срочную операцию. Врача "Чикаго" после этого случая уволили, но разве легче стало от того ведущему центрфорварду клуба, пропустившему из-за халатности эскулапа весь плей-офф?

Идем дальше. Едва начался нынешний сезон, как Жамнову в течение недели сломали шайбой два пальца на ногах. Он попытался было поиграть на уколах, но в конце концов боль заставила его отказаться от этой затеи и всерьез полечиться. Поправился, вновь вышел на лед и... 1 декабря попал в автомобильную аварию, в которой получил сотрясение мозга.

Узнав об этом, я немедленно набрал знакомый чикагский номер. Трубку взял сам Алексей. Наш разговор с ним шел под аккомпанемент звонких голосков двух маленьких дочек Жамнова - Николь и Алисы, причем, как с удивлением констатировал наблюдавший за расшалившимися девочками отец, младшая все время пыталась поколотить старшую...

- Я ехал на утреннюю тренировку и не доехал до арены каких-то два светофора, - рассказал Алексей. - Когда я на небольшой скорости - 25-30 миль в час - повернул на улицу, ведущую к стадиону, справа на красный свет выскочил микроавтобус и так врезался в меня, что вся правая сторона моей машины оказалась всмятку. Ехать на ней дальше было невозможно, ее потом оттащили на буксире. "Лэндровер" был, кстати, совершенно новый, я его только месяц назад купил. Мне еще повезло, что я был на нем, - окажись автомобиль полегче, все могло бы закончиться для меня гораздо хуже. Ведь после удара мой джип крутануло два раза вокруг своей оси и выбросило на встречную полосу - слава Богу, что на ней никого не было. Я ударился головой о сработавшую воздушную подушку безопасности, а женщина, которая была за рулем микроавтобуса, расшибла себе лоб.

-Когда-нибудь до этого в аварии попадали?

- Так, по мелочам, когда молодой был и в "Динамо" играл. А в серьезную аварию - впервые.

-Полиция разобралась, что к чему?

- Скоро будет суд. Но не все так просто, как кажется. Дело в том, что женщина, которая со мной столкнулась, - темнокожая, а в районе, где находится арена, проживают большей частью именно негры. Там все время крутятся люди, которые мечтают на чем-то подзаработать. Короче, нашлись "свидетели", которые заявили полиции, что это я ехал на красный свет. Хорошо, что у меня тоже нашелся свидетель, который ехал за мной. В итоге в полицейском рапорте о происшествии записано, что свидетели есть у обеих сторон и говорят они совершенно противоположные вещи. Надеюсь, что суд установит истину.

-Говорят, вы все-таки провели ту тренировку?

- Да, потому что в тот момент ничего не чувствовал. А вечером заболела голова, и выяснилось, что у меня сотрясение мозги. Следующий матч - с "Колорадо" пришлось пропустить, но сейчас уже все нормально.

-У вас в этом году прямо напасть за напастью. Такое впечатление, будто вас кто-то сглазил.

- И не говорите! Сначала внесли в ногу инфекцию, потом пальцы на ногах шайбой сломало, теперь вот эта авария. Но ничего, я не отчаиваюсь. Побыстрее бы только этот год закончился. Верю, что следующий будет счастливее.

-А может, "Чикаго" - команда для вас несчастливая? Ведь в "Виннипеге" вы добились гораздо больших успехов, чем здесь. Не хотите, чтобы вас куда-нибудь обменяли?

- Нет. Я уже и в городе этом обжился, и ребята в клубе неплохие. Жаль только, что как всю жизнь "Чикаго" играл в оборонительный хоккей, так и сейчас играет. А это не та тактика, чтобы я мог в полной мере себя проявить. В "Виннипеге" все было наоборот. Помню, тренер на собраниях говорил: "Меня не интересует, как вы будете играть в обороне, главное, чтобы много забивали". У меня там вообще не было никаких оборонительных обязанностей, а в "Чикаго" в защите мне приходится играть даже больше, чем в нападении.

-Но ведь "Нью-Джерси" тоже действует от обороны, а идет на первом, месте в лиге. "Чикаго" же начало сезон с 7 поражений.

- Нам сейчас очень не хватает нападающих, которые могут забить. Проигрывали-то как? 1:2, 2:3, 0:3. А кроме этого, не было стабильности. Случалось, хорошо проводили первый период, а второй и третий начисто проваливали. Из-за этих проигрышей атмосфера в раздевалке становилась все напряженнее. Нет, конфликтов не было, но мы чувствовали себя скованными, на нас стал давить психологический пресс постоянных неудач. И тогда тренер, до этого очень нервничавший и ругавший команду, решил сменить линию поведения: тренировки стали легкими - больше для удовольствия и хорошего настроения. Так Хартсбург хотел избавить нас от подавленности. И в конце концов это ему удалось, хотя вслед за первой победой, когда мы обрадовались, что кризис преодолен, опять последовало поражение. Однако потом все пришло в норму.

-После стартового провала "Блэкхокс" пошли упорные слухи об обмене многолетнего капитана команды Криса Челиоса. Думаете, это возможно?

- Сомневаюсь. Он тут герой, болельщики в нем души не чают. Всем известно, что когда Челиос заключал свой предыдущий контракт, он согласился на меньшие деньги, чем ему предлагали в других командах, только чтобы остаться в "Чикаго". Конечно, нельзя сказать, что Крис проводит свой лучший сезон, но ведь все мы начали чемпионат слабо, и нельзя вину за это сваливать на одного человека.

-Тактика "Чикаго" вам не слишком по душе. А что думаете о самом Крэйге Хартсбурге?

- Ничего плохого сказать о нем не могу. Он хороший тренер и придерживается той тактики, в которую верит. Горячий, конечно, немного, эмоциональный, но, как говорится, нет в мире совершенства. Да, он мне не раз предъявлял претензии, однако вовсе не потому, что не любит меня как хоккеиста, а потому, что хочет, чтобы я лучше играл. И при всех своих травмах и невезении я не снимаю с себя ответственности: при моей роли в команде я действительно должен играть лучше.

-Говорят, на какое-то время он вас даже во второе звено перевел?

- Это был не то чтобы перевод во второе звено, поскольку обоим звеньям давалось примерно поровну игрового времени. Просто нас решили разделить с Тони Амонти, чтобы получилось два равноценных атакующих звена. Да мне, собственно, все равно, в каком звене играть, главное - получать удовольствие от хоккея.

-Тренер с вами, как с одним из ведущих игроков команды, советуется?

- Не сказал бы. А вот в "Виннипеге" к моему мнению прислушивались.

-Как, скажем, в вопросе приобретения в "Сент-Луисе" Игоря Королева, который, как я слышал, попал в "Виннипег" благодаря вам?

- Со мной тогда действительно поговорили перед тем, как совершать этот трейд. Но руководство клуба и без меня хотело его брать. Хотя, наверное, высказанное мной желание играть с Королевым в одном звене тоже было учтено.

-Давайте поговорим об олимпийской сборной России. За несколько недель до того, как был объявлен ее состав, в американской прессе прошел слух, будто Жамнов колеблется, принимать ли ему приглашение тренеров.

- Я сам, правда, не читал, но ребята рассказывали, что и USA Tоday писала, и по ESPN передавали, будто я еще не дал ответа. Не представляю, откуда такая информация могла появиться. Когда Юрзинов приезжал в Америку, я разговаривал с ним по телефону и сразу же согласился играть за сборную. А перед этим то же самое сказал Касатонову.

-Как вы относитесь к тем, кто отказался?

- Я разговаривал с некоторыми ребятами, которые решили не ехать. И не хочу никого осуждать. Каждый поступает так, как считает нужным, у каждого своя правда.

-Многих поразило то, как обставил свой отказ ваш бывший одноклубник по "Виннипегу" Николай Хабибулин, сбежавший черным ходом из раздевалки, у которой его ждало все руководство сборной.

- Как я только что сказал, каждый вправе сказать "да" или "нет". Но делать все надо по-человечески. Если ты не хочешь играть, встреться с людьми и объясни им свою позицию.

-Как оцениваете итоговый состав сборной?

- Я думаю, что в команду взяли тех, кто этого заслужил. Хотя, считаю, Игоря Королева тоже следовало бы в нее включить. Он сейчас в хорошей форме, и для меня было неожиданностью, что его не выбрали. Говорю это не потому, что Игорь мой друг. Впрочем, определять состав сборной - дело тренера.

-С кем вам было бы наиболее удобно и приятно играть в Нагано в одном звене?

- В команде - 22 человека, и если мы ставим перед собой большую цель, то всем должно быть приятно играть друг с другом. А кто с кем конкретно будет выходить на лед, решать тренеру. Юрзинов - квалифицированный специалист, я проработал с ним несколько лет в "Динамо" и знаю, что просто так набирать игроков он не будет.

-А не хотели бы, чтобы в сборной была сохранена связка "Чикаго" Жамнов - Кривокрасов?

- Я не могу сказать, что мы с ним в клубе много играем вместе. Провели всего несколько матчей в одном звене, так что большой сыгранности у нас нет.

-В интервью одной из чикагских газет Сергей сказал, что еще летом он даже и не мечтал получить приглашение в олимпийскую сборную, поэтому сейчас безумно рад.

- Для каждого спортсмена выступление на Олимпийских играх - мечта и большая честь. К тому же чаще всего тебе выпадает лишь единственный шанс попасть на Олимпиаду, потому что следующая - через 4 года, а за это время многое может измениться. Для меня это будут уже вторые Игры, и первые запомнятся на всю жизнь, тем более что мы выиграли в Альбервилле золото.

-В "Блэкхокс", наверное, много говорят о Нагано? Ведь у вас туда едут сразу 7 игроков: американцы Челиос, Амонте, Сутер и Кэрни, вы с Кривокрасовым и Трефиловым.

- Конечно, разговоров хватает. Тот же Амонте никогда не играл на Олимпиаде и ждет ее не дождется. А Челиос, еще будучи любителем, однажды был на Играх и теперь очень хочет снова на них попасть. Вообще, к сожалению, у американцев побольше патриотизма, чем у нас, россиян.

-Как складываются дела у недавно появившегося в команде Андрея Трефилова?

- Пока, честно говоря, не очень. Хэккетт сейчас на коне, защищает ворота надежно, и тренеры не хотят искать от добра добро, считая, что раз уж у голкипера появилась уверенность, то не нужно его дергать. С одной стороны, конечно, Андрею лучше находиться в первой команде "Чикаго", чем в фармклубе "Баффало", но, с другой, для вратаря очень много значит игровая практика - больше, чем для полевого игрока.

-Я слышал, что он появился в "Чикаго" благодаря Владиславу Третьяку?

- Естественно, что с Третьяком, который работает в "Блэкхокс" с вратарями, не могли не посоветоваться. И наверняка его слово оказалось не последним.

-Кого бы вы предложили в капитаны сборной?

- Думаю, когда мы соберемся все вместе, тогда и решим, кто будет капитаном. Главное, чтобы это был настоящий лидер, причем не только на льду, человек, способный завести команду.

- О премиальных вам что-нибудь известно?

- Честно говоря, я еще ни разу никого не спрашивал о них и понятия не имею, какая будет в Нагано система оплаты. Да мне как-то и в голову не приходило интересоваться этим. Если вопросы и возникали, то только организационные: как полетим на Игры, когда...

-Кстати, когда и с кем вы отправляетесь в Нагано?

- Все должны быть там 9 февраля. 7-го днем мы играем в Далласе, сразу же возвращаемся в Чикаго, 8-го днем вместе со всеми олимпийцами "Блэкхокс" улетаем в Японию.

-Чем, по-вашему, эта сборная России отличается от той, что выступала на Кубке мира?

- Многим. И состав заметно изменился, и тренерский штаб другой. У прежнего руководства команды были большие проблемы во взаимоотношениях с игроками, атмосфера в сборной оставляла желать много лучшего, что, вероятно, и повлияло на итоговый результат. Сейчас все должно быть иначе. Я с нетерпением жду Олимпиаду - хоть поиграю, наконец, в наш хоккей. Соскучился я по нему.

-Как расцениваете шансы нашей сборной на победу?

- Загадывать не хочу, но, думаю, каждый из нас едет в Нагано для того, чтобы выиграть золотые медали. Если тебя устраивает второе или третье место, то лучше посиди дома или отдохни недельку на Гавайях.

-Что, на ваш взгляд, необходимо в первую очередь для победы?

- Надо, чтобы все были вместе, играли друг за друга. Тогда у нас будут хорошие шансы. Пора восстановить победные традиции нашего хоккея, доказать всем его силу. Наши великие звезды прошлого принесли ему заслуженную мировую славу. Неужели мы не можем продолжить их дело?