Газета Спорт-Экспресс от 15 января 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 января 1998 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

СЛОМАННЫЙ КОНЕК ВЫБИВАЕТ ЛУЧШУЮ РОССИЙСКУЮ ПАРУ ИЗ БОРЬБЫ ЗА МЕДАЛИ

Чемпионат Европы. Милан. 13 января. Пары. Короткая программа. 1. Елена Бережная - Антон Сихарулидзе (Россия) - 0,5. 2. Сара Абитболь - Стефан Бернарди (Франция) - 1,0. 3 Оксана Казакова - Артур Дмитриев (Россия) - 1,5. 4. Дорота Загорска - Мариус Сьюдек (Польша) - 2,0. 5. Евгения Филоненко - Игорь Марченко (Украина) - 2,5. 6. Пегги Шварц - Мирко Мюллер (Германия) - 3,0.

Каким образом у опытнейших Марины Ельцовой и Андрея Бушкова в ситуации, когда все проверяется и перепроверяется сотни раз, мог сломаться конек, еще предстоит выяснить. А пока лишь ясно, что лучшая пара России выбыла из борьбы за медали европейского первенства в Милане.

Миф о том, что в отсутствие чемпионов мира из Германии Мэнди Ветцель и Инго Штойера россиянам в состязаниях спортивных пар победу принесут на блюдечке, стал рушиться уже в короткой программе. Лидерам российского парного катания Марине Ельцовой и Андрею Бушкову не слишком повезло с жеребьевкой - им достался третий стартовый номер, то есть они фактически открывали соревнования. Судя по тому, как крепко ухватилась за руку партнера Марина, сердцем она еще до выхода на лед почувствовала неладное. И оказалась права: Бутиков сорвал тройной тулуп. Затем пара исполнила изумительную подкрутку, и Марина даже успела улыбнуться Андрею - молодец, мол! Но в следующее мгновение улыбка сползла с ее лица: Бушков остановился и начал разглядывать свой конек - с лезвием что-то случилось. Спортсмены подъехали к судьям и объяснили, что конек по непонятным причинам оказался сломан, поэтому они просят разрешения перекатать программу позже. Ничего экстраординарного в этой просьбе не было. И все оказалось бы нормально, если бы не одно "но": Марина и Андрей - россияне, а главный рефери - тоже наш соотечественнику любые поблажки с его стороны "своим" спортсменам выглядели бы в глазах общественности странно. В итоге судьи приняли драконовское решение: Андрей должен за 5 минут сменить конек и вернуться на лед. Едва ли судьи не знакомы с устройством костюма фигуриста и не знали, что снять его, поменять конек и вновь надеть за 5 минут практически невозможно. Выставлять себя на посмешище Ельцова и Бушков не позволили и, гордо откланявшись, снялись с соревнований.

Лишившись пары номер один, оставалось рассчитывать на выступление Оксаны Казаковой и Артура Дмитриева. Начало программы учеников Тамары Москвиной было блестящим, но когда партнеры зашли на тройной тулуп, судьи приготовились подсчитывать обороты, недостаточным количеством которых Казакова и Дмитриев частенько грешили. Однако в этот момент Оксана даже не коснулась, а скорее уперлась обеими руками в лед, пытаясь удержать равновесие. Этот сорванный прыжок стоял перед глазами арбитров вплоть до окончания выступления: короткая программа не изобилует элементами, а Казакова с Дмитриевым сорвали самый важный. Поэтому среди оценок попадались и непривычно низкие 5,3 за технику и 5,5 за артистизм. Французы Сара Абитболь и Стефан Бернарди немедленно вклинились между российскими парами и, возможно, сумели бы захватить лидерство после короткой программы, ошибись Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Но те не ошиблись.

Юных учеников Тамары Москвиной часто сравнивают с Екатериной Гордеевой и Сергеем Гриньковым, намекая на хрупкость партнерши, несомненную мужественность партнера и удивительно чистое и красивое катание этой пары. Боюсь сглазить, но в Милане Бережная и Сихарулидзе катались как никогда замечательно, словно любуясь собой, своими отточенными, абсолютно синхронными и законченными движениями. Подкрутка в исполнении Лены с Антоном - это, по мнению специалистов, маленький шедевр: партнерша на мгновение зависает в воздухе, словно раздумывая, возвращаться ей или нет, а затем плавно опускается в руки партнера. Восторг зрителей с трудом поддавался описанию, а восторг судей выразился в многочисленных оценках 5,9 и в экзотической для парного катания "шестерке", выставленной растроганным польским арбитром. Когда выйдет этот номер газеты, имена новых чемпионов Европы в парном катании уже будут известны. Большинство сходится в мнении, что победителем вновь - в 31-й раз - станет российская пара. Но печальный пример Ельцовой и Бушкова, которые приехали в Милан лидерами, а уехали с пустыми руками, заставляет вспомнить житейскую мудрость: не говори "гоп", пока не перепрыгнешь.

Состязания танцоров в отличие от других видов оказались самыми представительными и на этот раз привлекали к себе особое внимание. Вице-чемпионы мира Анжелика Крылова и Олег Овсянников, которые в этом сезоне ни разу не встречались с олимпийскими чемпионами Оксаной Грищук и Евгением Платовым, соответственно пока ни разу и не проигрывали. Однако, учитывая приближение Олимпиады в Нагано, где выступят все сильнейшие, заявку на олимпийское золото необходимо было делать уже сейчас. Подогреть интерес к соревнованиям обещала и новая система судейства, введенная ИСУ, согласно которой два обязательных танца должны судить две различные бригады судей, чтобы исключить предвзятое отношение к спортсменам. Как заметил один из чиновников ИСУ, заручиться лояльным отношением к себе 14 арбитров намного труднее, чем 7.

Но самое интересное все же происходило на льду, а не в судейских кулуарах. Первое столкновение, причем в буквальном смысле слова, российских танцоров состоялось еще на тренировке, когда Крылова на приличной скорости въехала прямехонько в Грищук, зацепив ей коньком локоть. По собственному признанию олимпийской чемпионки, ощущения были весьма болезненные, но терпимые. Казалось, на этом инцидент исчерпан, но одной Гришу к "кровожадной" Анжелике было мало, и на разминке перед первым обязательным танцем она столкнулась с Платовым, разрезав ему брючину и слегка задев мышцу. Евгений отнесся к произошедшему с юмором, заявив, что он не собирается умирать от вида собственной крови, и предложил Крыловой откупиться от него новой парой брюк.

Шутки шутками, но когда во время второго обязательного танца - аргентинского танго - Платов вдруг почувствовал резкую боль в ноге и едва не потерял равновесие, ему было не до смеха. "Танец необходимо было довести до победного конца, - сказал он позже, - иначе нас просто не поняли бы". Но волнения лучшего в мире танцевального дуэта были напрасными: тот факт, что по уровню технического мастерства рядом с Грищук и Платовым сегодня никто и близко не стоит, подтвердили оценки. Судьи, обычно крайне скупые на широкие жесты в обязательных танцах, выставили Оксане с Евгением целый букет 5,9, признав их безоговорочными лидерами. Крылова и Овсянников расположились на втором месте, а вот борьба за места с третьего по восьмое развернулась куда более упорная.

Мария САВЧЕНКО