Газета Спорт-Экспресс от 31 января 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 января 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

Андрей ГУСИН

НЕ ДУМАЮ НИ О КАКОМ "МИЛАНЕ"

Киевские динамовцы Юрий Калитвинцев и Андрей Гусин - футболисты уникальные. Из ныне действующих игроков только им посчастливилось поработать с двумя нашими легендарными тренерами - Константином Бесковым и Валерием Лобановским. И Гусин в отличие от своего одноклубника с гордостью вспоминает, что прошел, пусть и недолгую, бесковскую школу в "Асмарале".

- Это было в 92-м году. Мне тогда как раз 20 стукнуло. Я играл во Львове, и однажды в городе объявился селекционер из "Асмарала", - вспоминает Гусин. - Магическое имя Бескова сразило меня наповал. Никому ничего не сказав, первым же поездом отправился в Москву.

-Боялись, что "Карпаты" не захотят вас отпускать?

- Вскоре опасения подтвердились. "Карпаты" заломили за меня такие деньги, что "Асмарал" трансфер не потянул. И через несколько месяцев мне пришлось брать обратный билет. А потом позвали в Киев.

-До возвращения Лобановского вы провели за "Динамо" хотя бы один матч?

- Увы, дебют мой состоялся лишь спустя два года после приглашения. Сначала играл за "Динамо-2", а потом был отдан в аренду в "Борисфен".

-Как вы отреагировали на приход Лобановского?

- Узнал я об этом, когда был на смотринах в Израиле, в клубе Андрея Балл "Маккаби" из Хайфы. Андрей позвонил в Киев и, ошарашенный, сообщил мне новость: "Васильич принимает "Динамо". Я в то время вел дневник и, помню, записал туда: "Хорошо, что наконец-то Лобановский возвращается, правда, не знаю, как это отразится на моей судьбе. Странно получается - с одной стороны, сейчас на просмотре я должен изо всех сил стараться понравиться "Маккаби", но с другой - Сабо ведь в "Динамо" больше не будет, а мне очень хочется работать с Лобановским".

- И как вы решили эту дилемму?

- Дурака в Израиле я не валял, но до контракта дело все же не дошло. То ли я не приглянулся, то ли клубы не сошлись в цене. Меня, впрочем, это только обрадовало. Затем, хоть я и не горел желанием ехать за границу, президент клуба Суркис устроил мне смотрины в корейской "Ильве", где тогда играли Сарычев и Степушкин. И вновь ничего не вышло.

-А что за дневник вы вели?

- Я записывал конспекты тренировок, сборов, свои ощущения после каждого упражнения. В последнее время, правда, за перо не брался - времени не хватает. Потом, если стану тренером, этот дневник мне очень пригодится.

-Вам довелось общаться и с Бесковым, и с Лобановским. Ну и какие же они в обычной жизни?

- В "Асмарале" я получил травму и частенько за тренировками наблюдал со скамейки. Бесков сидел рядом, что-то рассказывал, он очень обаятельный человек. Уже после отъезда из Москвы я звонил ему, поздравлял с днем рождения. А Лобановский поражает тем, как легко и доступно объясняет футбольные премудрости. Воистину все гениальное - просто. От его внимания ничего не ускользает. Бывает, заходишь в перерыве в раздевалку, вспоминаешь небольшую промашку в игре и думаешь: "Заметил он или нет?" А как же, непременно получишь втык.

-Как у мэтров с чувством юмора?

- И Бесков, и Лобановский любят иногда пошутить, но чаще всего оба серьезны и сосредоточены.

-А игроки "Динамо" склонны к шуткам?

- С этим дело обстоит отлично. Жаль, главный наш затейник Юрий Максимов недавно уехал в "Вердер". Как-то на сборе после ужина осталась целая ваза яблок. И Юра поспорил с нашим массажистом, что тот их все съест. Штук семнадцать, наверное, в него влезло, осталось всего пару яблок, и тут массажист дрогнул. Как ни пытался, так и не смог их доесть. Смеху-то было, прямо как на концерте Хазанова.

-Вы начинали нападающим, почему же вдруг сменили амплуа?

- В одном из матчей наши защитники в "Динамо-2" действовали так безалаберно, что в перерыве я попросил Онищенко перевести меня назад. Был уверен - не подведу. По сути, тогда я и распрощался с атакой. К тому же конкуренция там всегда такая, что пробиться в состав - дело почти безнадежное. Меня проверяли на разных позициях. Но мне лишь бы в числе первых одиннадцати быть, а где именно - не важно.

-К слову, о тактике. Почему у "Динамо" есть левый хавбек - Косовский, а правого нет?

- Секрет в Олеге Лужном. Ему справа помощники не нужны, они ему только мешают. Силы-то у него столько, что и за двоих для него отработать не проблема.

-Чем объясните триумф "Динамо" в Лиге чемпионов?

- Мы поймали кураж. После серии неудач в еврокубках все мечтали доказать, что "Динамо" способно побеждать не только на Украине. Самые сложные матчи получились с "Эйндховеном". Мы знали его слабости - игру обороны в линию, тяжеловатых защитников - и контратаки принесли нам успех. Во второй встрече, в которой даже ничья открывала "Динамо" дорогу в четвертьфинал, из-за дисквалификации я, увы, не играл, и у меня чуть сердце из груди не выскочило, когда сидел на трибуне.

-Голова-то от успехов не кружится?

- При Лобановском такое невозможно.

-О баталии с "Ювентусом", которая уже не за горами, не задумываетесь?

- В среду смотрел товарищеский матч Франция - Испания. У французов в центре заправляет как раз Зидан из "Ювентуса". Видимо, против него мне и придется играть. Я внимательно за ним смотрел. Правая нога у него работает, как клюшка, а вот левая скорее для ходьбы. Пару раз мяч классно ложился под нее, но, вместо того чтобы пробить, Зидан перекладывал его под другую ногу.

-Вы слышали о том, что вас и Шевченко хочет пригласить "Милан"?

- Да ерунда все это. Лично ко мне никто не обращался, и ни о каком "Милане" я не думаю. Зачем отвлекаться на ненужные темы? Вот "Ювентус" сейчас меня волнует куда больше.

-Неужели не польстило самолюбию, что вами заинтересовался сам "Милан", а "Динамо", по слухам, оценило вас, впрочем, так же, как и Шевченко, в 25 миллионов долларов?

- Так ведь если б это было на самом деле... А слухи - не в счет.

-Как же получилось, что игрок, который долго прозябал в дубле и еще недавно был едва ли не главным кандидатом на отчисление, в одночасье стал одним из лидеров "Динамо"?

- Шанс мне дал Лобановский. При первой встрече он сказал мне: "Если будешь сильнее - будешь играть". От Сабо прежде таких слов я никогда не слышал. И у меня словно крылья выросли. Ведь какое это счастье, знать, что ты кому-то нужен!

Александр КРУЖКОВ