ФУТБОЛ |
Алексей КОСОЛАПОВ
ВТОРОЙ СОСТАВ "СПОРТИНГА" ВСЕГДА БЫЛ СИЛЬНЕЕ ПЕРВОГО
Испания, куда Косолапов уехал в конце минувшего лета, принесла ему сплошные разочарования. Сначала - место на скамейке запасных, затем - отлучение от сборной и, наконец, - изгнание из команды, которую возглавил вечно враждующий с россиянами Новоа. В общем, получилось, что в клубе, давно прекратившем борьбу за выживание и установившем в этом сезоне все мыслимые и немыслимые антирекорды, бывшего капитана "Локомотива" ждали одни разочарования.
-Кто, если не секрет, сосватал вас в хихонский "Спортинг"?
- Это случилось в конце лета, если быть точным, - 24 августа. После матча с "Аланией" меня уже ждали в гостевой ложе нашего стадиона испанские агенты. Тут же выяснилось, что на следующий день я должен вылететь в Хихон для подписания контракта.
-Тогда вы впервые и услышали о намерении испанцев?
- Еще перед кубковым матчем в Орле Семин рассказал мне о существующем варианте, но добавил при этом, что вопрос будет решаться уже после окончания чемпионата.
-Но потом, надо понимать, что-то изменилось?
- По всей вероятности. Вообще-то испанцы хотели сначала приобрести Аленичева, но "Спартак", видимо, не захотел его отпускать.
-Контракт вы подписывали без каких бы то ни было смотрин?
- За мной в течение месяца наблюдал тренер-селекционер "Спортинга", так что надобности в дополнительной информации не было. И 28 августа я заключил контракт по системе "4+1".
-Тогда в "Спортинге" работал еще Мигель Монтес?
- Да, именно он приглашал меня, при этом на конкретную позицию. Предполагалось, что я сыграю привычную роль диспетчера. У команды, как оказалось, серьезные проблемы в середине поля.
-То есть, вы имели весьма отдаленное представление о клубе, с которым связали себя на долгие годы?
- Матчи испанского чемпионата я смотрел регулярно, но хихонский клуб показывали редко. Впрочем, я прекрасно понимал, в какую команду иду. Она и в прошлом году боролась за выживание, и в нынешнем собиралась заниматься тем же. Никифоров несколькими фразами дополнил уже имевшуюся у меня в голове картину.
-Удивительно, что после того, как "Спортинг" оказался на грани пропасти, он не стал укрепляться должным образом...
- Монтес работал прежде со второй командой, откуда и пригласил многих игроков. Наш коллектив сразу приобрел вид молодежного. Со стороны пришли только я и поляк Кухарски.
-Наверное, у клуба не все в порядке с финансами?
- Вряд ли в этом дело. Во всяком случае, сейчас руководители клуба развили бурную трансферную деятельность - приглашены два югослава и бразилец из португальской "Браги".
-То есть, вам уже подыскали замену?
- Выходит, что так. Но в "Спортинг" я все равно вернусь - никуда от этого не уйти. Пока одолжен "Локомотиву" до лета, максимальный же срок аренды - до конца года.
-Получается, что отпуска вы лишаетесь второй год подряд?
- Отдых, конечно, необходим. Я ведь и в сентябре толком его не получил. Хотя с руководителями "Спортинга" соответствующая договоренность была. 30 августа я вернулся в Москву, получив право пропустить три первых тура. Однако, когда в двух матчах хихонцы потерпели два поражения, из Испании раздался звонок. Меня срочно вызвали в Хихон. Только приехал - и сразу на Мальорку. Там-то и состоялся мой дебют.
-Оставивший, насколько я помню, двоякое впечатление?
- В самом начале матча я забил гол, но в итоге мы проиграли, причем крупно, - 2:6. Подкосило удаление защитника, после чего оборона рассыпалась.
-Тогда же вы, кажется, и травму получили?
- Да, дернул заднюю поверхность - как раз в тот момент, когда забивал. Матч против "Барселоны" пришлось пропустить, хотя Монтес сказал: "Если можешь, готовься". Но я решил выдержать паузу И буквально тут же, после четвертого поражения, Монтеса убрали, и команду возглавил Маседа. Как раз в этот момент я уехал в сборную, и в мое отсутствие "Спортинг" сыграл вничью в кубковом матче против "Осасуны". Для нас это был успех - и Маседа решил не менять состав. Правда, Никифорова он все-таки поставил.
-То есть, к вам бывший защитник испанской сборной отнесся с некоторым предубеждением?
- Я сразу подошел к нему, очень уж хотелось прояснить ситуацию. Маседа сказал, что, будучи тренером "Спортинга-2", следил только за тремя россиянами - Никифоровым, Черышевым. и Ледяховым. Он знал их возможности, но не знал моих - и рисковать, видимо, не хотел.
-И при Маседе вы практически не играли?
- В число 16 попадал всегда, но выходил, как правило, на замену. В основу он поставил меня дважды: в первой своей игре - с "Расингом" и в последней - с "Атлетико". При Маседе команда набрала два очка в одиннадцати матчах, после чего он и был уволен.
-А отношения с Новоа у вас, судя по всему, не сложились с первого дня...
- На первой же тренировке он подошел ко мне и сказал открытым текстом: рассчитывает, мол, на других игроков и в моих услугах не нуждается. С этого момента я оказался будто вне команды, хотя тренировался с ней до последнего дня.
-И тренер ни разу не вызвал вас на подмогу?
- Он просто не замечал меня. Хотя в двусторонних тренировочных играх наш, второй, состав всегда обыгрывал первый. После того как в резерв перевели Ледяхова, "дубль" четырежды в четырех матчах переиграл "основу".
-Как же воспринимали вы все происходившее вокруг вас?
- Сначала сильно переживал, потом чуть-чуть успокоился. Но, конечно, к такому повороту событий готов не был.
-Если забыть обо всяких нюансах, чем объяснить такой парадокс: игрок сборной России оказался лишним в худшем испанском клубе?
- Здесь дело не в том, кто из какой сборной. Да, в России я был на виду, но испанский чемпионат совсем другой. К тому же совсем непросто играть в таком режиме, какой был предложен мне. Нужна постоянная игровая практика - в противном случае теряешь психологическую уверенность.
-Вернись все на круги своя, вы бы повторили свой августовский путь?
- Теперь бы обдумывал предложение более тщательно. И не повторил бы, надеюсь, некоторых ошибок. Сейчас, мне кажется, я уже набрался необходимого опыта.
-Объясните, за что бьется нынче "Спортинг", давно уже потерявший место в первом дивизионе?
- Игроки борются за свое будущее. Никто не хочет играть во второй лиге, и каждый намерен перебраться куда-то еще.
-Вы, полагаю, не исключение?
- Надеюсь, что матчи Кубка кубков помогут зарекомендовать себя в Европе должным образом.
-Думаете, что место в составе получите без особых проблем?
- Гарантия - та же, что и у всех. Играй, тренируйся, доказывай. В "Локомотиве" сейчас приличная конкуренция, особенно в центре полузащиты - Дроздов, Лоськов, Смирнов, Харлачев, Тедеев, Федин...
-Тема сборной, наверное, для вас особенно неприятна?
- Я страшно расстроен тем, что, перебравшись в Испанию, оказался вне национальной команды. В Москве кивали на то, что я не играю за клуб, а в Хихоне говорили: тебя, мол, и в сборную перестали вызывать. Получался замкнутый круг.
-И выходом из него вы посчитали возвращение в "Локомотив"?
- Да, пора напомнить всем, и в первую очередь самому себе, что футболист по фамилии Косолапов способен играть так, как надо.
Михаил ПУКШАНСКИЙ