ФУТБОЛ |
Будевейн Зенден в сборной Голландии пока не на первых ролях. В отборочном цикле ЧМ-98 тренер Гус Хиддинк выпустил на поле игрока ПСВ "Эйндховен" лишь один раз, да и то в матче с "карликами" из Сан-Марино. Но в 21 год игроки способны прибавлять день ото дня, и, кто знает, может быть, во Франции в рядах "Оранжевых" заблещет новая звезда.
Будевейн ЗЕНДЕН
МЕЧТАЮ О ФИНАЛЕ ГОЛЛАНДИЯ - БРАЗИЛИЯ
-Чего вы ожидаете от предстоящего мундиаля во Франции?
- Сложно сказать что-то определенное. Ведь это будет первый турнир такого ранга в моей жизни, но я уверяю: сделаю все, от меня зависящее, чтобы попасть туда и сыграть важную роль в достижениях команды.
-А кто, на ваш взгляд, будет фаворитом?
- Главные фавориты, конечно же, бразильцы. Я видел их выступление на Сора America-97 и был поражен. Они выигрывают, даже несмотря на то, что постоянно находятся в разъездах, и, по-моему, не пропускают ни одного мало-мальски престижного турнира. Не стоит забывать и о Германии, как правило, удачно выступающей на подобных соревнованиях. Очень хороши команды Франции и Италии, но всегда может найтись кто-то, кто придаст турниру дополнительную интригу, начав вдруг обыгрывать одного фаворита за другим. У "Оранжевых" также есть шанс продемонстрировать миру свою силу, но никогда нельзя быть уверенным, что это произойдет.
-Вы не упомянули об англичанах - команде, заметно прибавившей за последние пару лет.
- Что и говорить, англичане прекрасно выступили на Euro-96, но неизвестно, смогут ли они вновь продемонстрировать игру, подобную той. Тогда они выступали дома, а это всегда приумножает силы. И поэтому на предстоящем чемпионате ни в коем случае нельзя недооценивать французов.
-Ну и кто же, по-вашему, встретится в финале?
- Лично я мечтаю о финале Голландия - Бразилия.
-И тогда против вас выйдут Роналдо, Роберто Карлос, Ромарио.
- У них все 22 игрока - звезды, и каждый способен выполнять любую роль: левый защитник вполне может справиться с обязанностями центрфорварда. На даже на этом фоне выделяются личности калибра Роналдо - он может простоять всю игру, но дайте ему небольшой шанс - и мяч уже в сетке. Так что звезды по-прежнему могут одним касанием решить исход матча - правда, происходит это все реже и реже.
-Себя вы к таковым не относите?
- Я на поле всегда ищу кратчайший путь к воротам соперника, обожаю обыгрывать оппонентов, ведь я достаточно техничен, не так ли? Но все же главной моей обязанностью является поднос снарядов, а не голы, и в этом сезоне я уже сделал несколько результативных передач. Хотя иногда и мне удается поразить ворота - очень помогает то, что раньше я, как правило, играл центрфорварда и забивал довольно много. Мое привычное место на поле - это левая бровка, однако могу сыграть и поближе к воротам, Мне такая универсальность кажется большим преимуществом, хотя некоторые считают это вредным из-за невозможности совершенствоваться в своей специализации. Однако я уверен, что время узкоплановых футболистов кануло в Лету. На поле мне нравятся все позиции - иногда полезно побывать в шкуре партнера и понять, как видится игра с его места.
-И все же вы - нападающий?
- Конечно, ведь атака - это лучший вид обороны. Мне намного больше нравятся команды, забивающие на один мяч больше, чем противник, нежели те, которые ставят у своих ворот непреодолимые редуты и надеются при случае поймать соперника на контратаке. Но это всего лишь мое личное мнение - на высшем уровне зачастую приходится что-то менять и играть чуть осторожнее. И все же у нападающего всегда есть преимущество.
-В ходе матчей вы обычно довольно легко расправляетесь с защитой соперника. Вы работаете над техникой специально или это от природы?
- Я неплохо владею обеими ногами, хотя, как мне кажется, над многим еще нужно работать. Когда мне было одиннадцать лет, меня отвели в секцию к Вилу Курверу, знаменитому в Голландии специалисту по технической подготовке. Первое время он заставлял меня обыгрывать всевозможные манекены, что я и делал, не особенно-то напрягаясь, "родной" левой ногой. Остальные ребята были правшами, и когда я впервые попробовал сделать то же самое правой, то ощутил себя маленьким ребенком, который учится ходить. Но упорный труд сказался-таки. Однако даже сейчас практически на каждой тренировке я специально работаю над техникой.
-И сколько лет уже это продолжается?
- Лет с четырех я уже проводил почти все время на улице. Около нашего дома был небольшой парк с лужайкой, где я и начал играть в футбол. Потом мы создали команду, чтобы встречаться с соседями, но мне этого уже было мало - я мечтал о настоящем футболе. В пять лет отец сводил меня на просмотр в несколько клубов, но я им не подходил - слишком мал был. И только через год меня приняли в "Леонидас", стадион которого был весьма любопытен: половина поля была на голландской территории, а другая - на: бельгийской. Я провел там шесть лет, а в тринадцать окончательно перебрался в ПСВ.
-Так рано стали профессионалом?
- Нет. Когда мне исполнилось шестнадцать, я поехал с клубом на турнир за границу. Тогда-то главный тренер ПСВ "Эйндхрвена" Ад де Мос предложил мне на будущий год стать профессионалом, но только при условии, что я окончу школу. Затем я подписал контракт и параллельно поступил на курсы испанского языка и "паблик рилейшнз". Однако учеба по жесткому графику оказалась практически несовместимой с профессиональным футболом, так как свободное время вроде бы есть, но никогда не знаешь, где ты в данный момент окажешься.
-И ни на что, помимо футбола, времени не оставалось?
- Ну почему же? До шестнадцати лет я всерьез занимался дзюдо и даже несколько раз становился региональным чемпионом. Это дало мне право принимать участие в национальном первенстве, но поскольку я тренировался один раз в неделю, то выбыл из соревнований довольно быстро. Если бы я хотел, то, наверное, мог бы добиться успехов и на татами, но я уже был в ПСВ, и тратить время на дзюдо мне показалось непозволительной роскошью.
-А занятия дзюдо как-то сказались на вашей игре?
- Очень помогли, ведь дзюдо всесторонне развивает человека. Я умею падать, и поэтому если против меня сыграют жестко или даже грубо, я вряд ли сломаюсь. А в случае чего могу и сдачи дать.
-Чем же футбол оказался для вас предпочтительнее дзюдо?
- Своей эмоциональной стороной. Это трудно выразить словами, но, наверное, наиболее яркие моменты в жизни игрока те, когда он забивает победный гол или становится чемпионом. Увидев однажды по телевизору светящиеся от радости лица игроков "Аякса", я подумал: "Черт возьми, я тоже хочу быть чемпионом!"
-И какие эмоции вы испытали забив первый гол за ПСВ "Эйндховен"?
- По этому случаю я исполнил сальто. Людям это понравилось - наверное, из-за внезапности. Однако я сказал себе: брось отмечать таким образом локальные успехи. Вот если я забью гол на чемпионате мира - тогда будет повод вновь исполнить сальто.
Редакция "СЭ" благодарит фирму Nike за помощь в организации этого интервью.