Газета Спорт-Экспресс от 16 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 февраля 1998 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

НАГАНО-1998

ХОККЕЙ

В СОСТАВЕ АМЕРИКАНЦЕВ БЫЛ ЛИШНИЙ ИГРОК - СУДЬЯ ФРЭЗЕР

БЕЛОРУССИЯ - США - 2:5 (1:2, 0:1, 1:2)

Белоруссия: Мезин; Романов - Матушкин, Панков - Бекбулатов - Скабелка; Хмыль - Салей, Ковалев - Калюжный - Цыплаков; Еркович - Стась, Карачун - Гальченюк - Ложкин; Алексеев, Занковец, Рощин.

США: Рихтер; Лич - Д. Хэтчер, Амонти - Модано - Ткачук; Челиос - Сутер, Халл - Уэйт - Леклер; К. Хэтчер - Шнейдер, Герин - Реник - Дэдмарш; Берард - Карни, Отто - Лафонтэн - Лангенбруннер.

1-й период. Челиос (Лафонтэн), 9:06 (0:1 - бол.). Лафонтэн (Лич, К. Хэтчер), 10:31 (0:2 - бол.). Карачун (Ложкин, Гальченюк), 18:02 (1:2).

Удаления: Шнейдер, 4:24. Цыплаков, 4:29. Калюжный, 7:24. Карачун, 8:50. Панков, 10:07. Ткачук, 11:53.

2-й период. Лич (Леклер, Халл), 8:16 (1:3 - бол.).

Удаления: Герин, 5:13. Матушкин, 7:29. Реник, 9:41. Шнайдер, 17:35.

3-й период. Панков (Скабелка, Бекбулатов), 0:27 (2:3). Халл (Уэйт, К. Хэтчер), 13:45 (2:4 - бол.). Дэдмарш (Герин, Реник), 18:14 (2:5).

Удаления: Лангенбруннер, 2:40. Занковец, 10:27. Еркович, 13:10. Ткачук, Карачун, 18:49.

Броски: 30 (9+11+10) - 31 (12+9+10).

Судьи: Фрэзер, Готье, Сартисон (все - Канада).

14 февраля. Нагано. Big Hat. 9975 зрителей (10 105).

Игорь РАБИНЕР

из Нагано

Нет сомнений, что оба сорта пива, выпущенные в Минске к зимней Олимпиаде, идут нарасхват: как уже сообщал "СЭ", два конкурирующих предприятия - "Крыница" и "Алливария" - наладили производство новых сортов ячменного напитка "Нагано" и "Олимпийское". Можете себе представить, какой ажиотаж вызвали в соседней с нами стране Игры, если мимо них не прошла даже пивная индустрия. Форвард белорусской сборной и ярославского "Торпедо" Андрей Скабелка рассказывал мне, что его земляки живут сейчас в олимпийском режиме: встают очень рано, чтобы посмотреть прямую телетрансляцию, а идя на работу, многие прихватывают с собой маленькие телевизоры.

На хоккейную команду в Минске возлагались большие надежды - это можно понять хотя бы по тому, какое внимание уделяет ей приехавший в Нагано два дня назад президент Белоруссии Александр Лукашенко. Вчера он изумил всех тем, что, посетив утреннюю раскатку сборной перед матчем с канадцами, сам вышел на лед. Оказывается, с тех пор, как белорусская команда добилась первых успехов на международной арене, президент четырежды в неделю тренируется на катке в Минске. Сейчас у него мечта сыграть против Владислава Третьяка. Он хочет договориться с российскими тренерами и ветеранами о проведении товарищеского матча с белорусскими коллегами, в котором президент тоже примет участие. Во время матча Швеция - Канада Лукашенко сидел на трибуне вместе с Третьяком, бурно радовался каждому успеху земляков и вместе с болельщиками скандировал: "Мо-лод-цы!"

А вот еще любопытный факт. Белорусские хоккеисты должны были отправляться в Нагано все вместе из Минска 31 января в 10 утра. Однако финский ХПК не желал отпускать капитана сборной Александра Андриевского 30-го - вечером того же дня у них была игра. По договору клубы были обязаны отпустить хоккеистов в сборную за неделю до начала Олимпиады, и финны встали в позу, поскольку за неделю - это как раз 31-го. Улететь в Японию самостоятельно из Финляндии Андриевский не мог, потому что все его документы находились в Минске. И тогда белорусская федерация хоккея заплатила ХПК штраф в 5 тысяч долларов за отзыв игрока в сборную на один (!) день раньше положенного срока. В матче с американцами простуженный Андриевский, правда, не участвовал, но к вечеру ему стало полегче, и на игру со шведами он скорее всего выйдет.

Несмотря на поражение, команда Белоруссии показала удивительный хоккей, напрочь перевернувший мои былые представления о ней. По идее сборная миллионеров-НХЛовцев должна была непринужденно расправиться с соперниками, в большинстве своем выступающими в России, Европе и низших лигах Северной Америки. Но вышло так, что забивали американцы в основном в большинстве, при действиях же в равных составах белорусы как минимум ни в чем им не уступали, а в индивидуальном мастерстве, в изящности комбинаций и превосходили. И если бы не откровенно пристрастное судейство НХЛовского арбитра Фрэзера и просто фатальное невезение (дважды в решающие моменты матча белорусы попадали в штангу), неизвестно, каким бы был исход встречи. Главный тренер американцев Рон Уилсон потом признался: "Нам повезло, что в начале матча мы получили возможность дважды играть пять против трех и забили два гола. Если бы счет открыл соперник, то мы могли бы и не отыграться. Белорусы были уверены в себе на 100 процентов, а мои подопечные почему-то не применяли форчекинг, не катались, как надо, не сражались на пятачке. Соперник произвел на меня прекрасное впечатление. Это очень скоростная команда с быстрыми форвардами и мобильными защитниками. Думаю, что после олимпийского турнира многие из ее состава получат возможность испытать себя в НХЛ. Безупречен был вратарь, сделавший несколько отличных даже по НХЛовским меркам "сэйвов".

Голкипера белорусской сборной зовут Андрей Мезин. Играет он в клубе "Флинт Дженералз" из Колониальной лиги США, где зарплаты, как он мне рассказал, сопоставимы со средними российскими. У него весьма необычная судьба. Этот воспитанник челябинского хоккея играл в одной юношеской команде с нынешними НХЛовцами Сергеем Гончаром и Андреем Назаровым. Но после школы решил с хоккеем завязать - в команды мастеров никто не звал, а идти куда попало Мезин не хотел. Он поступил в Челябинский политехнический институт, но вскоре знакомый тренер, переехавший в белорусский Новополоцк, пригласил Андрея к себе, заодно решив и проблему с армией. Год спустя команда поехала на турнир в Америку, где Андрея охмурил нечистый на руку агент, и начались мытарства вратаря в низших американских лигах. Может, теперь, когда Мезина отметил Уилсон, его хоккейная жизнь изменится?

Против американцев белорусы играли потрясающе раскрепощенно, то и дело ставя в тупик заокеанских звезд. "Вчерашняя игра с канадцами придала нам эту уверенность, - сказал мне Андрей Скабелка. - Мы поняли, что можем на равных сражаться со всеми, если не будем никого бояться и играть так, как умеем. Да, выходя на матч с канадцами, мы сильно волновались: как-никак впервые сошлись с такими звездами, как Гретцки и Линдрос. Сегодня же состояние было совершенно другим".

Весьма ярко выглядело звено Карачун - Гальченюк - Ложкин. Особенно красив был первый гол: Гальченюк, уходя от соперника, развернулся с шайбой на 270 градусов и отдал пас накатывавшемуся Ложкину. Бросок играющего в монреальском фарм-клубе хоккеиста Рихтер парировал, но Карачун моментально добил шайбу из-под Челиоса в сетку.

Счет стал 1:2. До этого американцы дважды отличились, имея почти двойное преимущество в силах - 5 игроков против 3. Интересно, что оба раза белорусы удалялись за нарушение численного состава при сменах. Причем один из этих фолов был высосан судьей из пальца. Оставлять команду втроем, да еще дважды, может только тот, кто очень симпатизирует ее противнику. Но это белорусов не смутило, гол Карачуна стал логичным итогом их усилий. В ответ на это арбитр Фрэзер не обратил внимания на несколько стопроцентно заслуживающих удаления нарушений американцев, а во втором периоде при счете 1:3 не засчитал забитый белорусами гол: после столкновения Калюжного с Рихтером шайба взлетела в воздух и пересекла линию ворот (это хорошо было видно при замедленном повторе), но через мгновение ее оттуда выбил Модано.

Во втором периоде хоккеисты сборной Белоруссии могли не раз отличиться (один только бросок Скабелки с пятачка в штангу чего стоит!), но сделали это лишь в самом начале третьей 20-минутки: щелчок Панкова издалека застал Рихтера врасплох. Менее чем за 7 минут до финальной сирены американцы в четвертый раз реализовали численное преимущество - 2:4. И практически тут же после комбинации, проведенной Цыплаковым и Калюжным, Рихтер с трудом парировал шайбу, а Ковалев, добивая ее, угодил в стойку. А менее чем за 2 минуты до конца американцы забили свой первый гол в равных составах: Дэдмарш завершил комбинацию, начатую Герином и Реником.