БАСКЕТБОЛ |
Вальдемарас ХОМИЧЮС
ПОЕЗДКА В МОСКВУ МЕНЯ ВСТРЯХНУЛА
Когда тренера увольняют после серии неудач - это вопросов не вызывает. Если наставник вынужден уйти в тот момент, когда его команда явно на подъеме, это по крайней мере нелогично. Однако именно такая история имела место в литовском "Олимпасе", который до недавнего времени возглавлял олимпийский чемпион Сеула Вальдемарас Хомичюс.
-Что же все-таки произошло?
- Сам до сих пор не понимаю. 19 декабря мы выиграли последний матч чемпионата, и президент клуба в связи с тяжелым финансовым положением попросил отпустить всех игроков по домам. Не в моих правилах распускать команду на две недели - ведь потом приходится начинать все заново. Но я пошел навстречу просьбе президента и сам тоже поехал домой.
-Что случилось в ваше отсутствие?
- На 5 января у нас была запланирована первая тренировка. Накануне я позвонил одному из игроков, и тот меня ошарашил: "А вы знаете, что мы собираемся не в Мажейкяе, а в Плунге? И название команде старое вернули - "Олимпас". Это было для меня новостью. Я звонил президенту клуба, но не мог его найти ни по одному телефону.
-Что вы предприняли?
- Поехал в Плунге. Игроки возмущены - уже три месяца не получали зарплату. Я сказал баскетболистам: "Гарантировать ничего не могу, но, поскольку я здесь, будем работать". Потом - новая беда. Накануне Нового года в Каунасе должен был открыться мой танцевальный клуб, но утром 31 декабря в здании произошел взрыв. Какие цели преследовали террористы - не ясно. Мне никто не угрожал, ничего не требовал. Убытки составили 100 тысяч литов (25 тысяч долларов. - Ю.В.), и в начале января мне просто необходимо было находиться в Каунасе, заниматься срочным ремонтом зала. На первые семь дней в команде были запланированы занятия по физической подготовке, и я подробно, по дням расписал, кому чем заниматься. Отпросился у менеджера - президента я так в глаза и не видел - и уехал в Каунас.
- Когда вы узнали про коллективное письмо игроков "Олимпаса"?
- На следующий день мне позвонили из газеты "Летувос Ритас" и сообщили, что к ним в редакцию пришло письмо из команды "Олимпас". Мне по факсу переслали копию. В письме говорилось, что игроки не понимают и не принимают моих методов руководства, а потому требуют моей отставки. Письмо подписали 10 баскетболистов из 12. Я тут же дал интервью и ответил по всем пунктам. Может, в чем-то и погорячился, но меня тоже можно понять. В прошлом году ради того, чтобы помочь "Олимпасу", я бросил все дела в Испании, оставил там семью. Когда приехал, команда была на 9-м месте. Чемпионат мы завершили вторыми, потом дошли до финала плей-офф, впервые стали вице-чемпионами страны. В этом сезоне снова шли на 2-м месте, пробились в Кубок Балтии. На мой взгляд, у нас лучшая защита в лиге. В перерыве планировали купить еще одного американца, да и сам я хотел вернуться на площадку, а тут такое... Когда вышла газета с письмом, я вновь поехал в Плунге, говорил с игроками целых три часа. Кстати, президента опять не было на месте. После этого я понял: мне здесь больше не работать.
-Сколько дней вы оставались без работы?
- После выхода в свет моего интервью позвонили из города Мариямполе - тамошняя "Алга" играет в лиге А (второй дивизион. - Ю.В.). Я ответил, что готов принять команду, постараюсь вывести ее на хороший уровень и попасть в плей-офф. Тогда и поговорим об условиях моей дальнейшей работы. Приехал в Мариямполе, осмотрелся. "Алга" попала в полосу неудач, и игроки потеряли уверенность в своих силах. Затем провел собрание, на котором сказал, что многое нужно менять, а значит, придется как следует потрудиться. Игроки согласились с моими требованиями. Хотя я видел, как им было тяжело - уже на нескольких первых тренировках был проделан большой объем работы.
-И "Алга" выдала неплохую серию, поднявшись с десятого места на восьмое.
- Мы выиграли четыре матча из шести. Сейчас команда входит в зону плей-офф, но, думаю, поднимется и выше.
-Вы в этих играх блеснули результативностью?
- В среднем выходило 23 очка за матч. Видимо, кое-что еще могу.
-В январе на матче, посвященном юбилею Александра Гомельского, в этом могла убедиться и московская публика.
- После истории с "Олимпасом" я был в подавленном состоянии. Поездка в Москву меня встряхнула. Когда мы с Римасом и Шарасом (Куртинайтис и Марчюленис. - Ю.В.) прилетели, нас в аэропорту ожидал лимузин, на котором мы поехали в прекрасную гостиницу. В общем, встречали, как президентов. Потом поразила атмосфера во Дворце спорта - переполненные трибуны и, как нам говорили, еще несколько сотен болельщиков не смогли достать билеты. Подходили незнакомые люди, жали руки. Казалось, мы не 10 лет назад, а вчера выиграли Олимпиаду и приехали на награждение. Поэтому и играли мы с особым вдохновением, и получалось буквально все.
Юрий ВОЛОХОВ