Газета Спорт-Экспресс от 24 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 февраля 1998 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

Почти три месяца прошло после выборов руководителей мужской сборной России по волейболу. Тогда я решил не расспрашивать новых тренеров об их планах на грядущий сезон и на более далекую перспективу, посчитав это преждевременным - люди только-только приступили к своим обязанностям. Теперь, думается, время для такого разговора настало. К тому же 23 февраля была подведена черта под подачей именных заявок на участие в Мировой лиге-98, что тоже является темой для обсуждения. Итак, мои собеседники - Геннадий Шипулин, главный тренер сборной, не скрывающий, что в большей степени будет решать организационные вопросы, совмещая их с функциями генерального менеджера команды, и Олег Антропов, старший тренер, который несет ответственность за тренировочный процесс и руководство игроками в ходе матчей.

Лев РОССОШИК

Геннадий ШИПУЛИН

ГОТОВ ПРОВЕСТИ ПОКАЗАТЕЛЬНУЮ ТРЕНИРОВКУ ДЛЯ СКЕПТИКОВ

- В мои жизненные планы вовсе не входило стать главным тренером сборной страны, - признался Шипулин. - Но слабое выступление наших волейболистов на крупнейших соревнованиях в последнее время заставило пересмотреть эту позицию. Я понимал, что в одиночку мне столь тяжелую ношу не потянуть, и начал искать союзников. Нашел. О чем и заявил на президиуме Всероссийской федерации волейбола, который решал вопрос о руководстве главной мужской команды страны. Хочу отметить, что наши подходы к делу - мой, Олега Антропова и тренера Юрия Нечушкина - абсолютно совпадают. Что и дает основания верить в успех.

-С чего же вы начали вашу совместную работу?

- Так как главными в любой игре остаются ее непосредственные участники - спортсмены, мы обсудили критерии отбора игроков в команду. И составили письмо в адрес вероятных кандидатов, сообщив условия, на которых волейболисты будут привлекаться в сборную. Мы писали, что с каждым из игроков будет заключен индивидуальный контракт на весь период пребывания в сборной в сезоне 1998 года, то есть с 13 апреля по 30 ноября, когда завершится чемпионат мира в Японии. Оговорили материальную сторону в случае выполнения поставленных перед командой задач с учетом личного вклада каждого игрока. Ведь теперь, по решению федерации, помимо премиальных волейболисты команды (речь идет прежде всего об основных игроках) будут получать и постоянную ежемесячную стипендию в течение всего периода пребывания в сборной.

Кроме того, мы собираемся четко определить наши цели на каждом из трех крупных турниров нынешнего сезона: Мировой лиге, Евролиге и чемпионате мира. Мы решили, что Мировая лига явится этапом подготовки к главному турниру сезона - мировому первенству. Прежде, и это ни для кого не было секретом, немаловажную роль в матчах Мировой лиги играл коммерческий интерес - все-таки премиальные в турнире немалые, победитель получает аж миллион долларов, да и призеры не остаются внакладе. Теперь на первом месте будут все-таки не доллары, а проверка всех кандидатов в серьезных испытаниях. Это обусловлено еще и тем, что наши легионеры, которых мы собираемся привлечь к подготовке - прежде всего Дмитрий Фомин и Руслан Олихвер, отказались от участия в групповом турнире Мировой лиги. Гораздо позже остальных присоединится к занятиям и "японец" Валерий Горюшев, у которого только 5 мая завершаются матчи Кубка Японии.

-Тем не менее цель даже на Мировую лигу вы ставите перед командой, надеюсь, самую высокую?

- Наша задача - попасть в финальную стадию турнира: вначале выйти из группы (а она у нас самая трудная) в полуфинал, а затем добиться права выступить в решающих матчах в Милане.

-Кому именно было направлено письмо, которое вы упоминали?

- К сожалению, круг претендентов на места в команде ограничен. Прежде всего адресовали письмо тем, кто входил в сборную в минувшем году. Из связующих это - Вадим Хамутцких и Константин Ушаков. Очень хотелось бы найти молодого игрока на это дефицитное амплуа и наигрывать его, но таковых в поле зрения тренеров сборной пока нет. Из игроков первого темпа кроме уже названного Олихвера мы пригласили Алексея Казакова из одинцовской "Искры" и Сергея Орленко (ЦСКА), молодых Андрея Егорчева из Екатеринбурга и Алексея Кулешова из Белгорода. Из игроков второго темпа с приемом кроме также упоминавшегося Горюшева собираемся призвать белгородца Сергея Тетюхина и Игоря Шулепова из Екатеринбурга. Кто четвертый? Может быть, Дмитрий Желтуха из Белгорода или вчерашний юниор Алексей Бовдуй из "Изумруда". Из диагональных игроков кроме Фомина назову Романа Яковлева из Белгорода и Александра Березина из Одинцова. Решили дать шанс проявить себя и обладающему отличными данными Станиславу Динейкину, хотя нас беспокоит его отношение к дисциплине. Не случайно в том самом письме есть специальная оговорка, что, попадая в сборную, игрок обязуется беспрекословно соблюдать тренировочный и соревновательный режим и неукоснительно выполнять тренерские задания.

-К двум упомянутым пасующим вы, как я понимаю, на случай, если, не дай Бог, с ними что-то случится, добавили в число 18 кандидатов екатеринбуржца Сергея Кукарцева.

- На сегодняшний день - и в этом мы с Олегом солидарны - на месте пасующего мы видим Сережу Тетюхина. У парня есть для этого все данные. Но окончательное решение все-таки будет за игроком - мы не вправе давить на него и высказываем лишь наше пожелание.

-О намерении сделать из Тетюхина связку слышу не впервые. Но пока никому не удавалось переубедить талантливого универсала сменить амплуа. К тому же, отрядив его в пасующие, вы потеряете нападающего с приемом, каковые, если не ошибаюсь, также у нас в дефиците. С другой стороны, вспоминая его передачи в решающие моменты отдельных матчей (например, в игре с кубинцами за 3-е место в Мировой лиге-96 в Голландии), не могу не согласиться с вами.

- Мы рассматриваем Сергея и как участника запасного тактического варианта 4-2, то есть игры с двумя пасующими.

-Что очень близко вашему помощнику Олегу Антропову - ведь такое тактическое построение использовал рижский "Радиотехник", в составе которого он играл и который потом некоторое время тренировал. Хочу теперь вот о чем вас спросить. Мы поговорили об игроках, о принципах формирования команды. А какова финансовая основа сборной? Насколько мне известно, Олимпийский комитет России, исходя из занятых ею мест на последних крупных турнирах, отнес команду ко второй категории финансирования (женская сборная, как реальный претендент на олимпийские награды, оказалась в числе избранных - в первой группе). Так что выделяемых средств хватит разве что на один полновесный сбор. А нашу волейбольную федерацию к числу супербогатых не отнесешь - с тем же футбольным союзом она не идет ни в какое сравнение. Так где же новые руководители сборной собираются изыскивать средства на ее подготовку?

- Вопрос очень серьезный. И здесь я просто не могу не сказать добрые слова в адрес руководителей Белгородской области и отдельных предприятий региона. Ни для кого не секрет, что клуб, который я возглавляю - чемпион страны "Белогорье-Динамо", - становится базовым для сборной. А раз так, то ответственность за подготовку главной команды страны будет лежать и на областном руководстве. Губернатор Белгородчины Евгений Савченко специально поставил вопрос о помощи мужской волейбольной сборной на одном из заседаний областного правительства, и все министры единогласно высказались за оказание такой помощи. Отдельную благодарность хотелось бы выразить руководителям ряда областных предприятий, которые взялись помочь нам покрыть часть расходов, связанных с предстоящими сборами и соревнованиями. Это Алексей Угаров - генеральный директор Оскольского электрометаллургического комбината, это Федор Клюка - председатель совета директоров АО "Стойменский горно-обогатительный комбинат", это Николай Калинин - генеральный директор Лебединского ГОКа. И еще одна добрая весть из Белгорода: в самое ближайшее время начнется строительство современного дворца спорта, необходимость в котором назрела давно: наш старенький "Космос" уже не в состоянии удовлетворить потребности клуба и города. Короче говоря, солидную долю расходов по содержанию мужской сборной вместе со Всероссийской федерацией волейбола и ОКР возьмут на себя белгородцы. Вместе с тем помощь в подготовке нам окажут и спонсоры нашей федерации - Аэрофлот и Nike. Если найдется кто-то еще, кому небезразлична судьба российского мужского волейбола и кто готов оказать ему поддержку, мы будем им признательны.

-Как будут распределены тренерские обязанности в команде - понятно. Надо полагать, что ответственность за ее выступление наряду с игроками будет нести весь тренерский триумвират?

- Единоначалие все-таки сохранится. На мне как на главном тренере - главная ответственность. И если потребуется, то, как и прежде, надену тренировочный костюм и проведу занятие с игроками. Для тех, кто сомневается в моих способностях, могу устроить показательную тренировку. Но мне кажется, что вне зала я смогу все-таки принести больше пользы и команде, и волейболу в целом. Америку мы при этом не открыли: в мировом волейболе достаточно примеров подобного подхода к распределению тренерских обязанностей. Посоветовавшись, мы договорились, что за учебно-тренировочный процесс целиком и полностью будет отвечать Олег Антропов. При этом вопросы, связанные, скажем, с определением состава на каждую игру, мы будем решать вместе. Потому что я буду полностью владеть информацией о том, как строится подготовка сборной, и при необходимости окажу помощь и на тренировке. Но ни в коем случае не собираюсь мешать Антропову.