Газета Спорт-Экспресс от 2 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 марта 1998 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ШИРОВ ОБЫГРЫВАЕТ СВИДЛЕРА И ВЫХОДИТ ВПЕРЕД

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

После дня отдыха участники супертурнира высшей из возможных категорий сложности возобновили свои баталии. Центральной партией 6-го тура была, конечно, встреча игравшего белыми Владимира Крамника с Гарри Каспаровым. Любители шахмат, конечно же, помнят бурные события Линареса-97, Новгорода-97 и Тилбурга-97, где наши герои неизменно соперничали в борьбе за первое место. Только в последнем из этих турниров Крамнику удалось встать вровень с чемпионом мира, а в двух других он был вторым.

У нынешнего турнира особый подтекст, это, по сути, генеральная репетиция у Каспарова и Крамника перед намечающимся на осень матчем за мировую корону, который будет сыгран под эгидой только что созданного Всемирного шахматного совета (ВШС). Будет ли это матч именно этих соперников или претендент на корону окажется другим, мы узнаем очень скоро: менее чем через 10 дней Ананд объявит о своем решении играть или не играть матч с Крамником в Линаресе. Кстати, я попытался что-то выяснить по этому поводу у тренера Ананда Элизбара Убилавы и услышал обнадеживающую фразу о "слишком ранних сроках". На что Каспаров заметил: "Луис Рентеро (глава ВШС и директор турнира в Линаресе) готов о сроках вести отдельный разговор, и при необходимости их могут перенести". В общем, вероятность матча Ананд - Крамник исключать пока не следует.

Но я несколько отвлекся. Вернемся к партии Крамник - Каспаров, а о партии Ананд - Крамник мы поговорим завтра, так как им играть в 7-м туре.

Начало сражения я по обыкновению наблюдал в компании тренера Крамника гроссмейстера Сергея Долматова. И по обыкновению он меня слегка разыгрывал, напуская туману на дебютные тайны их подготовки. До 20-го хода соперники двигали фигуры в ураганном темпе. Но когда на 20-м ходу Крамник переставил свою ладью с поля е1 на поле f1 и Каспаров погрузился в длительное раздумье, Долматов, широко улыбнувшись, произнес:

- Пойду спать!

- Как спать?! - удивился я. - Такая острая позиция у вашего подопечного, а вы спать. Проснетесь, а здесь, может, все уже закончится.

- Не закончится. Пока Каспаров будет думать над ответом, я успею выспаться.

И Долматов действительно ушел спать! Не знаю, что ему снилось, может, выигрыш Крамника. Когда он вернулся в пресс-центр со слегка помятой физиономией, но с веселыми глазами, то первым делом поинтересовался у меня:

- Ну что тут говорят?

Пока Сергей дремал в своем гостиничном номере, благо тут все рядом - всего на один этаж спуститься, Каспаров минут 30 размышлял над неизвестным для себя продолжением. А в пресс-центре появился Василий Иванчук, свободный от игры в 6-м туре. Увидев его, попритих всегда шумный Любомир Любоевич, а Найджел Шорт подошел к Василию проконсультироваться.

- 20-й ход белых - новинка, - сказал Иванчук. - А вот до него все уже встречалось в партии Гельфанда и Ильескаса, кажется, в Дос-Эрманасе.

Заглянув в свой компьютер с программой Chess Assistant, я нашел указанную Иванчуком партию. Василий ошибся лишь в месте проведения турнира: Борис Гельфанд и Мигель Ильескас играли так в Вейк-ан-Зее в прошлом году. Партия закончилась вничью после повторения ходов.

Так же могла закончиться и партия Крамника с Каспаровым, но партнеры, видимо, решили подразнить ненавидящего ничьи сеньора Рентеро и разошлись с миром аж на 26-м ходу. Рентеро вынужден был проглотить эту пилюлю, так как Каспаров и Крамник - уважаемые люди, без которых любой его турнир будет неполноценным, и к тому же очень может быть, что именно им предстоит играть в Линаресе матч на первенство мира под его, Луиса Рентеро, патронажем. Так что придется горячему испанцу поберечь розги для мальчиков попроще.

КАСПАРОВ:

- Крамник применил очень интересный и редкий 20-й ход Лf1, после чего черным надо было или сдаться, или найти единственные ходы. В этом положении черные не могут играть 20...Фа3, потому что у белых после 21.f4 и ответа черных 21...Л:d6 есть страшный ход 22.Фb1! - и на 22...Кc6 белые выигрывают ходом 23.Л:f7! Но у черных находится очень красивый ход 21...Фа2! Ферзь возвращается на покинутую позицию, чтобы не терять контроль над вторым рядом - ключевой мотив всей стратегии черных. Ничья - объективный результат в этой партии. Лично я не видел, где белые способны усилить свою игру. Они могли избежать форсажа и пойти 24...а6 25. Са4 Kf3 26. Kpg2 Kh4 27. Kph1. Здесь я хожу 27... Фс4, белые отвечают 28. f3 Се7 29. Сb6 Лf8. Но эта позиция справедливо Крамнику не понравилась: король в углу не чувствует себя счастливым, второй ряд "свистит", пешки пока нет, и вообще никому не известно, чем все может закончиться. Я тоже не мог играть на победу, пытаясь использовать слабость черных полей в лагере белых. Они продвигают пешку на f4 и переводят ладью по третьему ряду на защиту короля. Соперник предложил ничью, я играть на победу тоже не имел предпосылок. Боевая партия!

КРАМНИК:

- У меня нет особых причин быть довольным этой партией: белыми я хотел бы добиваться большего. Каспарову удалось удержать позицию единственными ходами, и выигрыша у белых не нашлось.

Чуть в тени главного поединка тура оказались две другие встречи, но после окончания одной из них на турнире появился единоличный лидер - испанский гроссмейстер родом из Риги Алексей Широв.

Перед началом партии тренер-секундант Широва Эмиль Сутовский говорил мне, что очень опасается за ее исход:

- Леша не считает Свидлера серьезным соперником, и поэтому я боюсь, как бы он не расслабился...

Подобное признание явилось для меня, откровенно говоря, неожиданным. Ведь я хорошо помнил результат встречи этих соперников в Тилбурге, где Алексей проиграл Петру черными. Вероятно, Сутовский озвучил тайные мысли своего подопечного.

Течение партии, однако, не так чтобы уж очень соответствовало опасениям Сутовского: Свидлер легко уравнял игру, и его интересный ход 16. ...Ла8 встретил одобрение у такого ценителя тонких маневров, как Иванчук:

- Очень хороший и идейный ход! Черные хотят двигать пешку "а".

А когда Широв в ответ сыграл "зеркально" - 17. а2-а2, Иванчук осудил его:

- Но ведь сейчас последует 18... Фb4 - и у белых ничего нет! Стоило подумать над ходом 18. с2-с4...

В этой партии было два Свидлера: первый играл отлично до 18-го хода, а второй - ужасно после 18-го. Как будто подменили человека и вместо шахматиста с 7-м рейтингом МШС за доску сел любитель вообще без рейтинга! Отчего вдруг с Петром такое приключилось? Сам он после партии трижды повторил загадочную фразу: "Один из таких дней..." Понятно, что имел в виду молодой гроссмейстер. Но почему до 18-го хода день был "тот", а после 18-го стал - не "тем"? Загадка. Но только после оптимистичного 18... Фс7 белый слон совершил умопомрачительную прогулку по маршруту h3-f1-b5-d7-е6, и черным пришлось сдаваться ввиду неизбежного разгрома.

ШИРОВ:

- По всему чувствовалось, что Свидлер хорошо подготовился к нашей встрече: по дебюту мне ничего не удалось добиться. И когда он пошел 17... а5, то я не нашел ничего лучшего, как сыграть 18. а4. По-видимому, черные, играя здесь 18... Фb4, добивались бы полного равенства, но Петр удивил меня ходом 18... Фс7. После этого я решил, что дальше надо играть позиционно, сохраняя напряжение. Соперник вдруг занервничал и начал мне здорово помогать: 23... Ке8(?), 24... Кс7(?). У меня был приятный выбор между 27. Се6 и 27. Cf5 - и то и другое выигрывало, но 27. Се6 - более чистое решение. Игра в турнире пока вроде идет неплохо, я начал с проигрыша Ананду и не предполагал, что к концу первого круга буду даже лидировать. Конечно, рано еще подводить какие-то итоги, все решит партия с Каспаровым в 7-м туре.

Болгарский гроссмейстер Веселин Топалов пока не может одержать ни одной победы. В партии с Виши Анандом он владел дебютным преимуществом, найдя в известной защите Каро-Канн новую идею. По мнению все того же Иванчука, маневр Топалова на 15-16-м ходах - новое слово в этом варианте, который часто применяет Анатолий Карпов, а теперь вот вдруг стал применять и Ананд.

Первоначально Ананд шел на позицию, которая была в его партии с Каспаровым в 3-м туре, но потом применил маневр Карпова 11... Kpf8. Топалов расставил фигуры активно, но ничего решительного не предпринял. Идеи - идеями, а практика - практикой. На практике Ананд легко удержал позицию. Партнеры не стали злить директора турнира и терпеливо сидели за столиком до 40-го хода, хотя в любом другом турнире согласились бы на ничью на 31-м ходу, когда с доски исчезли ферзи.

ТОПАЛОВ:

- Думаю, что по дебюту я получил перевес. Но после того, как продвинул пешку до h5, играл плохо. Ананд после партии сказал, что ему не нравилась эта позиция. И я понимал, что у меня "лучше", но мои ходы Ле2, Ле3 были неубедительны.

УБИЛАВА:

- Ананд играет все дебюты, но сейчас у него появился интерес к защите Каро-Канн, ему хочется попробовать себя в роли "защитника". Пока, применяя эту защиту, Виши набрал 50 процентов очков: выигрыш у Широва, проигрыш Каспарову, ничья с Топаловым. Для черных 50 процентов - нормально.

VI тур. Алексей Широв (Испания) - Петр Свидлер (Россия) - 1:0. Ничьи зафиксированы в партиях Владимир Крамник - Гарри Каспаров (оба - Россия), Веселин Топалов (Болгария) - Вишванатан Ананд (Индия).

Таким образом, единоличным лидером после 6 туров стал Широв - 3,5 очка. Следом идут Ананд, Каспаров и Крамник - по 3, Свидлер - 2,5, Иванчук и Топалов - по 1,5.

Новая шахматная организация, которая по-английски называется World Chess Council, а по-русски - Всемирный шахматный совет, обнародовала свой первый рейтинг-лист, в котором учтены все результаты 500 игроков на 1 марта. Вот как выглядит первая двадцатка:

1. Гарри Каспаров, Россия - 2825, 2. Вишванатан Ананд, Индия - 2761, 3. Владимир Крамник, Россия - 2757, 4. Василий Иванчук, Украина - 2715, 5. Гата Камский, США - 2701, 6. Веселин Топалов, Болгария - 2693, 7. Петр Свидлер, Россия - 2688, 8. Анатолий Карпов, Россия - 2687, 9. Майкл Адамс, Англия - 2681, 10. Алексей Широв, Испания - 2676, 11. Евгений Бареев, Россия - 2671, 12. Борис Гельфанд, Белоруссия - 2661, 13. Найджел Шорт, Англия - 2659, 14. Петр Леко, Венгрия - 2658, 15. Михаил Красенков, Польша 2653, 16. Александр Белявский, Словения - 2648, 17. Мэтью Садлер, Англия - 2645, 18. Александр Халифман, Россия - 2645, 19. Валерий Салов, Россия - 2645, 20. Жоэль Лотье, Франция - 2639.