Газета Спорт-Экспресс от 10 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 марта 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ПЕРВЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ"

АВСТРАЛИЙСКИЙ ДУБЛЬ ХАККИНЕНА И КУЛТХАРДА - ПРОЕКТ СЕЗОНА-98

Полным и безоговорочным триумфом команды "Вест-Макларен-Мерседес" завершился стартовый этап 49-го чемпионата мира: заняв по итогам квалификации первую линию стартового поля, Мика Хаккинен и Дэвид Култхард сохранили статус-кво и после гонки. В минувший уик-энд в Австралии соперников у них не было.

Пятница, 6 марта

ЭККЛ СТОУН ХОТЕЛ БЫ ВИДЕТЬ В ПОБЕДИТЕЛЯХ "ФЕРРАРИ"

В феврале Италия широко отмечала 100-летие со дня рождения великого Коммендаторе - создателя "Феррари" Энцо Феррари, человека, долгие годы олицетворявшего собой весь итальянский автоспорт.

- Шумахеру не удалось выиграть чемпионат год назад, когда "Феррари" праздновала 50-летие своего участия в гонках, - сказал президент FOA Верни Экклстоун в интервью Пино Аллеви из La Gazzetta dello Sport. - И было бы чертовски здорово, если бы он сделал это в год 100-летия со дня рождения Энцо Феррари! Мне очень нравится эта идея.

-Вы верите в возрождение "Макларена"?

- Нет. Ни Хаккинен, ни Култхард, при всем уважении к ним, не являются ведущими гонщиками и не способны быть настоящими лидерами команды. А ведь все свои громкие победы "Макларен" одерживал именно благодаря выдающимся гонщикам - Просту, Сенне и Лауде. К тому же внутри команды был еще один движитель - Джон Барнард. А сейчас у Рона Денниса нет ни одной суперзвезды, что вполне объяснимо: он любит руководить всем единолично, ему не нужны внутренние конкуренты. Так что не стал бы говорить о возрождении "Макларена". На мой взгляд, это проблематично.

Ай да Берни! Одним движением брови размазал всеобщих фаворитов предстоящего чемпионата, мило "забыв" о том, например, что в команде Рона есть по крайней мере одна суперзвезда - Эдриан Ньюи, экс-дизайнер "Уильямса", создавший лично 4 из 6 победных "Уильямсов", а в двух других принимавший активное участие. И еще - резина "Бриджструн".

О том, что подобная забывчивость непростительна никому, а уж Экклстоуну - тем более, "Макларен" отчетливо напомнил в субботу.

Суббота, 7 марта

ТЕТ-А-ТЕТ НА ВИДУ У ВСЕГО МИРА

Пятница была для "нелидеров" Денниса Хаккинена и Култхарда легкой разминкой. Это стало предельно ясно утром в субботу, когда шотландец без малейшего видимого напряжения показал на тренировке 1.30,456, что совсем немного уступает прошлогоднему поулу Жака Вильнева на "Уильямсе" (1.29,369). Наблюдатели заподозрили, что все ухищрения FIA, направленные на то, чтобы заставить пилотов ездить медленнее, ощутимого эффекта не дали. Хотя еще зимой на тестах казалось, что падение скорости в среднем на 4-5 секунд на круге обеспечено. ан нет. Если в поворотах скорость и в самом деле немного снизилась, то на прямых из-за уменьшенного благодаря рисунку протектора коэффициента сцепления, напротив, возросла.

Единственным из теоретических предположений, которое в Австралии подтверждалось практикой, было большое количество вылетов (борьба за повышение зрелищности гонок, по версии Макса Мосли и К°) - машины-то стали гораздо более капризными в поворотах. Вылетали почти все, кроме "Макларенов", особенно усердствовал дебютировавший в "Джордане" Дэмон Хилл. Но не стоит забывать, что в этой команде принято кнопочное сцепление, к которому у Хилла душа не лежала и не лежит и которое он сейчас осваивает, так сказать, без отрыва от производства. Он признался, что несколько раз глушил движок, забыв, что выжимать надо не педаль, а кнопочку!

Квалификации ждали с определенным трепетом: тренировки - они тренировки и есть, кто на них внимание-то обращает? То ли дело - борьба за место на стартовом поле.

События сразу же начали развиваться любопытно. Первым попробовать квалификационный асфальт отправился неудачник прошлого года (подписав контракт с "Лолой", он на первом "Гран-при" не прошел квалификацию, а затем команда Эрика Бродли приказала долго жить) и счастливчик нынешнего (еще бы - оказался в "Тиррелле" вместо Йоса Ферстаппена!) Риккардо Россет. В кильватере за ним - Оливье Панис на "Прост-Пежо". Он-то и вскарабкался первым на промежуточный поул - 1.35,215. Оттуда Паниса скинул его партнер по команде Ярно Трулли 1.34,122. Затем - и это было чудо - фамилия Трулли сменилась на фамилию Такаги: новичок "Тиррелла", попавший в команду по блату, еще зимой дал понять, что кое-что умеет, а тут - 1.33,739 - промежуточный поул! Не многим дебютантам "Формулы" из команд-середняков удавалось подобное.

Впрочем, вакханалия аутсайдеров длилась до 17-й минуты, когда из боксов на трассу вырулил Култхард. И сразу - 1.30,781. Тут же сбросил скорость и покатил обратно на пит-лайн. На трассе его сменил Хаккинен 1.30,596. И ни у кого в паддоках, похоже, не осталось вопросов: "нелидеры" из команды Рона Денниса щедро предоставили соперникам возможность делить между собой места, начиная с третьего. На которое поначалу претендовал Джанкарло Физикелла на "Бенеттоне" 1.31,733. И пытался покуситься чемпион мира-97 Жак Вильнев на "Уильямсе" - 1.32,021 (4-й результат, выше которого канадец, выглядевший довольно беспомощно, не поднялся). Другой чемпион мира, Хилл, продолжавший сражаться с кнопкой на руле, шел 9-м - 1.33,798. Третий из когорты коронованных особ нынешнего пелотона, Михаэль Шумахер, держался в отдалении 6-м - 1.33,018. Его "Феррари", несмотря на частые - при каждом удобном случае (поддерживает реноме Рори Бирна?) - заверения немца в том, что "баланс F300 - нечто фантастическое! Я влюблен в него", заставляла пилота нырять в пыль на обочинах всеми четырьмя колесами. Видимо, именно эта непокладистость и вынудила Михаэля завернуть в боксы. Откуда в следующий раз он вырулил через четверть часа - и сбросил со своего результата 2 с лишним секунды: 1.30,767!

Видимо, ему было некогда: ко второй серии кругов готовились его орлята. На 35-й минуте класс показал Култхард - 1.30,053. В боксе "Макларена" зааплодировали, в соседних даже не обратили внимания - смирились наверное. Результат Култхарда был поулом ровно 10 минут - до того момента, когда из боксов вырулил Хаккинен. 1.30,010!

Почти тут же, на 50-й минуте, в опасном месте трассы развернулся и заглох Панис. Раздосадованный француз едва удержался, чтобы в сердцах не пнуть свой синий "утконос", и забыл вынуть руль, за что и поплатился потом потерей места на поле. Стюарды руками вытолкали машину подальше, но красные флаги все же были вывешены. Пятиминутный перерыв оказался в пользу Хаккинена: пока расчищали трассу, страсти как-то сами собой стихли, и гонщики "Макларена" даже не стали совершать на последнюю серию кругов. Их места на первой линии поля (лучший результат "Макларена" в квалификации за 7 лет - последний квалификационный дубль случился в Аделаиде 1991 года, когда рядом стояли Айртон Сенна и Герхард Бергер) были вне опасности. Вне опасности било и третье место Шумахера.

А вот четвертое чуть было не досталось Джонни Херберту на "Заубере", который самым решительным образом взял на себя роль, отводившуюся вообще-то молодцам из "Бенеттона" и "Джордана". 1.31,384 - это была хорошая демонстрация потенциала новой машины Лео Ресса. Так что, думаю, на парней Питера Заубера стоит обращать внимание почаще, хотя для Жана Алези первый уик-энд в новой команде не сложился. "Я старался с толком использовать каждую секунду на трассе, нащупывая настройки. Но отыскать подходящие мне так и не удалось - вся проблема в балансе", - сказал Жан. "В принципе это нормально, - не стал делать трагедии герр Заубер. - Каждому пилоту требуется время на то, чтобы как следует освоить машину". Надеюсь, что весь вопрос и вправду только во времени. Очень не хочется вспоминать, что в последние годы за "Заубером" закрепилась репутация команды, способной качественно обслуживать только одну машину...

Задержаться на второй линии поля рядом с Шумахером-старшим Херберту не позволил Вильнев, последним усилием воли поставивший-таки "Уильямс" на приличное для команды такого класса место - 1.30,913. Точку в квалификации по традиции попробовал поставить двукратный чемпион мира, но "Феррари" так и не смогла больше приблизиться к рубежу 1.30 - 1.31,277.

Кстати, во время квалификации случился рецидив застарелой неприязни между Шумахером-старшим и Хиллом: немец шел на один из летучих кругов, когда впереди на трассе оказался явно более медленный "Джордан" англичанина, который и не подумал уступить дорогу, - напротив, заблокировал "Феррари"! Когда на постквалификационной пресс-конференции, Шумахера попросили прокомментировать этот момент, он сделал вид, что не слышит: "Спросите меня о чем-нибудь другом, пожалуйста".

- Я поставил перед собой задачу быть в тройке лучших - и я ее выполнил, - сказал Шумахер. - О том, что впереди окажутся "Макларены" и что они будут очень быстры, я догадался еще зимой на тестах. Если завтра я не выиграю - не умру. На данный момент моя позиция меня вполне устраивает: мы позади "Макларенов", но впереди всех остальных.

- Я страстно желал бы сам оказаться на поуле, но Мике удался почти идеальный крут, - мои поздравления, - полушутя, полусерьезно поклонился партнеру Култхард.

Хаккинен принял поклон с подобающим случаю выражением лица. И сказал: "Поул - очень хорошее место для начала сезона. Машина, безусловно, лучше, чем в прошлом году, приятнее и легче в управлении. Возможно, мы могли бы сегодня проехать и быстрее, но зачем? Обещаю: мы сделаем это чуть попозже, когда сезон начнется по-настоящему".

Второй в карьере поул Хаккинена стал событием не только для него. Впервые за последние 12 лет первое место на стартовом поле не принадлежало фирме "Гудьир" - последний раз такое вопиющее безобразие наблюдалось на "Гран-при Австрии" 1986 года, когда в квалификации всех опередил Тео Фаби на "Бенеттоне-БМВ", обутом в "Пирелли". "Бриджстоун" наконец-то нарушил гегемонию "Гудьира".

И еще одна деталь: прошлогодние квалификационные результаты улучшили - а не ухудшили, как ожидалось, - практически все во главе с пилотами "Макларена". Кроме обоих гонщиков "Уильямса", Жана Алези, Оливье Паниса, Рубенса Баррикелло и Яна Магнуссена.

Воскресенье, 8 марта

СОЛО ДЛЯ ДВУХ "МАКЛАРЕНОВ"

Утренняя прогревочная тренировка, warm-up, неожиданностей не принесла. Вполне освоившиеся с ролью фаворитов Култхард и Хаккинен показали лучшее время, опередив старшего и младшего Шумахеров, Хилла, Херберта. Вильнев был 9-м, Френтцен - 11-м.

А потом была гонка, в которой, судя по всему, начала исполняться заветная мечта Рона Денниса.

Со старта Хаккинен и Култхард уехали легко и непринужденно. Финн сразу же оторвался на несколько метров и в первый поворот вошел лидером. Култхарду, потерявшему несколько мгновений, пропуская партнера по команде, пришлось пережить легкую неприятность в лице довольно жестко и бесцеремонно атаковавшего его Михаэля Шумахера. Но поскольку "Феррари" явно медленнее "Макларена", а шотландец к тому же начал весьма серьезно защищаться, то у двукратного чемпиона мира ничего не вышло. Так и отправились: Хаккинен, Култхард, потом Шумахер, далее с просветом Вильнев, потом Физикелла и шестым - отлично стартовавший Херберт.

Автором первого вылета сезона стал второй Шумахер: из рук вон плохо стартовав, он оказался 14-м, в просторном правом повороте нарвался на атаку Яна Магнуссена - и оба оказались в траве, а в "Джордан" Ральфа воткнулся потерявший управление в суматохе схватки Тора Такаги. Жаль, было чрезвычайно любопытно посмотреть, как выглядел бы в гонке этот японец-дебютант, показавший в квалификации 13-й (!) результат.

К третьему кругу Хаккинен опережал Култхарда на 1,969, Шумахера - на 6,382, Вильнев и компания отставали уже на 10 - 12 секунд, при этом действующего чемпиона мира пытался атаковать Физикелла. Но - только пытался: новый технический регламент, по замыслу его авторов призванный вернуть в гонки обгоны, сделал их еще менее возможными. Временами Вильнев, испытывавший явные проблемы, так широко заходил в повороты, что внутри поезд мог проехать, но Физикелла воспользоваться вынужденными ошибками канадца все-таки не мог.

В самом начале 6-го круга гонку покинул Шумахер - надежды немца на приличное место улетучились вместе с дымом из горевшего мотора. Пожалуй, первый раз я видела, чтобы немец был так раздражен: он не вынул, а выдернул руль и с размаху зашвырнул его в траву. Фиаско. А ведь Тодт обещал всем чемпионский титул... Впрочем, еще не вечер. Как сказал после гонки Тодт: "В этой первой гонке сезона преимущество лидеров было велико. Но нет повода просыпаться по ночам в холодном поту от ужаса. Нужно сохранять спокойствие и продолжать хорошо делать свою работу". Примерно в том же тоне итог "Гран-при Австралии" прокомментировал и Фрэнк Уильямс, для которого, думается, минувший уик-энд был чувствительным пинком по самолюбию: "Нам придется поднапрячься, чтобы как можно быстрее ликвидировать гандикап. Но причин нервничать не вижу - на таком подъеме "Макларен" продержится от силы половину сезона. Такое уже бывало".

Что ж, посмотрим. До середины сезона еще нужно дожить. А в воскресенье в Мельбурне отрыв дуэта "Макларена" рос как на дрожжах: обмениваясь быстрейшими кругами, Мика и Дэвид к 7-му кругу опережали шедшего третьим Вильнева более чем на 20 секунд, к 9-му - более чем на полминуты... Обгонять круговых оба начали еще до половины дистанции. На 24-м Хаккинен обошел на круг Алези, подчеркнуто вежливо уступившего дорогу. Затем француз так же аккуратно пропустил и Култхарда. А вот с Вурцем и Френтценом чуть позже возникли проблемы - юного австрийца Хаккинен вразумлял интернациональным жестом, покрутив перчаткой возле забрала шлема. Ha 20-м круге начались пит-стопы - первыми боксы посетили Хилл и Сало, которые при выезде чуть, было не столкнулись. Англичанин каким-то чудом успел вывернуть руль и пропустил финна мимо себя целым и невредимым.

Лидеры посетили пит-лайн друг за другом: Хаккинен - на 24-м круге, Култхард - на 25-м. С обоими команда управилась аккуратно и не спеша, поскольку спешить было некуда: реальных соперников у Мики и Дэвида уже не было, и финал гонки мог испортить лишь какой-то непредвиденный несчастный случай типа "заснувшего" за рулем Вурца, например. К счастью, этого не случилось.

Свой единственный пит-стоп на 28-м круге совершил и Вильнев. "Гудьир" явно постарался и подготовил для своих команд хорошую, надежную резину. Но даже обычно выигрышная тактика с одним заездом в боксы чемпиону мира ничем не могла помочь - он был беспомощен, и его пятое место досталось ему просто в порядке очереди. А вот Френтцен, тоже ехавший с одним пит-стопом, но, видимо, выбравший на гонку более жесткий "грув", выглядел гораздо солиднее своего титулованного партнера. И стал третьим вполне заслуженно, ибо сумел удержаться на дистанции по соседству с Ирвином.

Благодаря аккуратной и спокойной езде и верно выбранной тактике с очками на финише мог оказаться и Алези, но ему не повезло. "Феррари" всегда подводила его, подвела и на этот раз: сгоревший мотор "Петронас" есть не что иное, как модернизированный движок "Феррари" 046/2.

На 36-м круге случилось то самое незапланированное несчастье, которое фактически испортило гонку Хаккинену. Подошло время второго пит-стопа, финн свернул на пит-лайн - и обнаружил, что в боксах его никто не ждет! Не оставалось ничего иного, как проехать гаражный переулок насквозь и вернуться на трассу, что отняло уйму времени. Это в 1993-м в Донингтоне Айртон Сенна, попавший в аналогичную ситуацию, проехав по пит-лайн, умудрился сделать быстрейший круг, но тогда скорость на прямой перед боксами не была лимитирована.

Так Хаккинен из лидера превратился в безнадежно отставшего, поскольку резину менять все-таки пришлось четырьмя кругами позже. Между ним и Култхардом оказался просвет более чем в 12 секунд, а при практически равной скорости обеих машин на круге отыграть такое вряд ли возможно. И быть бы финну вторым, если бы не спортивный героизм - иного слова не подберу - его партнера. В какой-то момент лидировавший шотландец застрял за круговым Френтценом, и финну удалось приблизиться сначала на 5, потом на 3 секунды. К 55-му кругу разрыв сократился до 2,5 секунды. И на 56-м на прямой напротив боксов Култхард притормозил и пропустил Хаккинена вперед!

Признаюсь, я опешила. Вспомнился Херес прошлого года - и команда из боксов, благодаря которой Мика одержал свою первую победу. Но тогда вмешательство Денниса было оправданно - финн шел быстрее, и попытка обгона (зная неуступчивый характер шотландца) могла закончиться столкновением. Но здесь... Да, Мике не повезло, но разве Дэвид в этом виноват?!

Короче, наблюдая эту сцену, я сморщилась, как будто съела лимон без сахара. И зря.

Финишировав, две серебристые машины медленно поползли на тормозной круг почета. Рядом. Почти касаясь колесами. Это было красиво. И очень правильно. Именно в эти мгновения я осознала, что не так все просто с этим поступком шотландца. А когда в закрытом парке Дэвид, первым покинув кокпит своего болида, быстро подошел к еще сидевшему в машине Мике, наклонился и, прижавшись шлемом к шлему, что-то довольно долго говорил, стало ясно: пропускал партнера Култхард с легким сердцем. Не так, как в Хересе. На подиуме Мика плакал.

А на пресс-конференции сказал: "Я хочу сказать громадное и очень личное спасибо Дэвиду. Ведь то, что он сделал, - это нечто особенное. Уверен, в истории "Формулы- 1" едва ли найдется прецедент. Я говорю так не потому, что выиграл и нахожусь в хорошем настроении, а потому, что до недавнего времени между нами были очень специфические взаимоотношения".

- После прошлогодней гонки в Хересе мы стали немного ближе и понятнее друг другу, - сказал, в свою очередь, Култхард. - Накануне гонки мы договорились, что тот из нас, кто выиграет первый поворот, может быть спокоен - другой атаковать не будет. Когда я спросил по радио, что случилось с Микой, и мне рассказали об ошибке команды, я как следует все обдумал и решил вернуть ему его законную победу.

- Это решение Дэвид принял сам, - сказал чрезвычайно гордый и абсолютно счастливый Рон Деннис.

Бог мой, как же хорошо я его понимаю: ведь это именно он пережил катаклизмы 89-го, когда "Макларен" изнутри взрывали Сенна и Прост, в тот момент неспособные существовать ни друг с другом, ни друг без друга! Дай-то Бог, чтобы нынешний сезон вопреки "дружеским" прогнозам соперников сложился так, чтобы Рон мог чувствовать себя счастливым. Он имеет на это право. К тому же отношения нынешней пары пилотов совсем не похожи на те, чтобы были без малого 10 лет назад: между Хаккиненом и Култхардом - совершенная форма взаимного равнодушия, но со знаком "плюс", а не та дикая смесь любви и ненависти, которая отличала взаимоотношения Проста и Сенны.

Ольга ЛИНДЕ

49-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 1-й этап. "Гран-При Австралии". 8 марта. Мельбурн. Автодром в Альберт-парке. 307,516 км (58 кругов по 5302 м). 1. Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 1:31,45,996 (средняя скорость 201,101 км/ч). 2. Дэвид Култхард (Великобритания, "Макларен-Мерседес") - отставание 0,702. 3. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Уильямс-Мекахром") - 1 круг. 4. Эдди Ирвин (Великобритания, "Феррари") - 1 круг. 5. Жак Вильнев (Канада, "Уильямс-Мекахром") - 1 круг. 6. Джонни Херберт (Великобритания, "Заубер-Петронас") - 1 круг. 7. Александр Вурц (Австрия, "Бенеттон-Мекахром") - 1 круг. 8. Дэмон Хилл (Великобритания, "Джордан-Мюген/Хонда") - 1 круг. 9. Оливье Панис (Франция, "Прост-Пежо") - 1 круг.

Быстрейший круг в гонке: 1.31,649 (208,303 км/ч) - Хаккинен.

Круги лидирования: с 1-го по 23-й - Хаккинен, 24-й - Култхард, с 25-го по 35-й - Хаккинен, с 36-го по 55-й - Култхард, с 56-го до финиша - Хаккинен.

Причины сходов. Джанкарло Физикелла ("Бенеттон-Мекахром") - 44-й (стойка элерона). Жан Алези ("Заубер-Петронас") - 42-й (мотор). Ярно Трулли ("Прост-Пежо") - 27-й (коробка передач). Риккардо Россет ("Тиррелл-форд") - 26-й (коробка передач). Мика Сало ("Эрроуз") - 24-й (коробка передач). Эстебан Туеро ("Минарди-Форд") - 23-й (мотор). Синдзи Накано ("Минарди-Форд") - 9-й (ось колеса). Михаэль Шумахер ("Феррари") - 6-й (мотор). Педро Паулу Диниц ("Эрроуз") - 3-й (коробка передач). Ральф Шумахер ("Джордан-Мюген/Хонда") - 2-й (столкновение с Магнуссеном). Ян Магнуссен ("СтюартФорд") - 2-й (столкновение с Ральфом Шумахером). Тораносуке Такаги ("Тиррелл-Форд") - 2-й (разворот и столкновение с Ральфом Шумахером). Рубенс Баррикелло ("Стюарт-Форд") - 1-й (коробка передач).

Стартовое поле. 1-я линия. Хаккинен - 1.30,010 (212,056 км/ч). Култхард - 1.30,053.

2-я линия. Михаэль Шумахер - 1.30,767. Вильнев - 1.30,919.

3-я линия. Херберт - 1.31,384. Френтцен - 1.31,397.

4-я линия. Физикелла - 1.31,733. Ирвин - 1.31,767.

5-я линия. Ральф Шумахер - 1.32,392. Хилл - 1.32,399.

6-я линия. Вурц - 1.32,726. Алези - 1.33,240.

7-я линия. Такаги - 1.33,291. Баррикелло - 1.33,383.

8-я линия. Трулли - 1.33,739. Сало - 1.33,927.

9-я линия. Туеро - 1.34,646. Магнуссен - 1.34,906.

10-я линия. Россет - 1.35,119. Диниц - 1.35,140.

11-я линия. Панис - 1.33,851. Накано - 1.35,301. Результат Паниса был 16-м, но за нарушение правил безопасности при вылете с трассы на квалификации он поставлен на последнюю линию стартового поля.

Чемпионат мира. 1. Хаккинен - 10. 2. Култхард - 6. 3. Френтцен - 4. 4. Ирвин - 3. 5. Вильнев - 2. 6. Херберт - 1.

Кубок конструкторов. 1 . "Макларен" - 16. 2. "Уильямс" - 6. 3. "Феррари" - 3. 4. "Заубер" - 1.