Газета Спорт-Экспресс от 11 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 марта 1998 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР XXI КАТЕГОРИИ В ЛИНАРЕСЕ

АНАНД ПОЛУЧАЕТ ГЛАВНЫЙ ПРИЗ И ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ МАТЧА С КРАМНИКОМ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

У последнего тура, как известно, свои законы. А 14-й турЛинареса-98 отличался еще и тем, что в нем решался вопрос о победителе турнира. В зависимости от результатов дуэлей Владимира Крамника с Вишванатаном Анандом и Алексея Широва с Гарри Каспаровым занять первое место мог теоретически любой. Журналисты прикидывали различные варианты, но уже примерно через час после начала тура завершилась вничью бурно начавшаяся партия Алексея Широва и Гарри Каспарова. Чемпион мира применил новинку на 8-м ходу, но Широв, хотя и впервые в жизни видел позицию, сыграл наиболее рационально и вынудил Каспарова сделать ничью повторением ходов.

ШИРОВ:

- Когда Каспаров сыграл 9...h6-h5, я увидел, что это новый ход, о котором я никогда не думал. Я почти автоматически побил 10.gh, еще не понимая, в чем дело. А когда он сыграл 10...ef, решил, что меня "выловили". Посчитал варианты: если я не беру конем и слоном на d6, то у меня просто "хуже". В то же время мне казалось, что хотя позиция и выглядит опасной, он вроде должен идти на повторение ходов. Я искал выигрыш за Каспарова, но не находил его 5 минут, 10... А потом мне стало ясно, что Гарри будет повторять ходы: все же он не тот шахматист, который блефует без крайней необходимости.

КАСПАРОВ:

- Думаю, неслабую новинку я применил на 8-м ходу. Широв выбрал наиболее безопасный путь, а ведь есть очень рискованные. Возникают головоломные позиции, анализу которых я посвятил много времени. Однако после того, что произошло в партии, черные практически вынуждены повторять ходы.

После этой ничьей Широв обеспечил себе как минимум дележ второго места и стал болеть за Крамника, потому что в случае поражения Ананда Алексей занимал первое место! Ведь в Линаресе при равном количестве очков сначала учитывается результат встречи друг с другом, а потом число побед. По этому же показателю с Шировым никто не мог сравниться, он один выиграл столько, сколько Каспаров, Крамник и Ананд, вместе взятые.

Крамник и Ананд разыграли защиту Нимцовича, вариант, встретившийся в 13-м туре у Каспарова с Крамником.

КРАМНИК:

- Конечно же, я играл только на победу, потому и избрал защиту Нимцовича. Получился вариант, встретившийся у нас с Каспаровым туром раньше с переменой цвета фигур. Ничего особенного за душой у меня не было, но я считал, что он подумает, будто есть, и повторить испугается. Так и вышло. Ананд сразу же стал искать пути к уравнению. Там была некая тонкость, которую мой соперник не прочувствовал. Он пошел на 12.dc be, после чего получается довольно неприятная для него структура, на которую я бы на его месте никогда не пошел добровольно. На 16-м ходу Ананд сыграл очень ответственно, потому что в отдельные моменты далеко продвинутая пешка на а4 начинает "висеть". Потом, по-моему, белые играли очень сильно: хороша их идея пойти через какое-то время еЗ-е4. И ход 17.Лfe1 был достаточно красноречив. Соперник защищался хорошо, надо отдать ему должное. Я дальше все правильно делал, но очень неудачно сыграл 24.f4. Мне надо было еще немного постоять на месте, поманеврировать, а я дернулся. Это была ошибка. В распоряжении белых в этот момент был ход 17.Cg3! - немного сковывающий коней черных. Я не сделал последний тонкий ход, после которого белым играть просто, а черным - тяжело. Но после того, как я дернулся, все преимущество белых испарилось. Просто я забыл, что он может взять на с4 ферзем. Я-то считал, что он обязан играть конем на g6... А когда он побил на с4, я понял, что совершил жуткую глупость. Преимущество перешло к черным, и Ананд после 28...ЛbЗ предложил ничью, которую я отклонил, так как ничья меня не устраивала. Оснований отказываться у меня не было никаких, наоборот, позиция была даже "похуже", но я пошел ва-банк. Если бы он не предложил разойтись миром, то я бы скорее всего сам это сделал. А так Ананд занервничал и сразу же совершил промах: 29...Кb6. Сделай он ход 29...Лfb8, у меня была бы крайне неприятная позиция. После моего ответа 30.Фс1, который он явно зевнул - это было видно по его реакции, Ананд начал играть преувеличенно быстро и... вовремя остановился. У него так бывает: когда начинает нервничать, играет быстро и плохо. А тут, видно, зная за собой такую особенность, Виши остановился, несколько минут посидел спокойно, пришел в себя и сделал несколько правильных ходов: 30...е5 и так далее до конца партии. Ничью я предложил в позиции, в которой на выигрыш мог играть только Ананд. Но я чувствовал, что он не откажется, так как первое место ничья ему все равно обеспечивала и рисковать не надо было.

После того, как и эта важная партия завершилась вничью, последовало мирное соглашение и в заключительном поединке того дня - Веселина Топалова с Василием Иванчуком. В сицилианской защите Иванчук, игравший черными, имел перевес, однако воплотить его во что-то реальное ввиду "разноцвета" было невозможно.

На закрытии турнира его директор и одновременно глава Всемирного шахматного совета (ВШС) сеньор Рентеро вручил журналистам пресс-релиз, в котором назывались сроки "финала турнира кандидатов", как было сказано в документе, между Владимиром Крамником и Вишванатаном Анандом. С 22 мая по 7 июня в городе Казорла должен состояться их матч из 10 партий. В случае отказа Ананда (ему разрешено подумать до 25 марта) играть с Крамником будет Алексей Широв.

Сразу после закрытия турнира я взял интервью у большинства его участников и Луиса Рентеро. Они будут опубликованы в третьем номере нашего приложения "Шахматы от "СЭ", которое выйдет в конце месяца.

А пока познакомлю читателей с некоторым фрагментами моих бесед с участниками предстоящего "финала кандидатского турнира".

АНАНД:

- Я уже сегодня могу заявить со стопроцентной определенностью, что не буду принимать участия в объявленном первенстве мира ВШС.

-Могли бы вы назвать причину вашего отказа?

- Контракт с ФИДЕ. Мне представляется некорректным нарушать данное мной обязательство. Еще до начала турнира я знал, что так поступлю, и поэтому у меня не было никакого раздвоения личности в ходе соревнования, все эти разговоры совершенно не могли повлиять на меня, лишить энергии, необходимой для игры.

КРАМНИК

-Как вы в целом оцениваете свое выступление в Линаресе?

- Честно говоря, игра не пошла. Возможно, давила ответственность. А может, сыграло роль то, что я приехал на пару дней раньше, так как мне сказали, что надо будет обсудить некоторые новые проекты. У меня было много энергии, я чувствовал себя готовым к борьбе, но эти два дня выбили меня из колеи: я вел какие-то странные и, как потом выяснилось, бесцельные переговоры. Совершенно непонятно, зачем я вообще там присутствовал. Ситуация была неопределенная: Ананд не говорил ни "да", ни "нет". Потом пообещал подумать и дать ответ после турнира. Я вообще в ситуации, где есть неопределенность, чувствую себя дискомфортно. Думаю, это наложило свой отпечаток и на мою игру, и на игру моих конкурентов, которые почувствовали, что у них есть шанс. Ведь мне было непонятно, имеет ли для меня какое-то значение турнир или не имеет.

-В результате оказалось, что он имел значение в основном для Алексея Широва, который теперь в случае отказа Ананда будет иметь возможность сыграть матч с вами. Как, кстати, оцениваете его перспективы?

- Широв в последнее время хорошо играет и в какой-то степени заслужил стать участником такого матча. Хотя, конечно, его заслуги и заслуги Ананда сравнивать нельзя. Но коль скоро организаторы намерены принять такое решение, о чем я с удивлением узнал из розданного на закрытии пресс-релиза, то надо будет обсуждать все его детали отдельно. Со мной по поводу матча с Шировым никто не разговаривал. Был разговор только относительно матча с Анандом, с которым я бы с удовольствием сыграл, потому что сегодня мы реально опережаем всех, за исключением Каспарова. Матч с Анандом был бы для меня Матчем с большой буквы. Что же касается матча с Шировым, то он тоже по-своему интересен, но тут надо все еще обсудить. Это не значит, что я откажусь от встречи с Шировым. Однако мне было странно видеть пресс-релиз, как будто все уже решено, да еще без моего участие.

-Наверное, все переговоры у вас еще впереди. А если матч с Шировым состоится, как оцениваете свои шансы в нем?

- Как лучшие, потому что я играю сильнее.

-Несмотря на ваши "минус два" тут?

- В матче-то достаточно и "плюс один" набрать.

-А как насчет перспектив матча с Каспаровым?

- Его можно рассматривать лишь как гипотетическое событие. Для того, чтобы сыграть матч с Каспаровым, мне, как я понимаю, надо выиграть сначала у Ананда или Широва. Вот когда сделаю это, тогда и поговорим о матче с Каспаровым.

XIV тур. Ничьи: Алексей Широв - Гарри Каспаров, Владимир Крамник - Вишванатан Ананд и Веселин Топапов - Василий Иванчук.

Линарес, 21.02 - 10.03.1998 года

XV международный турнир. XXI категория FIDE (2752)

Первый круг

Второй круг

Очки

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1.

Вишванатан АНАНД Индия

2770

1

0

=

1

=

=

=

=

=

=

1

1

7 1/2

2.

Алексей ШИРОВ Испания

2710

0

=

1

1

1

=

=

1

0

0

1

7

3.

Гарри КАСПАРОВ Россия

2825

1

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

6 1/2

4.

Владимир КРАМНИК Россия

2790

=

=

=

=

=

1

=

0

=

1

=

=

6 1/2

5.

Петр СВИДЛЕР Россия

2690

0

0

=

=

1

=

=

1

=

0

0

1

5 1/2

6.

Василий ИВАНЧУК Украина

2740

=

0

=

=

0

0

0

1

=

=

1

=

5

7.

Веселин ТОПАЛОВ Болгария

2740

=

0

=

0

=

1

0

0

=

=

0

=

4