Газета Спорт-Экспресс от 12 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 марта 1998 | Футбол

ФУТБОЛ ОТ "СЭ"

№ 75. Март '98

Группа С

ФРАНЦИЯ

ДОСТОЙНО ЛИ ПОКОЛЕНИЕ ДЖОРКАЕФФА СЛАВЫ КОМАНДЫ МАШИ?

Игрокам нынешней сборной Франции дано больше, чем их знаменитым предшественникам в конце 50-х и начале 80-х. Они выступают в сильнейших клубах мира. Их мастерство признано в Италии, Испании и Англии. Их гонорары исчисляются шестизначными цифрами. Они каждый день в центре внимания средств массовой информации. Французам не хватает только одного - победы их кумиров на чемпионате мира.

НАЧАЛО

Французский футбол начался в 1904 году, когда сборная страны в присутствии 150 зрителей сыграла в Брюсселе вничью (3:3) с бельгийцами в первом в своей истории официальном матче. Жорж Жероними, родившийся за восемь лет до этого события, был слишком молод, чтобы стать его участником. Самый старый на начало 90-х футболист Франции (а может быть, и всего мира), он в первый и последний раз надел майку сборной в 1911-м. Соперниками французов тогда были швейцарцы. Как и у многих людей преклонного возрасте, его память зафиксировала события того апрельского дня с фотографической точностью. Во всяком случае, именно такое впечатление испытываешь, читая его последнее интервью во France Football, которое он дал в 1993 году накануне печального для французов отборочного матча ЧМ-94 Франция - Болгария (патриарх ушел из жизни спустя пять месяцев).

- В Швейцарию мы ехали целый день на поезде, - рассказывал Жероними. - Нас сопровождал Жюль Рима (будущий инициатор проведения чемпионатов мира. - Прим. К.К.) . Помню, что вместе с нами не смог отправиться массажист, но он все же успел сесть на ночной поезд и догнал нас уже в Женеве.

-Перед матчем была установка?

- Несколько ободряющих слов установкой вряд ли можно назвать. Кроме одноклубников, никто из нас никогда вместе не играл. Мы даже ни разу вместе не тренировались.

- В Женеве сборная потерпела свое пятнадцатое поражение в истории со счетом 2:5.

- Кажется, счет был именно таким. Я помню только, что мы пропустили три гола в течение 15 минут первого тайма. В обороне был хаос, а края и вовсе непонятно, что делали. Мас и Менье (партнеры Жероними. - Прим. К.К.) уже при счете 0:5 отыграли два мяча, но это было все, на что мы оказались способны.

-В какой форме играла тогда сборная?

- В трехцветных сине-бело-красных футболках, синих трусах и красных гетрах. Форма долго лежала у меня на чердаке, но потом куда-то запропастилась.

-После 1911 года вы еще выступали за сборную?

- Нет, хотя и мечтал об этом. Я был хорошо подготовлен физически, пробегал шестьдесят метров за семь секунд с хвостиком, постоянно занимался гимнастическими упражнениями. Но пришло время идти в армию, а в 1914 году началась первая мировая война. На ней погиб мой младший брат Шарль, также выступавший за сборную. А меня 22 августа 1914 года ранили в руку и взяли в плен, в котором я провел почти четыре года. В лагере мы проводили матчи с англичанами на площадке между бараками, а остальные пленные за нас болели.

-После войны вы больше не играли в футбол?

- Играл. Был даже капитаном нашей команды "Фратернель", которая неплохо выступала в Кубке страны.

-Вы были любителем?

- Как и все. Я работал бухгалтером на велосипедной фабрике, которая, правда, принадлежала двум нашим игрокам. Поэтому проблем с поездками на матчи не возникало. Правда, денег не хватало, и добираться до соседних городов приходилось иногда на велосипеде.

-А вы помните футбольный турнир Олимпиады 1924 года?

- Помню уругвайцев. Они были очень быстры и ловки. Потрясающе жонглировали мячом.

КОПА И ФОНТЭН

Имена Фернана Канеля, Ларби Бен Барека, Жоржа Дара и Робера Эрбена мало что говорят российскому любителю футбола. Для французов же они - великие футболисты. Правда, величие их относительное, поскольку ни в начале века, ни в 30-е, ни в 40-е годы французам не удалось добиться заметных успехов на чемпионатах мира, не говоря уже о победах. Лишь в конце 50-х славу французскому футболу принесла команда Жюста Фонтэна и Раймона Копа, занявшая третье место на чемпионате мира-58 в Швеции. Наверное, 58-й год можно назвать началом отсчета новой истории сборной Франции. Фонтэн забил тогда 13 голов, установив рекорд, который до сих пор никому побить не удалось. Лучшему бомбардиру первенства потом не повезло - два двойных перелома ноги положили конец карьере этого выдающегося футболиста. Копа же, выходец из семьи польских эмигрантов, в течение четырех сезонов блиставший в мадридском "Реале", в тот год стал обладателем "Золотого мяча" лучшего футболиста Европы.

МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ

После провальных для французов 60-х и 70-х наступила эпоха Мишеля Платини и "магического квадрата" - четверки полузащитников команды Мишеля Идальго, с которым сборная Франции дважды доходила до полуфиналов первенства мира (1982 и 1986 гг.), а в 84-м завоевала у себя дома титул чемпиона Европы. "Квадрат" мы придумали случайно, - вспоминает Идальго. - Поколение начала 80-х оказалось столь щедрым на таланты, что у меня в команде оказались сразу три футболиста, способные выполнять роль диспетчера. В 1984 году Луис Фернандес занял место Бернара Женгини, но с точки зрения творчества и импровизации это мало что изменило. Платини и Жиресс имели на поле полную свободу, Тигана и Фернандес были сильны в отборе и умели начинать атаки. Гармония в отношениях между ними распространялась на всю команду. Каждый из них был способен с одинаковым успехом сыграть в атаке и в обороне, но, что важнее всего, каждый был непредсказуем для соперника".

По мнению Идальго, такого "магического квадрата", в сборной Франции больше не было. Меньше в ней в наши дни индивидуальностей. "После того как сборную возглавил Платини (в ноябре 1988 года), она стала монолитной командой, нацеленной прежде всего на результат. У меня на первом месте стояли достоинства отдельных игроков, которые и определяли стиль. Платини строил игру на отточенном командном взаимодействии, предельном напряжении каждого, а для этого были нужны, как и сегодня, бойцы. В 80-е некоторые недостатки обороны или атаки можно было компенсировать за счет большей активности и изобретательности полузащиты. Сегодня это нереально. Каждая линия должна быть безупречной. Взаимодополняемости "магического квадрата" уже недостаточно, должна быть взаимодополняемость всех игроков команды".

ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА ПЛАТИНИ

Анализ Идальго близок к тому, что говорил сам Платини, готовивший сборную к чемпионату Европы-92 в Швеции, когда ему ставили в пример "Барселону" Йохана Кройфа, показывавшую в то время образцовый атакующий футбол. "У Кройфа одна команда, у меня другая, - возражал Платини. - От меня требуют результата, побед, вот исходя из этого, а также из качеств отдельных игроков, я и строю конкурентоспособную сборную. Если бы победу присуждали, как в фигурном катании, по решению жюри, я бы, наверное, пригласил других футболистов".

Результат Платини действительно дал - его команда выиграла восемь из восьми отборочных матчей Евро-92. Можно ли говорить о стиле Платини, спрашивали тренера. "Не знаю, это, наверное, тема для журнальных передовиц, - отвечал тот. - Стиль создают игроки. Они выходят на поле, а не я. Я не могу заставить их забить гол со штрафного. Но можно, наверное, подискутировать на тему эффекта Платини. При мне в команде нет проблем, а те, что появляются, решаются без суеты и шума".

Платини не собирался работать со сборной до чемпионата мира во Франции, но и намерения уйти со своего поста сразу после Швеции у него не было: "Во всяком случае, в 1998 году я уже не буду тренером". Ушел он, однако, в июле 1992 года. С одной стороны, причиной стал, провал на Евро-92, с другой - ему предложили возглавить оргкомитет чемпионата мира-98, а кроме того, Платини была неприятна критика, которую обрушили на него средства массовой информации. Так или даже еще яростнее спустя два года атаковали Жерара Улье, при котором сборная страны упустила более чем реальный шанс поехать на чемпионат мира в США. Матч против болгар 17 ноября 1993 года (1:2) стал черной страницей в истории французского футбола. "Наши игроки допустили профессиональную ошибку", - писал тогда France Football, что было, наверное, самым мягким из всех упреков, адресованных сборной и ее руководителям.

Популярный еженедельник попытался сразу после "ноябрьского кошмара" представить, какой будет сборная страны пять лет спустя. Эксперты France Football предложили такой вариант оптимального состава: вратарь - Бартез ("Олимпик"), защитники - Десайи ("Милан"), Пети ("Монако"), Сиприен ("Сент-Этьен"), полузащитники - Карамбе ("Нант"), Джоркаефф ("Монако"), Лизаразю ("Бордо"), Зидан ("Бордо"), Гурвеннек ("Ренн"), нападающие - Уэдек ("Нант"), Дюгарри ("Бордо"). Сегодня мы можем судить, насколько их прогнозы оказались верными. Но между двумя чемпионатами мира было еще первенство Европы, перед которым в стране разгорелась полемика О том, должны ли поехать в Англию Жан-Пьер Пален, Эрик Кантона и Давид Жинола.