Газета Спорт-Экспресс от 30 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 марта 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА - 1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ВТОРОЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ"

"МАКЛАРЕНУ" НАВЯЗЫВАЮТ ЗАКУЛИСНУЮ ВОЙНУ

В субботу утром на автодроме Интерлагос в Сан-Паулу разразилась скандальная сенсация: за 5 минут до начала второй 45-минутном утренней свободной тренировки комиссары "Гран-при Бразилии" Назир Хуссейн из Индии, Радован Новак из Чехии и Элсио де Сантьяго из Бразилии признали диагональную тормозную систему "Макларена" и ее аналоги, установленные на "Уильямсе" и "Джордане", не соответствующими техническому регламенту FIA и запретили их использование в сезоне-98.

"БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ": МЫЛЬНАЯ ОПЕРА "А ЛЯ ТОДТ"

Процесс по "делу о тормозах" занял у назначенных Международной автофедерацией комиссаров более суток - протест был подан вечером в четверг, заключение было вынесено в субботу утром.

Несколько подробностей. Протестов, как выяснилось, было несколько: в документе, тщательно подготовленном швейцарским адвокатом "Феррари" Хенри Петером, были опротестованы дополнительные тормозные контуры "Макларена", "Уильямса" и "Джордана"; "Минарди" поставила под подозрение конкретно машину Ральфа Шумахера; "Тиррелл" высказал сомнение в легальности только "Макларенов", как и "Эрроуз", который упомянул в своем протесте и "Уильямс" Хайнца-Харальда Френтцена (как стало известно, чемпион мира Жак Вильнев все-таки отказался от использования диагональных тормозов); "Зауберу" не понравились "Джорданы".

В пятницу в 12.30 по местному времени перед тройкой комиссаров (не возникает ли реминисценции с отечественной историей - знаменитыми "расстрельными тройками" 30-х годов?) должны были предстать со своими объяснениями "обвиняемые", в 15.30 показания должны были давать "истцы", вердикт ожидался в 16.30. Однако триумвирату понадобилась еще целая ночь и первая половина дня субботы, чтобы принять решение, порадовавшее главу спортивной службы "Феррари" Жана Тодта: за пять минут до начала второй тренировочной сорокапятиминутки в пресс-центре "Гран-при Бразилии" был распространен официальный бюллетень тройки - тормоза запретить, поскольку их использование дает эффект полного привода, что противоречит артиклю 10.4.1 технического регламента.

Удар, направленный явно против "Макларена", рикошетом угодил не только в официального технического делегата FIA Чарли Уиттинга (его вердикт на "Гран-при Австралии" три недели назад гласил, что система легальная), чьи репутация и компетентность, годами не вызывавшие сомнений, разом оказались втоптаны в грязь, но и во Всемирную автофедерацию, которая менее трех недель назад дала "добро" разработке, проводившейся к тому же при постоянных консультациях с ее техническими службами. "Возникает законный вопрос - почему FIA с такой легкостью меняет собственную точку зрения?" - поинтересовался менеджер "Бенеттона" Дэвид Ричардс. Вопрос, естественно, риторический.

Трио подвергнутых остракизму пионеров диагональных тормозов пришло к единодушному решению немедленного протеста на протест не подавать. Как сказал босс "Макларена" Рон Деннис, сделай они это, результаты бразильского "Гран-при" были бы объявлены предварительными, a FIA потом получила бы отличную возможность отнять завоеванное (Деннис не скрывал, что под завоеванным подразумевает очередной дубль Хаккинена и Култхарда). Но от ответных действий Деннис не отказывается, о чем предупредил еще в четверг: "Если FIA внезапно придет в голову изменить принятое ранее решение, мы предпримем все дозволенные контрмеры вплоть до возбуждения судебного дела". Как в воду глядел!

Президента FIA Макса Мосли, похоже, перспектива превращения чемпионата в некое подобие плохой "мыльной оперы" вполне устраивает. Это ведь с его подачи "Феррари" развязала "холодную войну" против "Макларена" (которая вполне может стать очень даже горячей, поскольку Деннис уже в третий раз в нынешнем сезоне уличил Тодта и его команду в самом настоящем промышленном шпионаже) - слова Мосли "или подавайте настоящий протест - или кончайте скулить!" Тодт принял как руководство к действию.

- Еще в Мельбурне мы опротестовали тормозную систему "Макларена", заявив, что она не соответствует правилам, - сказал Тодт. - Когда FIA не удовлетворила наш протест, мы не согласились с мнением технического делегата. Макс Мосли призвал нас подать настоящий протест, что мы и сделали, предоставив FIA много документальных доказательств и оказав комиссарам определенное содействие в получении необходимой информации. В конце концов они приняли решение, которое нас полностью устраивает.

- Не думаю, что комиссары уполномочены принимать такого рода решения, - сказал в свою очередь Рон Деннис, не выглядевший обескураженным или расстроенным, хотя имел на это право - полгода дорогостоящей работы псу под хвост! - Есть несколько логически обоснованных предпосылок быть уверенными, что уже на следующем "Гран-при" наши машины опять будут использовать эту систему, но логика же подсказывает, что в данный момент не совсем уместно слишком упорствовать.

- Он сомневается в правомочности решения, вынесенного комиссарами? Если он думает, что они не имеют на это прав, то кто, по его мнению, их имеет? Господь Бог, что ли? - комментировал слова неприятеля Тодт.

- Если "Макларену" не нравится вынесенное решение, он имеет полное право его опротестовать, - сказал Макс Мосли в интервью Адаму Парсонсу из The Times. - Мы остановили свой выбор именно на этой тройке комиссаров, потому что они люди интеллигентные, добросовестные и способные принимать логичные решения по спорным вопросам. Их решение имеет силу на протяжении всего сезона.

- Проблема с маклареновскими тормозами в том, - продолжил президент FIA, - как интерпретировать регламент и что понимать под полным приводом. Когда мы смотрим схему и принимаем решение, что все в пределах правил, то это решение не окончательное. Это всего лишь точка зрения, ничего больше, и я рад, что у назначенных нами комиссаров оказалось собственное мнение. Если у кого-то есть аргументы в защиту противоположной точки зрения - о'кей! В истории "Формулы-1" было немного прецедентов подобного рода, так что, если Рону есть что сказать и что показать, мы будем рады послушать и посмотреть.

Методы борьбы с преуспевающими конкурентами, как известно, бывают разные. Для кого-то успехи соперников становятся мощным стимулом к самосовершенствованию, для кого-то - лишь поводом к началу активных деструктивных действий. Именно второй путь борьбы с тотальным преимуществом "Макларена" избрал спортивный глава Скудерии: умение проигрывать с достоинством никогда не было присуще характеру этого человека. Война протестов, развязанная Тодтом, навела меня на такую мысль: как повезло "Уильямсу", что француз не работал в "Феррари" в 1991-1992 годах (спортивным директором итальянской конюшни Тодт стал в июле 1993-го), когда команда Фрэнка Уильямса и Патрика Хеда была единственной, использовавшей в гонках активную подвеску! Не было Тодта - и никому из проигрывавших "Уильямсу" соперников не приходило в голову сражаться с англичанами с помощью протестов. Все, и "Макларен" в первую очередь, хотели выиграть у "Уильямса" на трассе - и форсировали инженерные изыскания. Может быть, "Феррари" уже нечего форсировать (из достоверных источников известно, что "Феррари" провела аналогичные разработки, но накануне старта 49-го чемпионата представленная Скудерией система была однозначно признана экспертами FIA не соответствующей регламенту!), а потому эта команда и выбрала наиболее доступный ей метод? Хотя, по мнению такого искушенного человека, как трехкратный чемпион мира Джекки Стюарт, есть гораздо более простой и надежный способ добиться победы: построил хорошую машину, сел за руль - и...

А "МАКЛАРЕНЫ" ВСЕ РАВНО БЫСТРЕЕ!

В деле о тормозах Скудерия одержала временную победу, которая, впрочем, не принесла Михаэлю Шумахеру и его команде никаких видимых дивидендов. Однако, как следует из наблюдений представителей прессы, к примеру, Пино Аллеви из La Gazzetta dello Sport и Тимоти Коллинза из The Telegraph, "Феррари" успокаиваться не собирается. В кулуарах уже пошли разговоры о том, что "Макларен" МР4/13 целиком нелегальная машина, так что у недоброжелателей есть отличная возможность опротестовывать очередной шедевр Эдриана Ньюи частями - на весь чемпионат хватит! Видимо, первое, к чему намерен придраться Тодт в следующий раз, это аэродинамическая конструкция носовой части МР4/13, которая, как уже утверждает беспроволочный телеграф слухов, создана с вопиющим нарушением правил! Бедняга Ньюи - по-моему, впервые в его инженерной карьере кто-то ставит под сомнение его профессионализм, ибо упрек в нелегальности конструкции - суть не что иное, как упрек в незнании правил, а это, согласитесь, высшее проявление непрофессионализма.

Впрочем, сам гениальный дизайнер относится к злопыхательству конкурентов философски. "Домонтаж диагонального тормозного контура не окажет на показатели МР4/13 никакого отрицательного эффекта - эта система отнюдь не является фундаментальным элементом конструкции, - сказал Ньюи. - Я удивлен решением комиссаров - оно противоречит здравому смыслу. Но я не могу сказать, что расстроен этим - полностью уверен в том, что наша система легальна, и мы это докажем. После чего FIA придется-таки пересматривать правила с тем, чтобы впредь не допускать их вольного толкования".

Слова Ньюи об отсутствии отрицательного эффекта незамедлительно и блестяще подтвердили на трассе Мика Хаккинен и Дэвид Култхард, не давшие даже малейшего повода усомниться в реальности преимущества своих автомобилей.

Во время пятничных свободных заездов, о которых "СЭ" уже рассказал, ближайший соперник (а им был Ральф Шумахер на "Джордане") отстал от дуэта "Макларена" без малого на секунду: Хаккинен проехал круг за 1.18,573, Култхард - за 1.18,799, Шумахер-младший - за 1.19,721. Титулованные особы, а именно Жак Вильнев и Михаэль Шумахер, проиграли и того больше: канадец - 1,458, немец - 1,591 (10-й и 11-й результаты соответственно).

Директор "Мерседеса" Норберт Хауг прокомментировал результаты своих пилотов так: "Думаю, команда дала достойный ответ на инсинуации конкурентов". Тот факт, что ответ был действительно достойный, подтвердил комментарий Михаэля Шумахера: "Как всегда, пятница не внесла никакой ясности в расстановку сил. "Макларены" явно показали свой максимум, я же абсолютно не старался ехать быстро".

Двукратный чемпион мира опять делал хорошую мину при плохой игре. Это стало ясно утром в субботу, когда во время очередной серии свободных заездов Хаккинен и Култхард не напрягаясь сбросили со своих пятничных результатов по секунде с хвостиком: 1.17,432 у финна, 1.17,535 у шотландца. Ближайший - на этот раз Хайнц-Харальд Френтцен на "Уильямсе" - опять отстал больше, чем на секунду (1.18,647). Снова убедительно выглядел младший брат лидера "Феррари" - Ральф показал 5-е время (1.18,738), пропустив вперед Джанкарло Физикеллу на "Бенеттоне" (1.18,674) и опередив Александра Вурца ("Бенеттон" - 1.18,879) и Шумахера-старшего (1.18,974).

Субботние тренировки, как и первая половина дня пятницы, изобиловали вылетами, опаснейшими и не очень. В повороте "Мержульу" вдребезги разбил машину Вильнев - настолько серьезно, что механики "Уильямса" не успели ее заново перебрать к квалификации (Вильнев был вынужден использовать запасную машину, настроенную под Френтцена), да и к гонке едва поспевали. В том же месте прогулялся по гравию Ярно Трулли (юный итальянец весь уик-энд пытался быть быстрее своего опытного напарника Оливье Паниса, временами в этом преуспевал, но мотор его "Проста" время от времени начинал терять масло - движок меняли дважды), а затем Джонни Херберт так же почти под списание разбил свой "Заубер". С трудом справлялся с избыточной поворачиваемостью "Джордана" и чемпион мира-96 Дэмон Хилл - подобная самостоятельность заднего моста совершенно не вписывается в стиль пилотажа чопорного англичанина.

Если помните, нововведения этого года - зауженная на 20 см база и покрышки "грув" с тремя продольными канавками на передних колесах и четырьмя на задних, - были направлены как раз на то, чтобы вернуть гонкам зрелищность. Если под зрелищностью FIA подразумевала вылеты, то цель достигнута! Вот только как быть с безопасностью? Очень уж страшно выглядели полеты Вильнева и Херберта и очень уж неэстетично - их разбитые автомобили...

ХАККИНЕН И КУЛТХАРД ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ?

Когда пришло время квалификации, воздух над Интерлагосом разогрелся до 30 градусов, а температура асфальта достигла сорока с хвостиком. Плюс традиционная пылища и повысившееся по сравнению с прошлым годом количество кочек и трещин, для резины "Бриджстоун" такая трасса - настоящее раздолье. При наличии мощного и безотказного (по крайней мере пока - тьфу-тьфу-тьфу!) двигателя "Мерседес", "упакованного" в идеальное шасси и "обутого" в "Бриджстоун" повышенной проходимости, квалификация для Хаккинена и Култхарда стала очередной легкой прогулкой.

В действиях обоих пилотов Рона Денниса не ощущалось особенного напряжения. Просто оба, дождавшись своей очереди, выезжали на трассу и показывали то время, на какое в данный момент были настроены. Первым из них на промежуточном поуле побывал Култхард, выехавший на трассу на 16-й минуте и мигом отодвинувший назад Паниса (1.19,772), Ральфа Шумахера (1.20,307), Трулли (1.20,619) и еще шестерых пилотов. К тому моменту, как на 19-й минуте пришел черед совершать летучий круг Хаккинену, в первой тройке успели отметиться Хилл, Алези, Ирвин и Френтцен. Странно и страшновато выглядел Херберт - его "Заубер" шел в неуправляемый занос даже на прямых! К моменту, когда Хаккинен приближался к финальному повороту, на поуле успел покрасоваться Вурц - 1.18,290. Но это длилось всего несколько секунд. Финишировал Хаккинен 1.17,288. И вопрос о победителе квалификации отпал сам собой.

Шумахер-старший к этому моменту был достойным четвертым (отставание 1,450 - опять ехал не торопясь?), а вот Вильнев - только 11-м (1.20,114). Его машину развернуло на медленном круге!

За 33 минуты до конца квалификации на второй серии зачетных кругов Хаккинен улучшил время 1.17,092, тут же Култхард застолбил за собой второе место на стартовом поле - 1.17,757. А на третью строку вскарабкался Шумахер-старший - 1.18,250. Показалось, что немец опять сдержит слово - он ведь пообещал накануне быть в тройке. Но в самом конце часового раунда его спихнул оттуда "второй немец" - Хайнц-Харальд Френтцен (1.18,109), и в пятницу, и в субботу бывший стабильнее, устойчивее и быстрее испытывающего явные и не очень понятные проблемы Вильнева.

Впрочем, надо отдать должное канадцу - он не сдавался и уже под флагом сумел подняться на 10-е место (1.18,761).

Уже после того, как Хаккинен принял поздравления, стюарды гонки обнародовали коммюнике, в котором оказались перечислены фамилии шести гонщиков, в том числе и обладателя поула, показавших свои лучшие результаты под желтыми флагами! Видимо, это случилось в тот момент, когда на прямой "старт/финиш" остановилась "Минарди" Эстебана Туеро. Естественно, гонщики, находившиеся в нижней части трассы, желтых флагов оттуда не видели. Стюарды приняли сей факт во внимание и никаких санкций против Хаккинена, Хилла, Вурца, Паниса, Ирвина и Диница не предприняли.

- Этот автодром очень подходит моему стилю пилотирования, хотя на зауженной машине и с резиной типа "грув" вести здесь "Макларен" стало во сто крат сложнее физически, - сказал Хаккинен. И добавил: он удивлен тем, что его партнер Култхард отстал так намного (0,665), однако заверил, что гонка между ними на этот раз будет настоящей.

- Думаю, что при нормальном течении гонки "Макларены" будут вне конкуренции, - подвел итог субботе Михаэль Шумахер.

Ольга ЛИНДЕ