ФУТБОЛ |
ИСТОРИЯ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА |
ЧИЛИ-1962
ГРУППА 3 |
ФЕОЛА ЗАБОЛЕЛ НЕ ВОВРЕМЯ
Бразилия сохранила к Чили-62 почти неизменным состав, победивший в Швеции. Девять человек - Жилмар, Нилтон и Джалма Сантосы, Зито, Диди, Гарринча, Вава, Загалло и Пеле - сохранили за собой позиции. Беллини поехал на чемпионат мира, но в качестве запасного, вместо него на месте центрального защитника играл Мауро. Еще один стоппер Орландо уехал играть в Аргентину и из-за этого лишился места в "основе". Его заменил Зозимо.
К первенству 1962 года команду готовил триумфатор Феола, но повторить достижение итальянца Витторио Поццо (два чемпионских титула в качестве тренера) ему помешала болезнь, из-за которой он вынужден был перепоручить свою миссию другому специалисту - Айморе Морейре. Морейра был известен тем, что в период с 1953-го по 1969-й год несколько раз призывался в сборную и потом снова уступал свое место - своего рода "затычка". По образованию он был учитель физкультуры. "Когда мне предложили возглавить сборную, - вспоминал он, - я сразу согласился, ведь там были такие корифеи, как Пеле, Гарринча, Диди. Как я мог отказаться? Когда меня представили команде, я первым делом сказал: "Вы сами знаете, что должны делать. Думаю, что мы поладим". С такой командой действительно не выиграл бы только ленивый.
ТРАВМА ПЕЛЕ
Бразильцы были избавлены от отборочных игр и компенсировали недостаток игровой практики товарищескими играми. Они дважды встретились с Португалией и дважды с Уэльсом, выиграв во всех случаях. В конце первого матча с португальцами Пеле ушел с поля из-за сильной боли в паху. Несмотря на то, что она так затем и не прекращалась, молодой герой чемпионата мира в Швеции так хотел поехать на очередной мундиаль, что долго пытался скрыть свой недуг от врачей, умудрившись через "не могу" сыграть во всех оставшихся спаррингах и даже два раза забить в них решающие мячи.
Так, далеко не в лучшем физическом состоянии, он и отправился в Чили. Бразилия начинала турнир с самого слабого соперника Мексики. Пеле забил один из двух мячей (2:0), но при этом испытал новое обострение боли. Не выдержав, он обратился к доктору команды Гослингу. Когда же тот, ведя обстоятельный допрос, начал намекать, что неплохо было бы, мол, тебя отстранить от тренировок (а это фактически означало, что и от матчей тоже), Король футбола принял решение ничего ему больше не говорить и терпеть дальше, сколько хватит сил.
Следующий матч у бразильцев был с Чехословакией. "Когда началась игра, я старался не замечать боли, - вспоминал Пеле, - Решил проверить, как среагирует нога на удар. Получив передачу от Гарринчи, прошел с мячом по полю, обыграл нескольких защитников, вошел в штрафную, финтом убрал мяч еще от одного соперника и что есть сил ударил. Мяч угодил в стойку и отскочил прямо ко мне. Я снова ударил со всей силы и вдруг почувствовал, что в паховой области у меня что-то сдвинулось. Прижимая ногу к животу, я как подкошенный свалился на землю".
Замены не были разрешены, и Пеле, чтобы хоть как-то оставаться полезным для команды, пришлось остаток матча проковылять по полю, будучи "полутрупом". Защитники Чехословакии - Масопуст, Поплухар и Лала - проявили благородство и воздерживались от жесткой игры против него. Естественно, они не давали Пеле выходить на ударную позицию, но при этом, как признавался он сам, соперники думали не только о том, как обеспечить безопасность собственных ворот, но и о том, чтобы окончательно не покалечить Короля. Матч закончился вничью 0:0, и об участии в следующих играх чемпионата Пеле пришлось забыть. Его место на поле занял Амарилдо, и это была единственная замена за весь чемпионат, сделанная Айморе Морейрой. Весь чемпионат они провели 12 игроками, а могли - не случись травмы у Пеле - и установить абсолютный рекорд!
СУДЬЯ ЗА УШИ ВТАЩИЛ БРАЗИЛЬЦЕВ В ЧЕТВЕРТЬФИНАЛ
Возможно, проявляя благородство в отношении Пеле, чехословацкие игроки пытались этим загладить крайне негативное мнение о себе, которое они оставили после первого своего матча, с Испанией. Они превратили его в настоящую мясорубку. В конце концов желанную победу вымучили - 1:0, но при этом три испанских игрока - Рейха, Ривилья и Сегарра - были унесены с поля с переломами! Австрийский судья Штайнер проявил полную неспособность справиться с творившимся безобразием.
У испанцев, как и у итальянцев, был великолепный подбор игроков Пейро, Хенто, Суарес, Сантамария. Венчал эту компанию 35-летний Пушкаш, который решил тряхнуть стариной и, приняв испанское гражданство, выступить на чемпионате мира после 8-летнего перерыва. В придачу к этому, они заполучили к себе такого тренера, как Эленио Эррера, который вскоре утвердит каттеначчо в итальянском футболе.
Во втором туре команда Эрреры обыграла Мексику 1:0, и, таким образом, матч заключительного тура Бразилия - Испания превратился в дуэль за одну спорную путевку (в том, что другую возьмут чехи, никто не сомневался). К сожалению, и этот поединок, многое обещавший, был испорчен отвратительным судейством чилийца Бустаманте. Великие бразильцы должны были, будь судейство беспристрастным, проиграть - и не попасть в четвертьфинал. Но Бустаманте их втащил туда за уши.
Первый тайм закончился со счетом 1:0 в пользу Испании - гол забил Аделардо. Во втором эта сборная продолжала опасно атаковать. Аделардо был сбит в штрафной, но свисток молчал. Пушкаш забил красивейший мяч в падении через себя, что трудно было себе представить, исходя из его тогдашней комплекции. Не было никакого намека на нарушение правил, тем не менее Бустаманте гол отменил! Если бы испанцы проявили в тот момент такой же характер, какой показал недавно в матче с АЕКом "Локомотив", они бы все равно поставили пресловутых "кудесников мяча" на то место, которое указали им в 1966 году в Англии венгры и португальцы. Но, к сожалению, такое, чтобы команда, которую откровенно "душат", превозмогала все и добивалась своего, происходит очень редко. "Локомотив" в этом смысле был счастливым исключением. А испанцы тогда, в Чили, не выдержали - пропустили от Амарилдо один гол, затем, за пару минут до конца, другой и проиграли 1:2. Эленио Эррера, распираемый эмоциями, обвинил судей в неприкрытом подсуживании в пользу южноамериканских команд.
ГРУППА 4 |
АНГЛИЧАН ВЫРУЧИЛА ТОЛЬКО РАЗНИЦА МЯЧЕЙ
Венгры с большим преимуществом выиграли турнир в четвертой группе. У них появилось новое поколение талантливых игроков во главе с Альбертом, Тихи и Месэем, которое пусть и не добилось таких замечательных успехов, как предыдущее, но все равно заявило о себе. Флориан Альберт (к имени которого теперь следует добавлять слово "старший", поскольку его сын, тоже Флориан, также решил стать футболистом, хотя его карьера даже отдаленно не напоминала отцовскую) забил решающий гол англичанам в первом туре (2:1), а затем разразился хет-триком в ворота болгар (6:1), который, к слову, оказался единственным хет-триком этого скупого на голы и бомбардирские достижения чемпионата. Удивительная разница: в то время как в Швеции лучший бомбардир Фонтэн забил 13 мячей, что и поныне является рекордом, в Чили лучшими снайперами стали игроки (сразу шестеро), чей актив выразился скромными четырьмя голами. Это тоже и поныне рекорд, но со знаком минус.
Болгары, нашумевшие своей сенсационной победой над Францией в отборе, не сумели развить успех, и единственное, чего достигли, - это нулевой ничьей с Англией. Это, кстати, на долгие годы станет их роком: уверенно проходя квалификационный этап, они вдруг становились беспомощными, когда наступала пора решающих игр. Потребовалось появление Христо Стоичкова, чтобы взорвать наконец этот "болгарский комплекс".
Что касается англичан, то они в очередной раз выступили ниже уровня своего исторического авторитета и вымучили выход в четвертьфинал за счет разницы мячей. У них с аргентинцами оказалось по три очка и по три пропущенных гола, но забито четыре вместо двух у Аргентины.
1/4 ФИНАЛА |
ГРИВЗ ПОКАЗАЛ СПРИНГЕТТУ МАСТЕРСТВО ЛОВЛИ
В матче Бразилия - Англия зрителей развлекали не только футболисты, но и выбегавшие на поле собаки.
Шла только 2-я минута, когда чернявая собачка появилась из-за ворот англичан и громко облаяла вратаря Рона Спрингетта. Так громко, что привлекла к себе всеобщее внимание. Игра была остановлена. Спрингетт первым пытался поймать "инородное тело", но безуспешно. Не выказал мастерства в отлове собак и Гарринча. И только Джимми Гривз сработал профессионально: он присел на четвереньки, сам сымитировав собачку, и когда доверчивое животное принялось его обнюхивать, схватил его в охапку. Прошло пять минут, и собака - уже другая - появилась на противоположном, левом фланге. Некоторое время она сопровождала Загалло в его маневрах, но игра уже захватила всех, да и вела она себя мирно, поэтому очередной внеплановой остановки матча не произошло.
И СНОВА НЕ ОБОШЛОСЬ БЕЗ ЖЕНЩИН
Выступление сборной Бразилии в Чили напомнило шведское. Команда испытывала трудности (даже гораздо большие, чем в 1958 году) с выходом из группы. Но как только начался этап плей-офф, откуда вдруг что взялось: голы стали сыпаться в ворота соперников, как с конвейера, а в действиях игроков появилась небывалая страсть. Особенно это было видно на примере Гарринчи. В очередной раз приходится констатировать, что их успех на чемпионате мира в немалой степени обусловлен женским фактором. Человек, в котором через край била романтика, не показывал ничего особенного на поле - но только до той поры, пока не завел роман с известной в то время бразильской эстрадной звездой Элзой Суарес. Элза появилась в расположении бразильцев сразу после их победы над Испанией. Руководство команды решило, что в этот радостный вечер можно забыть о режиме, и разрешило игрокам делать все, что тем вздумается.
Гарринче только этого и надо было. Он провел ночь с певицей, и их роман начался столь бурно, что стал беспокоить всю команду. Тренерам нужно было что-то срочно предпринимать, чтобы сохранить единство и дисциплину. Пеле оказался вне игры, а если еще и Гарринча забудет о футболе - тогда пиши пропало. Дело осложнялось еще и тем, что у Манэ в Бразилии была жена по имени Наир. Нужно было еще заботиться о том, чтобы нежелательные слухи не дошли до ее ушей.
Чтобы Гарринча не отлучался втихаря из отеля для встреч с Элзой (он ведь все равно делал бы это), руководство разрешило ей переехать в отель, где жили футболисты. Жизнь показала, что это был абсолютно правильный шаг, ибо Манэ, воспаривший от нахлынувших чувств, провел и четверть-, и полуфинальные матчи так, как не играл никогда в жизни. Он без устали носился по полю, обводил, бил и забивал. "То, что он выделывал с мячом своими кривыми ногами, не смогли бы повторить руками даже баскетболисты", писала одна из чилийских газет.
Гарринча забил англичанам два гола и создал еще с десяток голевых ситуаций. Первый его мяч был забит головой, что случалось с ним вообще-то крайне редко: однажды в детстве, принимая на голову тяжелый мокрый с налипшей грязью мяч, он потерял сознание и с тех пор не мог избавиться от комплекса. Но в тот день он забыл обо всем, вклинился между двумя защитниками и вколотил мяч так, что Спрингетт не успел среагировать. Во втором случае Гарринча мастерски подсек мяч, и тот по красивой траектории опустился в сетку. "А мы-то думали, что "сухим листом" владеет только Диди", - сокрушалась потом английская пресса. Третий бразильский мяч тоже сделал Гарринча - дойдя до штрафной, он выложил его под удар Вава. 3:1.
НАШИ ВНОВЬ УСТУПИЛИ ХОЗЯЕВАМ
Сборной СССР вновь не повезло в том смысле, что в четвертьфинале она вышла на хозяев чемпионата - чилийцев. Если бы матч игрался в какой-нибудь другой стране, можно было бы не сомневаться: победа осталась бы за нами, превосходство было очевидны. Но в Сантьяго, чилийцам помогало все. Нет, на этой раз обошлось без подсуживания, но им явно благоволила фортуна. В ворота Яшина влетело два невероятных мяча. Сначала Леонель Санчес запустил, находясь под острым углом, мяч по параболе, ни на что всерьез не рассчитывая. Но снаряд приземлился точно в дальний угол. Затем Рохас, который получил мяч в результате ошибки Иванова на чужой половине поля, прошел через центральный круг, не встречая при этом никакого сопротивления, и с 30 метров решил выстрелить. Мяч снова оказался в сетке. Возможно, сказались непривычные условия (высота, разреженный воздух), в которых мяч летел непривычным для нас, равнинных жителей, образом. Яшин, если и был виноват в пропущенных голах, то только отчасти. Он, кстати, кричал Масленкину, чтобы тот атаковал Рохаса, но он не послушался. Однако с легкой руки журналиста вся вина за поражение (1:2) была взвалена на вратаря, и Яшину, вернувшемуся домой, еще долго приходилось выслушивать оскорбительные реплики с трибун вроде "На пенсию!" или "Иди внуков нянчить!"
В двух других четвертьфиналах чехословаки одолели венгров - 1:0, а югославы - немцев - 1:0. Интересно, что две последние команды уже в третий раз подряд встречались именно на стадии четвертьфинала. В двух первых случаях Германия оказывалась сильнее, а теперь ей пришлось уступить.
1/2 ФИНАЛА |
ГАРРИНЧА ВЫДАЛ ПИНКА СОПЕРНИКУ И ПОЛУЧИЛ ЗА ЭТО БУТЫЛКОЙ ПО ГОЛОВЕ
Матч Бразилия - Чили получился, наверное, самым захватывающим на турнире. За первый час Гарринча и Вава полностью повторили сюжет предыдущего поединка с Англией: первый забил два гола, второй один. Соперник ответил одним своим. Но перуанский арбитр Ямасаки, как водится, решил сказать свое слово. Он назначил пенальти, с которого Санчес сократил разрыв до минимального 3:2 в пользу Бразилии. На 78-й минуте Вава забил четвертый гол, еще через две минуты чилиец Ландо за очевидный фол был удален с поля, а вскоре Ямасаки, желая уравнять составы, выгнал с поля и Гарринчу.
Это была забавная сценка. Гарринче так часто доставалось по ногам от Рохаса, что в какой-то момент он не выдержал и решил дать сдачи. Встал с земли и погнался за обидчиком. Тот бросился наутек. Манэ настиг его и дал легкого пинка под зад. Скорее в шутку, чем всерьез. Во всяком случае, чилийцы разразились, глядя на это, смехом (комизм эпизоду придавала колченогость Гарринчи), а сами участники готовы были пожать друг другу руки.
И в это время Ямасаки жестом показал, что Гарринча должен покинуть поле. Более того, когда он уходил, брошенная с трибун бутылка угодила ему в голову. Пришлось наложить несколько швов.
Чехословаки доказали свое превосходство над югославами, победив их 3:1. Здесь тоже был курьезный момент. Когда Еркович на 65-й минуте сравнял счет, кто-то из чешских защитников, пытаясь в отчаянном броске выбить мяч из ворот, слегка зацепил сетку шипом бутсы - и та тут же с треском порвалась от одной штанги до другой. Довольно долго ее пришлось приводить в порядок. Учитывая знаменитый псевдогол Численко в матче СССР - Уругвай, можно считать, что с этой деталью футбольного снаряжения организаторы допустили промашку.
ФИНАЛ |
ШРОЙФА ОСЛЕПИЛО СОЛНЦЕ
Финалу, в котором встретились "выходцы" из одной группы - Бразилия и Чехословакия, - предшествовало заседание дисциплинарной комиссии. Каждое удаление являлось предметом разбора, и случай с Гарринчей не стал исключением. Но впервые в истории чемпионатов мира проштрафившийся игрок был полностью оправдан! Его удаление было признано грубой судейской ошибкой, и Манэ благополучно избежал дисквалификации. Чилийские зрители восприняли это с одобрением, встретив его появление на поле овацией, даже несмотря на то, что их собственный игрок Ландо, товарищ Гарринчи по несчастью, помилования не получил и в матче за третье место (в котором чилийцы выиграли у Югославии 1:0) участия не принял.
На Бразилию телерепортаж о финальной игре вел знаменитый Леонидас. Он долго не мог выговорить сложную для бразильца фамилию чешского вратаря Шройф. В конце концов плюнул и стал его называть просто "вратарем". Именно Шройф и помог в результате чемпионам мира отстоять свой титул. Во втором тайме при счете 1:1 он в безобидной ситуации выпустил мяч из рук и позволил Зито добить его в сетку. После матча он сослался на солнце, ослепившее его. Затем Вава забил третий гол, и это окончательно утвердило бразильскую победу.
А советский арбитр Николай Латышев, судивший матч, удостоился в первом тайме упреков со стороны капитана чехов Йожефа Масопуста. По его мнению, Латышев проявил "непонимание задач социализма", когда не дал пенальти за игру рукой Нилтона Сантоса, хотя она была явно неумышленной.
Игорь ГОЛЬДЕС