ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ |
Александр ЯКУШЕВ
ВЕРИЛ, ЧТО ВЕРНУСЬ. НЕ ЗНАЛ ЛИШЬ, ЧТО В "СПАРТАК"
Вот уже который сезон столичный "Спартак" называют главной загадкой. Каждый чемпионат москвичи с одним из сильнейших составов в лиге, но тем не менее с завидным постоянством в итоговой таблице оказываются далеко от призовой тройки. Неужели все дело в тренере? Если так, то недавнее назначение на этот пост Александра Якушева должно пойти "Спартаку" на пользу. Ведь он как никто другой знает вкус побед родного клуба.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ?
Казалось бы, после прошлогоднего провального 17-го места дела у красно-белых должны были пойти на поправку. Команду возглавил молодой амбициозный тренер Федор Канарейкин, который постарался обновить коллектив, влить в него свежую кровь. Впрочем, за один сезон сложно сделать что-либо существенное. А болельщики и руководство клуба заждались серьезных успехов и потому с длительным процессом перестройки согласиться не могли. Или сразу, или...
Сразу не получилось, хотя Канарейкин взялся за дело основательно. После сезона-96/97 "Спартак" покинули только из игроков основного состава вратари Зеленов и Ушаков, защитники Марков, Макаров, Подлегаев, Демин и Микаэлян, нападающие Епанчинцев, Коротков, Мишуков, Яковенко, Силдре, Шумский, Кириленко. А уже в ходе этого сезона тренеры расстались с Червяковым, Клевакиным, Ткачуком, Силавниексом, Трибунцовым, Рязанцевым, Тереховым, Маловым. Правда, летом руководство клуба не смогло окончательно договориться о переходе в команду Камышникова и Митькина, которых после Кубка "Спартака" все уже считали своими. Однако пополнение московской команды все равно впечатляло. Такие игроки, как Прохоров, Болдин, Евтюхин, Путилин, Лазаренко, Фадеев, Никифоров, Смирнов, Бущан, Мотков, Дорохин, Шамолин на дороге не валяются. А ведь в команде еще остались Борщевский, Тюриков, Попугаев, Степанов, Митрошкин, Петрочинин, Шаламай. Кто скажет, что у "Спартака" слабый состав? Но тогда получается, что все дело действительно в тренере.
5 ЛЕТ СПУСТЯ
В понедельник руководство клуба объявило о том, что на посту главного тренера Канарейкина сменил Якушев. Сенсацией это решение не стало, болельщики и специалисты уже давно поговаривали, что подобное произойдет со дня на день.
Мы разговаривали с Якушевым во вторник после второй тренировки под его руководством и последней перед матчем 1/8 Кубка России с пермским "Молотом-Прикамье". Когда я собрался уже включить диктофон, раздался телефонный звонок, и кто-то поздравил Якушева с новым назначением. "Не поздравлять надо, а сочувствовать", - прозвучало в ответ.
-Как утверждали древние, в одну реку нельзя войти дважды. Вы рискнули. Расскажите, как произошла ваша отставка в 1993 году?
- После успешных для "Спартака" двух лет в сезоне-92/93 нас ждала неудача. Заняв 3-е место в Западной зоне, в 1/8 финала плей-офф мы уступили магнитогорскому "Металлургу", начинавшему тогда свое восхождение к нынешним вершинам. Руководство посчитало это провалом. А кто виноват? Естественно, тренер. Вот мне и предложили стать вице-президентом клуба, но с условием, что я отойду от тренерской работы.
-Однако вы не согласились?
- Долго думал над этим предложением и пришел к выводу, что лучшим вариантом для меня будет вообще смена обстановки. А тут как раз поступило предложение от австрийского клуба второй лиги, и я решил поработать за границей.
-Затаив при этом, наверное, обиду на руководство "Спартака"?
- Как сказать... Оно посчитало, что большая часть вины за ту неудачу лежит на мне только потому, что я - тренер. Сейчас, спустя несколько лет, отношусь к случившемуся философски. У тренера такая судьба: выигрываешь - значит, хороший, проигрываешь - извини-подвинься. Во всем мире так. Как бы там ни было, я расстался с российским хоккеем практически на 4 года.
-Работа в Австрии, а затем в Швейцарии что-то дала вам?
- Если в Австрии даже в первой лиге уровень хоккея невысокий, то что можно сказать о дивизионе, который стоит на ступеньку ниже? Но, повторяю, в тот момент мне было все равно, где работать, лишь бы уйти из "Спартака". А вот 3 года в Швейцарии не забуду никогда. В этой стране довольно крепкие команды, на матчи ходит много зрителей. Да и страна не самая плохая (смеется).
-Уезжая за границу, вы думали о том, что когда-нибудь придется вернуться?
- Конечно. Вот только не предполагал, что вновь окажусь в "Спартаке", хотя в глубине души и надеялся на это. Потому что, как мне кажется, в любом другом российском клубе я бы работать не смог. 30 лет спартаковской жизни так просто не перешагнешь.
А БЫЛ ЛИ ЗАГОВОР
-Говорят, в швейцарском "Амбри" у вас возник конфликт с россиянами Чибиревым, Петровым и Квартальновым?
- Им не нравилось, что я предъявлял к ним особые требования. Ребята считали, что в команде спрашивать со всех нужно одинаково. Но разве можно сравнивать российских и швейцарских игроков? И отнюдь не я придумал, что легионер по уровню мастерства и самоотдаче на площадке должен быть на голову выше местных хоккеистов.
-В общем, отношения не сложились...
- ...и в разгар сезона я перестал быть тренером. Однако согласно условиям контракта оставался в Швейцарии. А в конце апреля вернулся в Москву.
-И сразу пришли в родной клуб?
- Сначала посидел дома, осмотрелся. А потом занял должность вице-президента клуба.
-Почему вы так долго не решались стать главным тренером команды? Ведь когда в прошлом сезоне красно-белые заняли позорное 17-е место, всем было ясно, что Анисин с Васильевым в "Спартаке" работать не будут.
- Предложение возглавить команду поступило в апреле, когда я еще был в Швейцарии. Поэтому попросил отложить разговор до моего возвращения в Москву.
-Однако .от должности вице-президента вы не отказались.
- Думаю, это стало переходным этапом. Мне необходимо было изучить обстановку, получше узнать игроков.
"СПАРТАК" ОБЯЗАН БЫЛ ЗАНЯТЬ 6-е МЕСТО
-Получается, назначение на должность главного тренера не стало для вас неожиданностью?
- Перед командой в нынешнем сезоне стояла задача занять в чемпионате 6-е место. Когда стало ясно, что это не получится, нацелились на 8-е место, которое в Кубке России давало преимущество своей площадки. Но в итоге "Спартак" оказался 9-м. Следовательно, тренеры со своими обязанностями не справились. Поэтому правление клуба приняло решение попытаться что-то предпринять. А вот если бы Канарейкин, Пачкалин и Ушаков выполнили поставленную задачу, то, думаю, все осталось бы по-прежнему.
-Почему команде определили именно 6-е место?
- Мы провели тщательный анализ, который показал, что по составу, по организации, по уровню игры объективно выше "Спартака" в России только 5 команд.
-Кто теперь входит в тренерский штаб?
- Мой партнер по "Спартаку" 70-х Александр Баринев. Будет и еще один тренер, которого я выберу сам.
-Какова дальнейшая судьба Канарейкина, Пачкалина, Ушакова?
- В клубе они работать не будут.
-Почему, на ваш взгляд, "Спартак" в последнее время выступает посредственно?
- Главная причина - частая смена тренеров: за последние 4 года в команде было 4 наставника. Возможно, что были также утеряны спартаковские традиции, дух команды.
-А ставка на ветеранов, возвращающихся из-за рубежа, себя оправдывает?
- В нашем хоккее сложилась странная ситуация: в команде играют или одни "масочники", или ветераны. Оптимальным же вариантом является наличие в составе хоккеистов разных возрастов. Тогда и преемственность появится.
-Но чтобы заинтересовать опытных игроков, нужно создать им неплохие условия. "Спартаку" это удается?
- Материально наши хоккеисты обеспечены неплохо.
-Каковы первые впечатления о команде?
- У ребят есть проблемы в области психологии. Неудачи немного выбили коллектив из равновесия.
-Вы понимаете, что рискуете своей репутацией?
- Какой репутацией?
-Спартаковские болельщики помнят вас как последнего тренера, приводившего команду к медалям: в 1991-м - к серебряным, на следующий год к бронзовым.
- Даже если у меня что-то не получится, вряд ли это можно будет считать провалом. Возьмите, к примеру, нашего ведущего тренера Виктора Тихонова. Столкнувшись с проблемами, чего он добился в последние годы? Но ведь его репутация от этого нисколько не пострадала.
ОБЫЧНО КОМАНДА В ПЕРВЫХ МАТЧАХ НЕ ПОДВОДИТ НОВОГО ТРЕНЕРА
Наш разговор продолжился после дебюта-возвращения тренера Якушева. Под его руководством "Спартак" в первом матче 1/8 финала Кубка России с крупным счетом победил пермский "Молот".
-Александр Сергеевич, что скажете о сегодняшней игре?
- Ребята полностью выполнили предматчевую установку. Я призывал их действовать дисциплинированно, не допускать неоправданных удалений. Однако этим успехом особо не обольщаюсь, потому что он добыт во многом на эмоциях. Ведь после смены тренера команда, как правило, всегда здорово играет в первых матчах. Победа, конечно, приятна, но наша работа только начинается.
-"Спартак" на протяжении всей встречи играл в три звена. Так и было задумано?
- Я не являюсь приверженцем такой модели игры. Дело в том, что Шамолин еще в первом периоде получил повреждение - потянул мышцу, и нам не оставалось ничего иного, как продолжать матч с 9 форвардами. Впрочем, мы действительно планировали начать встречу именно в три пятерки, чтобы ребята сразу выплеснули свои эмоции, создали хороший задел. Что в принципе и произошло.
-Раньше вы руководили командой, стоя во время матча перед игроками. А теперь почему-то предпочитаете располагаться за спинами хоккеистов...
- Когда ребята спросили, где я буду находиться во время игры, я ответил: там, где вам удобно. Оказалось, для них лучше, когда у них перед лицами никто не мелькает.
Владислав УТКИН