Газета Спорт-Экспресс от 4 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 апреля 1998 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Вчера в восемь часов утра по московскому времени Алексей Ягудин в Миннеаполисе завоевал свою первую золотую медаль чемпиона мира. Другой ученик Алексея Мишина Евгений Плющенко стал бронзовым призером. Таким образом российские одиночники выиграли все главные старты сезона - чемпионат Европы (Ягудин), финал "Гран-При" (Илья Кулик), Олимпиаду - 98 (Кулик) и мировое первенство.

ЯГУДИН СРЫВАЕТ ДВА ПРЫЖКА, НО ВЫИГРЫВАЕТ!

Удивительная все-таки вещь - чемпионат мира в олимпийском сезоне. Когда надежды увидеть в Миннеаполисе чемпионов Нагано не оправдались, один из руководителей Международного союза конькобежцев в сердцах предложил не проводить больше мировые чемпионаты в год Олимпиады.

Конечно, можно по-разному относиться к тому, что эти соревнования обычно проходят без многих титулованных спортсменов и доставляют организаторам одни хлопоты. Но вот интересный факт. После чемпионата России журналисты попросили Алексея Ягудина прокомментировать затянувшееся восстановление после травмы олимпийского чемпиона-94 Алексея Урманова. Ягудин, который тренируется на одном льду с Урмановым, лишь пожал плечами: "Очень жаль, что он не смог выступать, но это его трудности, а не мои".

Как спортсмен, остававшийся некоторое время в тени другого знаменитого одиночника, Ягудин прекрасно понимал: отсутствие сильнейших означает лишь то, что дележом медалей в Миннеаполисе займутся другие. К сожалению, а может, и к счастью, большой спорт давно живет по законам джунглей: не хочешь охотиться на мамонта - что ж, нам большее достанется! Но если бы в жизни все было так просто!

Своей произвольной программой одиночники словно решили вознаградить зрителей за завершившийся накануне турнир спортивных пар, который был лишен хоть какой-то интриги. Безоговорочное лидерство Алексея Ягудина вдруг стало вовсе не безоговорочным - он прыгнул только один оборот вместо запланированного четверного тулупа. В этот день Алексей явно испытывал нервы своего тренера на прочность: заодно он сорвал и каскад прыжков тройной флип - тройной тулуп, вновь заменив последний прыжок "бабочкой". Казалось, что победа безвозвратно уплывает из рук победителя короткой программы, и его тренер Алексей Мишин метался от бортика к трибунам и обратно, не находя себе места.

15-летний Евгений Плющенко правильно рассудил, что его главный козырь в борьбе с опытными и именитыми соперниками - сверхсложность программы. Остается только гадать, как бы завершился этот турнир, прыгни Плющенко четверной или каскад из четверного и тройного прыжков. Но даже самый талантливый подросток - это все-таки подросток, и морально Женя сломался, пожалуй, еще до старта. В произвольной он отчаянно сражался с четверным, понимая, что успешное исполнение этого элемента окупит все. Но прыжок словно заколдовали: дважды Плющенко заходил на четверной - и дважды вытирал брюками лед.

Увидев, что оба его ученика остались без четверного, Мишин покрылся холодным потом - в фигурном катании существует железное правило: если ты не катался безошибочно в произвольной программе, готовься к худшему. Утешала российского тренера лишь уверенность в том, что единственный с точки зрения здравого смысла соперник его учеников в борьбе за высший титул - Тодд Элдридж - не прыгнет четверной даже под страхом смертной казни. Просто потому, что этого прыжка нет и никогда не было в его арсенале. С другой стороны, Мишин, как никто другой, понимал отчаяние Элдриджа, который с треском проиграл короткую программу на глазах у своих соотечественников. Терять Элдриджу было нечего, и в таком взвинченном состоянии он мог пойти и ва-банк - на четверной прыжок.

Тревога Мишина была напрасной. Как бы ни был огорчен неудачей в короткой программе Тодд Элдридж, он все-таки не стал усугублять положение неминуемым падением с четверного. Вместо этого американец блестяще исполнил свою программу, включавшую в себя семь тройных прыжков, сорвал гром аплодисментов и выиграл произвольные соревнования. Что еще нужно человеку для счастья? Четвертое место в короткой программе все равно не позволило бы ему подняться выше второго в общем зачете. Но американцы терпеливо ждали чуда. Мы тоже - но только прямо противоположного. И через пару секунд Ягудин издал торжествующий вопль и бросился обнимать Мишина: компьютер высветил его имя на первой строчке протокола. 18-летний Ягудин стал одним из самых юных чемпионов мира в мужском одиночном катании. Если бы не солидность и возраст, Мишин кричал бы и радовался так же громко - еще один его подопечный - Евгений Плющенко выиграл бронзовую медаль. Внешне был доволен и Элдридж - в конце концов для него этот чемпионат мог закончиться намного печальнее.

...Рекорд по числу дебютантов и новичков чемпионата установили танцы на льду. Уход многих известных пар в профессионалы, травмы и прочие издержки олимпийского сезона привели на лед Миннеаполиса около десятка новых дуэтов. Перед судьями встала нелегкая задача - оценить всю эту пеструю и нарядную толпу, не опираясь по привычке на рейтинг, которого еще просто не существует, а исходя из конкретного выступления. С трудом расставив "новобранцев" по местам во второй и третьей десятке, арбитры не скрывали своего облегчения, когда на лед вышли лидеры. С теми по крайней мере все было понятно - после обязательных танцев Крылова и Овсянников были вне досягаемости для других дуэтов. С уходом лидеров российской сборной Паши Грищук и Евгения Платова для вице-чемпионов Олимпиады Анжелики Крыловой и Олега Овсянникова началась новая жизнь. Последние два года все, что они делали, имело право на существование лишь в сравнении с тем, какие ответные ходы предпринимали их конкуренты. Ребята даже пуговицу не могли пришить к костюму, не заботясь, понравится ли она судьям больше, чем такая же - на костюмах Грищук - Платова. Мелочей в этой борьбе не существовало. В ноябре на Кубке России в Петербурге мы долго разговаривали с Олегом в отеле "Пулковская", где жили фигуристы. Речь шла и о бессменных соперниках. "Мне часто предлагали посмотреть новую программу Паши и Евгения, - сказал тогда Овсянников, - но я отказался, хотя программы других спортсменов всегда смотрю с удовольствием. Это не страх, просто я отлично знаю, что если увижу их выступление, то весь изведусь, замучаю партнершу и тренера, пытаясь что-то срочно изменить и в нашем танце". Многосерийная дуэль российских дуэтов на Олимпиаде в Нагано кончилась так же, как и каждая из предыдущих серий - поражением Крыловой - Овсянникова. Но в Миннеаполис они приехали уже фаворитами.

Наверное, впервые за свою карьеру Анжелика и Олег просто катались в свое удовольствие, не пытаясь что-то доказать всему миру. И развеселый оригинальный танец джайв исполнялся так, как по идее и должен был: размашисто и чуточку легкомысленно. Судьи готовы были сами пуститься в пляс оттого, что не надо наконец мучительно выбирать между двумя российскими парами и выслушивать в свой адрес нелестные высказывания с обеих сторон. Не поскупившись на оценки 5,9, они единогласно утвердили Крылову - Овсянникова в роли лидеров, после чего те могли смело начинать праздновать свою недалекую уже победу.

Однако веселились в тот день далеко не все. Например, канадские танцоры Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц явно растерялись, когда судьи отдали предпочтение в оригинальном танце французскому дуэту Марине Анисиной и Гвендалю Пейзера. Проиграв им один старт (пусть даже такой крупный, как Олимпийские игры), канадцы все же надеялись, что произошла ошибка или на худой конец, что они стали жертвой судейских козней. Но в Миннеаполисе любые закулисные игры были исключены. В конце концов Бурн - Краатц находятся почти что у себя на родине, и за их спиной - несколько тысяч восторженных зрителей, которых при малейшем подвохе не остановит даже ФБР. Но подумав немного, канадцы затянули старую песню "Сегодня арбитры были настроены против нас, - сказала Шэ-Линн после окончания программы. - Мы это чувствовали!" Французы о своих впечатлениях от турнира особо не распространялись. Зачем, если для них все пока складывается хорошо. Даже очень!

Мария САВЧЕНКО

Чемпионат мира. Миннеаполис. Мужчины. Произвольная программа. 1. Тодд Элдридж (США) - 1,0. 2. Алексей Ягудин (Россия) - 2,0. 3. Вячеслав Загороднюк (Украина) - 3,0. 4. Евгений Плющенко (Россия) - 4,0. 5. Андреас Влащенко (Германия) - 5,0. 6. Стивен Казенс (Великобритания) - 6,0.

Общий зачет. 1. Ягудин - 2,5. 2. Элдридж - 3,0. 3. Плющенко - 5,0. 4. Загороднюк - 5,5. 5. Влащенко - 8,0. 6. Майкл Вайс (США) - 8,5.

Оригинальный танец. 1. Анжелика Крылова - Олег Овсянников (Россия) - 0,6. 2. Марина Анисина - Гвендаль Пейзера (Франция) - 1,2. 3. Шэ-Линн Бурн - Виктор Краатц (Канада) - 1,8. 4. Ирина Лобачева - Илья Авербух (Россия) - 2,4. 5. Барбара Фузар-Поли - Маурицио Маргальо (Италия) - 3,0. 6. Элизабет Пунсалан - Джерод Суоллоу (США) - 3,6.