Газета Спорт-Экспресс от 11 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 апреля 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Гран-при Аргентины

ИЗБЕЖИТ ЛИ ВИЛЬНЕВ УЧАСТИ ДЖОНСА И РОСБЕРГА?

В самый канун "Гран-при Аргентины", в четверг, 9 апреля, в наполовину оборудованных боксах "Уильямса" был праздник. Чемпион мира-97 Жак Вильнев отмечал свое 27-летие. Праздник как праздник - с традиционным шампанским из пластиковых стаканчиков и непременным размазыванием именинного торта по физиономии виновника торжества. Вот только очередной день рождения действующего чемпиона пришелся на не самый светлый период и в его в жизни, и в жизни команды. Канадец сейчас сдает, возможно, самый главный экзамен в своей жизни - экзамен на право называться Гонщиком и Чемпионом.

ЛИШЬ ВОСЕМЬ РАЗ ЗА 20 ЛЕТ "УИЛЬЯМС" НАЧИНАЛ СЕЗОН ХУЖЕ

Кто бы мог предположить, с какими нешуточными сложностями столкнется команда "Уильямс" в 1998-м? В зачете Кубка конструкторов у девятикратных его обладателей всего восемь очков - против 32 у лидеров! И лишь два очка из этих восьми - на счету Вильнева. За последние 20 лет - с 1979-го, когда команда Фрэнка Уильямса впервые заявила о себе как о реальном претенденте на Кубок и чемпионский титул, лишь восемь раз "Уильямс" начинал сезон хуже. В 1979-м после двух стартовых гонок на счету Клэя Регаццони и Алана Джонса не было ни одного очка, в 1983-м и 1984-м Кеке Росберг и Жак Лаффит наскребли их по 6, годом позже и того меньше - всего два очка, завоеванных Найджелом Мэнселлом, который стал партнером Росберга. Десять лет назад, в 1988-м, в сезон тотального триумфа "Макларена" Алена Проста и Айртона Сенны, Мэнселл и Риккардо Патрезе имели накануне 3-го этапа чемпионата баранку, в 1989-м команда чуть поправила дела 3 очка (их набрал партнер Патрезе Тьерри Бутсен), в 1990-м бельгиец удвоил результат (6), в 1991-м Патрезе его повторил, а в печальной памяти 1994-м после Интерлагоса и Айды очков стараниями Дэмона Хилла было тоже 6.

А ведь зимняя пересменка не обещала столь обескураживающего начала сезона-98. На презентации FW20 технический директор Патрик Хед говорил: "Именно мы - та команда, которую в наступающем сезоне все будут стремиться обойти. Но я уверен - мы отразим атаки. Оборудование, гонщики, мотор и резина - все вместе столь высокого уровня, что мы способны выиграть чемпионат. По крайней мере рассчитываем на еще один успешный год".

Успешный год по-"уильямсовски" - это как минимум один из высших титулов: чемпионское звание или Кубок конструкторов. Во всяком случае, в последние семь лет было именно так - начиная с 1992 года команда завоевала девять высших титулов. Однако, если поначалу эти успехи приписывали всей команде, постепенно слава непобедимого "Уильямса" все прочнее связывалась с именем Эдриана Ньюи. Теперь Ньюи нет. "Ничего страшного для команды с уходом Ньюи не произошло, - уверял тот же Хед. - Полностью машину он никогда не делал. Занимался лишь аэродинамикой, вернее сказать - генеральной линией, концепцией". Так что серьезных поводов к мрачным мыслям накануне старта чемпионата не было. Скорее наоборот - ведь Жак Вильнев обещал стать первым в истории команды пилотом, отстоявшим свое чемпионское звание.

Сам Вильнев после первых тестов не сомневался в том, что в 1998-м именно его машина поедет впереди других: "Я готов бороться против того, кто окажет сопротивление. Не важно, будет ли это Шумахер или кто-то другой".

Мощность и надежность мотора, хорошая управляемость шасси, его стабильность и сбалансированность - всем этим чемпион мира-97 остался весьма доволен. "Надежность - это очень хороший знак. Хотя об истинной скорости FW20 говорить еще рано, ибо мы не приступали к настройке. Главное же - управление машиной, сделанной в соответствии с новым техническим регламентом, не намного отличается от привычного стиля. А ведь машина целиком новая! Вообще, насколько я успел заметить за последние два года, даже совсем необкатанный "Уильямс" хорош прямо после первого выезда из боксов. И если в прошлом году у нас были маленькие механические проблемы, которые к первой гонке решить не удалось, то в нынешнем сезоне дела идут еще более гладко. Я чувствую себя очень уверенно!" - комментировал Вильнев. Правда, неофициальный, так сказать, чемпионат по зимним тестам в одни ворота выиграли пилоты "Макларена", но отставание "Уильямсов" катастрофическим не казалось - пилоты поумнее и неопытнее не бравируют такими мелочами, как лучшее тестовое время.

Но настала пора настоящих реальных, а не заочных гонок, произошло то, что, по сути, и должно было произойти - пилоты "Макларена" начали выигрывать. Прямо-таки ужасающее преимущество "серебряных стрел", похоже, деморализовало всех. А в особенности "Уильямс" и новоиспеченного чемпиона мира: на прошедших "Гран-при" обе машины Фрэнка Уильямса были обогнаны на круг!

ПАРТНЕР - САМЫЙ ОПАСНЫЙ СОПЕРНИК

Ясно, что зимняя эйфория не оправдалась - машина повела себя куда менее стабильно, чем казалось Жаку Вильневу. Но, пожалуй, самое неприятное для канадца в том, что его регулярно и по веем параметрам обходит его товарищ по команде Хайнц-Харальд Френтцен. И в квалификации, и в гонках немец едет сильнее и увереннее чемпиона мира. Что же произошло, что настолько изменило расстановку сил в команде?

В 1998-м к статусу первого пилота у Вильнева прибавилось и чемпионское звание, что явно не должно способствовать подобному возвышению второго номера. Так что на первый взгляд глобальных изменений нет. И все же с чисто психологической точки зрения изменилось многое. Впервые в своей карьере пилота Вильнев защищает завоеванное. Напомню: предыдущее чемпионское звание - победителя серии ИНДИКАР 1995 года - он бросил на произвол судьбы, в 1996-м сменив американскую прописку на европейскую и дебютировав в "Формуле-1". И теперь, будучи в ранге чемпиона мира, вынужден доказывать неслучайность подобного взлета, так же как и то, что корона чемпиона мира досталась ему заслуженно, а не только благодаря необдуманному маневру Михаэля Шумахера на последнем и решающем "Гран-при"-97 в Хересе.

Задача не для слабаков, поскольку исстари известно: завоевать легче, чем удержать. А здесь еще и Френтцен! "Товарищ по команде всегда самый опасный соперник. В прошлом сезоне результаты Хайнца-Харальда нарастали постепенно. И, откровенно говоря, я был сильно удивлен его неудачами в самом начале. Возможно, это происходило от вполне естественного недопонимания между командой, и гоночными инженерами, в частности, и новичком? Тогда я не слишком интересовался этими вопросами - у меня у самого было немало проблем. Что же касается нынешнего сезона, то я не сомневался, что в 1998-м у него все пойдет куда более гладко", - отмечает Жак Вильнев.

Кстати, в глазах команды у Френтцена перед Вильневом даже есть одно пока несущественное, но в перспективе решающее преимущество - национальность... Вспомним, почему вообще Хайнц-Харальд оказался в английской конюшне. В 1996-м многолетний партнер "Уильямса" "Рено" заявил об уходе из "Формулы-1", и тогда же перед Фрэнком Уильямсом замаячила возможность заполучить с 2000 года мотор БМВ. Вот под этот проект, ставший теперь реальностью, и был приглашен немецкий пилот Френтцен. Правда, сомнительно, чтобы розыгрыш "немецкой" карты начался уже сейчас. Но продемонстрировать будущим партнерам, насколько хорош Френтцен, тоже ведь нелишне, разве нет? Хитрецы из команды Уильямса вполне способны ради будущих целей "подставить" уже по большому счету отработанного лидера...

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - ДЕЛО ХОРОШЕЕ...

Плюс ко всему Вильнев совершенно неожиданно для себя оказался лицом к лицу с проблемами, которые раньше его нисколько не беспокоили. Цитирую его комментарий к "Гран-при Бразилии": "Как ни бились, как ни настраивали мою машину - по настоящему ничего сделать не удалось. Был очень неустойчив задний мост, решили подкорректировать, а на деле вышло так, что только расстроили передний. В результате - вылет во время первого тренировочного часа в субботу и вдребезги разбитая машина. Квалификацию пришлось проводить на "запаске", которая на этом "Гран-при" была сделана под Френтцена, - у нас очень разные настройки, и как следует переделать их под меня механикам за два отпущенных часа так и не удалось, в итоге десятое место..."

И в 1996-м, и в 1997-м Вильнев не раз высказывал недовольство тем, что команда навязывает ему настройки, не давая самостоятельности. Теперь самостоятельность достигнута - и что в итоге? А пенять не на что. Потому что и эта ситуация для канадца тоже внове. Весь объем работ по доводке автомобиля до ума призовые гонщики делать не в состоянии, а потому под флаги команды призываются дополнительные силы. Начиная с 1992 года этим неблагодарным делом занимался Дэмон Хилл, затем, когда англичанин стал штатным пилотом, настала очередь француза Жана-Кристофа Буллиона, который снискал себе славу блестящего тестера, способного значительно помочь инженерам продвинуть разработку болида.

В этом же году у "Уильямса" с исполнителями этой кропотливой и очень важной работы - пробел: должности тест-пилотов занимают совершенные новички Хуан Пабло Монтойя и Макс Уилсон, которые пока могут только быстро ездить, но помочь действующим гонщикам команды найти, к примеру, какие-то новые настройки, не в состоянии. Так что теперь все зависит только от знаний и умений Вильнева и Френтцена. И никто им в этом деле не советчик. Но вот проблема - канадец в "Формуле-1" всего-то третий год, и ему еще ни разу не доводилось, по сути, своими руками делать абсолютно новую машину.

БУДЕТ ЛИ СОЗДАН НОВЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ?

Оба предыдущих года, проведенных Вильневом в "Больших призах", не были безоблачными - кое-когда случались обидные накладки по вине команды, бывало, он из-за собственных ошибок попадал впросак, но после таких уколов судьбы он всегда выправлялся. Ибо имел под руками благодатный материал - великолепный, на протяжении многих лет непревзойденный "Уильямс".

Сейчас - иначе. Даже по сравнению с прошлым годом команда слишком много потеряла. Ньюи - это во-первых и, как считает большинство специалистов, в-главных: FW20 первый за много лет автомобиль, полностью построенный без участия этого гениального человека. Мотор "Рено" - во-вторых. Можно возразить: "Рено" по-прежнему с "Уильямсом", но, как говорится, "Федот, да не тот". Это прошлогодние, устаревшие и по дизайну, и по постройке RS 9, подготовленные французской фирмой "Мекахром". В этом аспекте "Уильямс" естественным образом дал фору и "Макларену", и "Феррари". И, в-третьих, - резина. Памятуя уверенные выступления "Бриджстоуна" в сезоне-97, да еще взяв на заметку заявление "Гудьир" об отходе от дел в "Формуле-1" с 1999 года, те же "Макларен" и "Бенеттон" дали отставку американцам и сменили шинопроизводителя. "Уильямс" же этого не сделал. Видимо, у команды были свои причины. И тем не менее такой шаг ставит команду в невыгодное по отношению к лидерам положение.

И все-таки самое главное в этом печальном списке - проблема двигателя. "В теории - мы можем начать откатываться назад", - эти, весьма возможно, пророческие слова принадлежат Фрэнку Уильямсу.

Сии технические сложности, прибавляют дискомфорта Жаку Вильневу. Ведь именно он, несмотря ни на что, является самой верхушкой айсберга под названием "Уильямс" и для миллионов зрителей остается фигурой номер один. И именно от него требуется выигрывать, а значит, и решать все проблемы команды.

- Мнение многих таково: Жак очень хороший гонщик, но до калибра Михаэля Шумахера недотягивает. В этом году он хочет все расставить по местам. Показать всем, что он по крайней мере класса Михаэля, если не выше, - в конце зимы говорил про своего пилота Патрик Хед.

Для того чтобы доказать это и по-настоящему утвердиться в "королевских" гонках, Вильневу теперь надо обыграть не только Шумахера (в конце концов это в прошлом году он уже сделал), но в первую очередь "Макларены".

Способен ли он на это? Если нет, то рискует остаться в истории "Формулы-1" не настоящим чемпионом, а обычным везунчиком, на чью голову корона свалилась с небес.

Деталь: Вильнев - первый чемпион "Уильямса" после Алана Джонса и Кеке Росберга, оставшийся в команде отстаивать свой титул. Двум его историческим предшественникам сделать это не удалось...

Лина ХОЛИНА