ФУТБОЛ от "СЭ" |
№ 81. Апрель'98 |
Группа F |
ИРАН |
В КОМНАТЕ ДАЕИ ВИСЕЛ ПОРТРЕТ ДАСАЕВА
Суперзвезда иранского футбола Али Даеи родился на севере Ирана в городе Ардебиль. Он получил хорошее образование. Маленький Али учился с охотой и всегда приносил домой только высокие оценки. Сейчас иранские учителя ставят лидера сборной в пример иранским школьникам. После школы Даеи закончил университет, где получил диплом инженера-архитектора. В его биографии есть один любопытный факт, о котором в нашей стране мало кто знает. Даеи является страстным болельщиком... московского "Спартака". Предыстория его привязанности к российскому клубу такова.
Сразу после исламской революции в Иране запретили спутниковые антенны. Власти хотели оградить народ от "тлетворного влияния Запада". Но на севере страны жители научились прикручивать к антеннам нехитрые приспособления для того, чтобы ловить советское телевидение. Даеи не был исключением. Он обожал смотреть матчи чемпионата СССР по футболу, знал наизусть составы практически всех команд, симпатизировал киевскому и тбилисскому "Динамо", но особенно страстно переживал за московский "Спартак", который ему нравился с детства. В комнате Али на самом видном месте висел огромный плакат с изображением Рината Дасаева. Наш вратарь был для него безоговорочным кумиром. В то время Даеи мечтал, что когда-нибудь он тоже сыграет за "Спартак". В 1995 году, когда чемпион России успешно выступал в Лиге чемпионов, Даеи не пропустил ни одной телетрансляции матчей с участием любимой команды. Он бурно радовался победам "Спартака" и страшно переживал, когда перед четвертьфинальным поединком с "Нантом" прежней команды, по сути, уже не стало. В Иране Даеи выступал за "Пирузи", где был любимцем местных болельщиков. Два года назад иранская федерация приоткрыла "железный занавес", разрешив футболистам выступать за рубежом. Первым легионером стал именно Даеи, уехавший в один из катарских клубов. В то время сумма трансфера лучшего иранского игрока была смехотворной - всего 200 тысяч долларов. Но после блистательного сезона 1996 года, когда Даеи стал лучшим бомбардиром Кубка Азии и забил за свой национальную сборную больше всех в мире, его акции резко подскочили. "Иранским Гердом Мюллером" заинтересовались такие солидные клубы, как мюнхенская "Бавария" и турецкий "Галатасарай". В итоге он был куплен за полтора миллиона долларов немецкой "Арминией", где им очень довольны. Единственное, что раздражало и раздражает руководство билефельдского клуба, так это частые отлучки Даеи в сборную. Педантичные немцы даже подсчитали, что за прошедший сезон 28-летний нападающий провел в лагере национальной команды два полных месяца.
В Германии Даеи пришлось столкнуться с трудностями и другого характера. В Билефельде очень сильны расистские настроения. Болельщики иногда выкрикивали нелицеприятные реплики в адрес иранцев. А напарник Даеи по нападению Штефан Кунц поначалу не замечал своего партнера на поле, предпочитая действовать в одиночку. Возможно, поэтому "Арминия" сейчас стоит на грани вылета из бундеслиги. Иранский же бомбардир в будущем вряд ли останется без работы. Уже сейчас к Даеи проявил интерес лидер чемпионата Германии "Кайзерслаутерн".
ИРАНЦАМИ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ В ЕВРОПЕ
После того, как Даеи, Багери и Азизи прорубили окно в Европу, солидные клубы из Старого Света обратили свои взоры и на других иранских футболистов. Так, полузащитником Мехди Махдавикия заинтересовалась Дортмундская "Боруссия". Еще один игрок средней линии Хамид Реза Эстили попал на заметку к селекционерам венского "Рапида", а запасного вратаря сборной Нима Накисса хотят заполучить сразу два клуба - бельгийский "Андерлехт" и немецкий "Кельн". Уже успели поиграть за границей защитники Реза Шахруди, выступавший за турецкий "Алтай", и Мохаммад Хакпур, защищавший цвета сингапурского клуба "Джейфан Юнайтед". Оба сейчас вернулись в Иран, но после чемпионата мира вновь надеются получить выгодные зарубежные предложения.
Особо нужно отметить основного вратаря иранцев Ахмада Резу Абедзаде. Он - ветеран сборной, выступает за нее уже более 13 лет. В Азии его признают вторым по силе голкипером после аравийца Мухаммеда Ад-Деайя. Абедзаде считается непревзойденным мастером по отражению пенальти. В 1990 году в финале Азиатских игр против Северной Кореи он отразил три удара в послематчевой серии пенальти, обеспечив своей команде победу. К минусам Абедзаде относят его нестабильность. Он способен выручить команду в невероятно трудной ситуации и потом пропустить довольно легкий мяч. Кроме того, Абедзаде часто критикуют за авантюрную манеру игры. 32-летний вратарь любит покидать пределы штрафной, действуя в стиле "а ля Игита". Кое-что иранский голкипер взял и от своего парагвайского коллеги Чилаверта. В чемпионате Ирана Абедзаде исполняет штрафные, и на его счету - несколько забитых мячей. Правда, в сборной он не позволяет себе подобные вольности, играя строже, чем за свой клуб "Пирузи".
ТРЕНЕРСКАЯ ЧЕХАРДА
Нынешний отборочный цикл иранская сборная начала под руководством Мохаммада Маали Кохана, которого трудно назвать классным специалистом. Иранский тренер получил этот пост скорее из-за хороших связей в федерации и высоких покровителей в правительстве, нежели по заслугам. Первый раунд иранцами был пройден без особого труда. Особо стоит отметить рекордную в истории чемпионатов мира победу над сборной Мальдивских островов с невероятным для футбола счетом - 17:0. Правда, в самом Иране к небывалому выигрышу отнеслись спокойно. Газеты писали, что увиденное зрелище трудно назвать матчем чемпионата мира, и любая дворовая иранская команда сыграла бы достойнее Мальдивов.
Во втором раунде иранцы стартовали более чем уверенно, и после пяти туров казалось, что они досрочно обеспечат себе путевку во Францию. Однако перед решающими матчами в механизме сборной произошел разлад. Последовал проигрыш Саудовской Аравии, невыразительная домашняя ничья с Кувейтом и, наконец, досадное поражение от маленького Катара. Ведущие игроки не уставали критиковать Кохана за примитивную тактику, а в перерыве матча с катарцами Даеи и компания окончательно разругались с главным тренером. Под нажимом футболистов и общественного мнения Кохана уволили.
Накануне стыкового матча в Куала-Лумпуре с Японией и.о. главного тренера назначили малоизвестного бразильца Валдеира Виейру. До столицы Малайзии японская сборная добиралась 4 часа в то время, как иранцы потратили на дорогу 16 часов. Это произошло по вине федерации, не сумевшей своевременно оформить въездные визы. В итоге японцы выглядели чуть свежее и в дополнительное время забили победный гол. Но у иранцев оставался последний шанс - двухраундовый поединок с Австралией. Футболистам с Зеленого континента отдавали роль безоговорочных фаворитов, и первый матч в Тегеране, завершившийся вничью - 1:1, подтверждал это предположение. В Мельбурне на переполненном стадионе преимущество австралийцев в течение трех четвертей игрового времени было неоспоримо подавляющим. А потом... Потом свершилось чудо, за которое иранский народ благодарил Аллаха. Сначала Карим Багери отыграл один мяч, а затем Ходадад Азизи забил второй, и решающий, гол.
Ничья, ставшая дороже иных побед, вознесла Виейру на небывалую высоту. Его популярности в Иране могли позавидовать многие политики. Однако, несмотря на очевидный успех, федерация не спешила убрать у бразильца приставку "и.о.". Напротив, руководители иранского футбола начали вести переговоры с более именитыми наставниками. Приглашения были разосланы голландцу Йохану Кройфу, итальянцу Арриго Сакки, болгарину Димитару Пеневу. Но все они ответили отказом.
В первых числах января нынешнего года подал в отставку глава иранской федерации футбола Дариуш Мостафави. Формально он был уволен по состоянию здоровья, однако фактически, как полагают многие, не устоял под нажимом оппозиции, критиковавшей его по многим пунктам. В частности, Мостафави неоднократно выступал с нападками на государственное телевидение, которое, транслируя матчи, не делало отчислений в пользу федерации. Кроме того, отрицательно была воспринята идея Мостафави пригласить в каждый из 16 клубов первого иранского дивизиона иностранного тренера, чтобы повысить уровень футбола. В стране, где силен исламизм, такое предложение вызвало весьма противоречивую реакцию.
Возглавивший иранскую федерацию футбола Сафаеи Фарахани, как и его предшественник, скептически отнесся к сохранению на посту главного тренера сборной Валдеира Виейры. По его мнению, бразилец не смог представить удовлетворительного плана подготовки Ирана к чемпионату мира, и поэтому он должен уйти в отставку. Вскоре федерация составила новый список кандидатов, включавший в себя такие громкие имена, как аргентинец Карлос Билардо, немец Удо Латтек, португалец Эдуардо Вингада. Несмотря на сопротивление со стороны общественного мнения, Виейру все же "ушли". Бразилец, выведший в сборную Ирана в финальную часть, не скрывал своего разочарования: "Думаю, даже если бы мы выиграли чемпионат мира, меня все равно бы уволили".
Новым тренером сборной Ирана был назначен 63-летний хорват Томислав Ивич, который до этого работал вице-президентом сплитского "Хайдука". В Европе Ивич известен тем, что собрал внушительную коллекцию клубов и сборных, которыми он руководил за свою долгую карьеру. Бельгийский "Андерлехт", загребское "Динамо", турецкий "Галатасарай", итальянский "Авеллино", греческий "Панатинаикос", португальские "Порту" и "Бенфика", голландский "Аякс", испанский "Атлетико", французские "ПСЖ" и "Олимпик", сборные ОАЭ и Хорватии - таков послужной список хорватского специалиста.
Где бы ни работал Ивич, он всегда считался поборником строжайшей игровой дисциплины. Многие утверждают, что для строптивых иранцев нужен именно такой жесткий тренер, как Ивич. Самая актуальная задача, стоящая перед хорватским наставником в канун чемпионата мира, это постараться поставить игру в обороне. Защита - самое слабое место иранцев. При Кохане, использовавшем схему 3-5-2, она напоминала проходной двор. И если нападающие не забивали, это означало, как правило, что матч проигран. Ивич сразу же выбрал более защитный вариант 4-4-2 и сейчас отрабатывает его в товарищеских матчах.
Хорватский тренер также разработал четкий план выхода своей команды в 1/8 финала: "Во Франции мы способны выйти в следующую стадию, - говорит Ивич. - Для этого нам нужно обыграть США и Югославию, а во встрече с немцами не выглядеть мальчиками для битья. Очень хорошо, что никто не воспринимает нас всерьез (Ивич имеет в виду ставки букмекерских контор, где Иран котируется ниже всех участников чемпионата мира. - Прим. "СЭ"). Это будет лишним козырем в наших руках. Нынешняя сборная Ирана однозначно сильнее, чем команда образца 78-го года".
Алексей МАТВЕЕВ, Манели КАСРАИ