Газета Спорт-Экспресс от 27 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 апреля 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ САН-МАРИНО"

КУЛТХАРД РАЗОБРАЛСЯ С ШУМАХЕРОМ И В ОДИНОЧКУ

Завершившийся вчера в Имоле на автодроме имени Энцо и Дино Феррари "Гран-при Сан-Марино" ознаменовался очередной победой команды "Вест Макларен Мерседес". Но ожиданий эта гонка не обманула - успех команде из Уокинга достался далеко не так легко, как на старте чемпионата.

Лина ХОЛИНА

из Имолы

После того как на старте сезона "Макларен" в блестящем стиле первенствовал на двух "Гран-при", многие поспешили похоронить чемпионат-98, предрекая в дальнейшем Мике Хаккинену и Дэвиду Култхарду легкую прогулку. Однако уже третья гонка показала всем, что пессимисты со своими прогнозами несколько поспешили. Хоть у нынешнего чемпионата и есть очевидный фаворит - команда "Макларен", все-таки есть гонщик, который готов принять вызов. Михаэль Шумахер на "Феррари".

Как сказал мне знаменитый в прошлом пилот "Феррари", чемпион мира-64 Джон Сертиз, находящийся сейчас в Имоле: "Говорите, "Макларены" непобедимы? Мне так не кажется".

Пятница, 24 апреля

ХАККИНЕН "ПОКАЙФОВАЛ" ПРОДУКТИВНЕЕ СОПЕРНИКОВ

Погоня за "Большим призом" для команд и гонщиков начинается в пятницу - с первых тренировочных заездов. И хотя со стороны смотреть на эти метания из боксов на трассу и обратно, возможно, и не очень интересно, но именно в эти два часа и "куются" те золотые и серебряные кубки, которые победители и призеры гордо вскидывают над головой на воскресном подиуме. Пятница - самый благодатный день для тестирования в боевых условиях изменений в настройках машины. Это время отчаянных экспериментов и всяческих "вольностей". Короче, пятница на автодроме самый "кайфовый" день: отправляясь в погоню за победой, никто еще ничего не потерял.

Несмотря на то, что "стахановцем" был Джанкарло Физикелла на "Бенеттоне", намотавший аж 46 кругов (с нынешнего сезона существовавшее ограничение - 30 кругов - отменено), с наибольшим успехом эти "исследовательские" пару часов провел (вместе со своей бригадой инженеров) Хаккинен: в общей сложности он пять раз выезжал на трассу, показывал стабильно лучшие секунды, пускай слегка, но постоянно улучшая свои показатели. 1.28,113 - 1.27,832 - 1.27,704 - и, наконец, 1.27,617, время, с которого в пятницу никому так и не удалось сбросить ни тысячной.

- Хорошая работа! - так оценил финн пятничные усилия. - Хотя не все шло гладко: порой мешали медленно ползущие машины соперников, несколько раз - желтые флаги. А в один момент, слишком широко зайдя в поворот, я крепко прошелся по бордюрному камню и повредил машину - к счастью, устранить дефекты механикам удалось очень быстро.

У партнера Мики по команде Дэвида Култхарда, имевшего в конце заездов небольшие проблемы с двигателем, скорость была похуже - не намного, но все-таки: 1.28,578 - 1.28,309 - 1.28,224 - и 1.27,940. На 0,323 медленнее Хаккинена.

- Мы работали по четкой программе, но из-за небольших проблем с мотором пришлось-таки скомкать завершающую стадию. Мне так и не удалось протестировать новые шины. Придется подождать до завтра, - сказал Култхард.

К вящей радости тысяч и тысяч зрителей, собравшихся на автодроме Имолы, блеснул Михаэль Шумахер: 1.30,201 - 1.30,123 - 1.29,113 - 1.30,094 - и 1.28,088. Результат этот, показанный под занавес второго тренировочного часа на свежем с иголочки комплекте резины (Шумахер был одним из немногих, кто потратил на свободные заезды в пятницу две смены покрышек), был на 0,471 хуже времени лидера, но в то же время на 0,556 лучше времени чемпиона мира-97 Жака Вильнева, довольно долго занимавшего третью строчку после "Макларенов" (уверенное 4-е место канадца - 1.28,644 - приятная неожиданность). Итог весьма обнадеживающий для лидера "Феррари"! Впрочем, как и для "маклареновцев": если бы погода осталась неизменной (а в пятницу было довольно тепло, а при солнечной погоде резина "Бриджстоун" имеет преимущество над "Гудьиром"), гонщики "серебряных стрел" вдвоем должны были, по мнению многих, с Шумахером справиться.

- Мы уже совсем близко от "Макларена", - так отреагировал на свое третье место двукратный чемпион мира. - Хотя в том, что касается моей машины, ситуация ещё далека от идеальной: пока что F300 недостаточно точно настроена - слегка скользит в поворотах и вообще ведет себя нестабильно.

Что же касается использования дополнительных боковых Х-крыльев, устанавливаемых на понтонах боковых воздухозаборников, то их на болиде Шумахера не было исключительно по причине дефицита оных: на время пятницы "Феррари" имела всего один комплект дополнительных крыльев, который был установлен на машине Эдди Ирвина. Для Михаэля обнову должны были привезти в ночь на субботу.

FIA ОПЯТЬ ГОТОВИТСЯ ОБРЕЗАТЬ КОМАНДАМ КРЫЛЬЯ

Кстати, именно эти дополнительные крылышки, которые почему-то называют "канделябрами" (хотя в отношении конструкции "Феррари" скорее подходит термин "этажерка", конструкция Скудерии отличается повышенной солидностью!), стали главной темой разговоров в паддоке. Дело в том, что накануне стало известно: президенту FIA Максу Мосли эти аэродинамические декорации не понравились. И отнюдь не из соображений безопасности (вспомните, как две недели назад во время пит-стопа оторвало "канделябр" на "Заубере" Жана Алези) или потому, что это против регламента. А главным образом потому, что подобные архитектурные излишества портят внешний вид болидов "Ф-1"! Пронесся слух (оказавшийся правдой): несмотря на то, что пять команд ("Тиррелл", "Прост", "Джордан", "Заубер" и "Феррари") их уже используют, а еще несколько конюшен (в том числе "Минарди" и "Уильямс") планируют поставить в самое ближайшее время, FIA "X-крылья" запретит.

Так что с легкой руки журналистов пришедшим в пятницу на пресс-конференцию Жану Тодту, Джанкарло Минарди и Гэри Андерсону пришлось говорить именно об этом.

-Месье Тодт, сегодня Эдди Ирвин обновил Х-крылья в боевых условиях. И какую же прибавку в скорости они дают?

- Ну во всяком случае Эдди они понравились. И хотя какой-либо значительной прибавки результатов эта новинка не дает, наш пилот после довольно пристрастного сравнения двух машин (с крыльями и без крыльев) предпочел-таки их поставить. Завтра этот вопрос решит для себя и Михаэль.

-Вы только-только вводите использование этой новинки, а FIA, говорят, уже планирует запретить это нововведение...

- Если быть беспристрастным, то я согласен с тем, что эти дополнительные плоскости, установленные на понтонах болидов, придают машине малоэстетичный вид. С этой точки зрения я понимаю FIA. Но чтобы принять решение о запрете какого-то компонента во время чемпионата, федерации необходимо согласие всех команд.

-Синьор Минарди, а что вы думаете по этому вопросу?

- Мы уже приготовились использовать эти устройства в нынешнем году и теперь ждем решения федерации. В принципе наши пилоты были бы рады использовать такую конструкцию на оставшихся "Гран-при" сезона.

-А вы, мистер Андерсон?

- На наших машинах Х-крылья стоят с Аргентины. И все эти размышления об их эстетичности или, напротив, уродстве мне лично кажутся смешными - какое угодно устройство, позволяющее болиду развивать большую скорость, прекрасно! К тому же я не припомню, чтобы в техническом регламенте был какой-либо пункт, за который можно было бы зацепиться в попытке отменить новые крылья. Так что они вполне соответствуют правилам. И "Джордан" планирует сохранить их по крайней мере до конца сезона. К тому же, как и другие команды, использующие сейчас эти крылышки, мы потратили время, деньги и определенные усилия для того, чтобы приспособить их на машину и добиться необходимого эффекта. В случае запрета получится, что мы выкинули деньги на ветер.

Действительно, может оказаться и так, но все-таки это будут не такие деньги, которые, к примеру, затратил "Макларен" на разработку новой высокотехнологичной системы тормозов, которая, несмотря ни на что, все же была запрещена. Впрочем, как говорят, точка в "деле о тормозах" еще не поставлена.

Суббота, 25 апреля

КУЛТХАРД ИСПОРТИЛ ХАККИНЕНУ НАСТРОЕНИЕ

Лидер нынешнего чемпионата и победитель двух стартовых "Гран-при" Мика Хаккинен прибыл в Имолу в приподнятом настроении - воскресная гонка станет юбилейной, сотой в его карьере. Это не самое тривиальное событие (членами "Клуба 100" являются всего 40 человек) финн собрался отпраздновать соответствующим образом. Еще накануне - вы помните? - он пообещал повторить в Имоле свой бразильский подвиг и выиграть не только квалификацию и гонку, но и все тренировки тоже. Только вот об этих своих планах он, по всей видимости, забыл поставить в известность своего самого опасного соперника. Дэвида Култхарда.

Портить праздничное настроение юбиляру шотландец начал в субботу с самого утра. После завершения двух сорокапятиминутных тренировок его время было ровно на 0,8 лучше, чем у финна. Разница столь велика, что объяснить ее можно двояко: либо бригаде Култхарда в субботу наконец-то удалось реализовать ту программу, о которой упоминал гонщик "Макларена" накануне, либо Хаккинен просто не концентрировался на том, чтобы показать максимальную скорость.

И уж окончательно взял бразды правления в свои руки шотландец на квалификации.

До Имолы мы фактически не видели настоящей борьбы за поул-позишн. На трех предыдущих "Гран-при" все происходило на удивление мирно: пилоты "Макларена" встать в очередь за поулом никому не позволяли, а между собой разбирались полюбовно - в Австралии и Бразилии подавляющее преимущество было у Хаккинена, в Аргентине - у Култхарда. В нынешнюю субботу товарищи по команде наконец-то вошли в клинч.

Фактически исход квалификации решили всего несколько предельно напряженных мгновений. На 27-й минуте на трассе впервые появился Култхард и сразу оккупировал первую строчку протокола - 1.26,342. Двумя минутами позднее дал свой ответ Хаккинен - и ответ этот был бы весьма и весьма недвусмыслен: по всем контрольным отметкам Мика прошел быстрее, но вот беда - в самом конце круга чуть ли не перед носом у него развернуло "Бенеттон" Джанкарло Физикеллы. Невезучий итальянец (буквально за день до приезда в Имолу Джанкарло угодил в дорожную аварию - в его "Порше" сбоку врезалась другая машина, и жизнь и здоровье Физикелле спас лишь air bag) заглох прямо на выходе из поворота на финишную прямую - стюарды, естественно, немедленно вывесили желтые флаги. А это сигнал снять ногу с газа. Хаккинен увидел и флаги, и застывший "Бенеттон" в последний момент, но успел и не врезаться в бедолагу, и уважить правила. Увы, но круг был испорчен - финн проиграл лидировавшему в схватке за поул партнеру всего-то одну десятую секунды. Но скорее всего именно в этот момент лидер чемпионата и потерял свой третий в карьере поул - уж слишком хорош был этот смазанный в самом конце круг!

Впрочем, на втором выезде финн оттеснил-таки шотландца - 1.26,075. Дэвид оказался совершенно не согласен с таким раскладом и пошел в атаку, которая, по правде сказать, таковой поначалу совершенно и не выглядела: на первом секторе Култхард был хуже Хаккинена, на втором повторилось то же самое с той лишь разницей, что отставание это увеличилось с 0,023 до 0,239 (!). Уж в пору было руки опустить - такое не отыгрывается. Но, ко всеобщему удивлению, Дэвиду это удалось - на финише 0,102 было уже в его пользу! И как ни старался затем Мика склонить чашу весов в свою пользу - все было тщетно.

А вот кому удался совершенно безупречный круг, так это Михаэлю Шумахеру - 1.26,437. И он на второй линии стартового поля, где компанию ему составил Ирвин, - "Феррари" и в самом деле подготовилась к Имоле всерьез. Так что в воскресенье ожидалась очередная схватка стенка на стенку.

КУЛТХАРД И ХАККИНЕН БЫЛИ ГОТОВЫ СРАЖАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ. НЕ ЗАБЫЛИ БЫ ПРО ШУМАХЕРА!

-Дэвид, сегодня утром вы были на восемь десятых секунды быстрее Мики, а в квалификации выиграли всего ничего. Что случилось?

- Уже утром было довольно тепло, а к полудню стало просто жарко (температура асфальтового полотна - плюс 34! - Л.Х.). В таких условиях довольно трудно правильно сбалансировать автомобиль. Поэтому-то днем управление "Маклареном" было далеко не таким легким, как утром. Отсюда не было прежней уверенности при атаке поворотов. Так что мое лучшее время Мика вполне мог перекрыть. Признаюсь, мне крайне приятно, что этого не произошло!

-Однако в том, как вы проводили квалификацию, никаких сомнений не ощущалось...

- Даже в первый свой выезд на трассу я всегда пытаюсь пройти круг как можно быстрее, хотя, конечно же, рассчитывать на хорошее время с налета никогда не приходится. Я, к примеру, подумал, что прибавлю во время второго выезда, но увы, те изменения в настройках, что мы сделали, не сработали должным образом - и в итоге я не смог повторить даже своего первого результата. Пришлось все перенастраивать по-старому. И как раз после этого я и показал, как выяснилось позже, лучшее среди всех время. Что же касается последнего выезда - я сделал ошибку и благодарю Бога, что никто в итоге не смог ею воспользоваться.

-Мика, вас поздравлять со стартом с первой линии во время вашего 100-го "Гран-при" - или соболезновать по поводу потери поула? Вы очень расстроены?

- Честно сказать? Да, я расстроен. Всегда лучше стартовать с поул-позишн, чем со второго места. Но это еще не конец света - впереди гонка. Долгая и тяжелая. И никто не сможет сказать сегодня, что случится завтра.

-В вашей последней попытке выиграть квалификацию вы были быстрее Дэвида на первых двух отрезках и потеряли все на третьем. Что произошло?

- На последнем отрезке стала плохо работать резина - и мне пришлось приложить максимум усилий, чтобы вообще сохранить приличную скорость. Что уж говорить о времени?

-А что касается гонки - как вы собираетесь бороться с Дэвидом?

- О, это зависит от многого. От того, как мы примем старт, к примеру. И от того, сможет ли "Феррари" в Имоле сделать то, что сделала в Аргентине...

-Михаэль, в четверг вы заявили, что приехали сюда выигрывать квалификацию и гонку...

- Уверенность была естественным следствием того, что "Феррари" удалось сделать в Аргентине. На сей раз занять даже второе место на стартовом поле оказалось невозможно - видимо, у "Макларена" резина работала гораздо лучше, чем на прошлом "Гран-при". Между нами снова довольно приличный разрыв, но все же он уже не столь велик...

-Сегодня ваша "Феррари" вела себя как-то нервно...

- Вы правы. Механикам вряд ли придется спать нынешней ночью - необходимо кое-что доделать.

-Сможете ли вы вновь обыграть "Макларены"?

- По крайней мере попытаюсь.

-Что же может быть ключевым моментом? Выбор резины?

- Я слышал, завтра будет дождь!

Двукратный чемпион мира, разумеется, пошутил насчет дождя - по прогнозам никаких, даже малейших осадков обещано не было. И решающим фактором гонки спортивный глава Скудерии Жан Тодт назвал резину и работу команд на пит-стопах. "Феррари" в этом компоненте сильна...

Воскресенье, 26 апреля

КУЛТХАРД ОДОЛЕЛ "СИНДРОМ ШУМАХЕРА" И САМОГО НЕМЦА В ПРИДАЧУ

Приехав в Имолу, Дэвид Култхард произнес: "Я твердо настроен на выигрыш. Я здоров и спокоен. Я не могу позволить кому-либо из соперников опередить меня. Чувствую, что пришла моя очередь побеждать".

В свете того, что случилось две недели назад в Аргентине, этот самогипноз шотландца больше всего напоминал попытку избавиться от неприятного "синдрома Шумахера". То, что он существует, косвенно подтвердила такая фраза Хаккинена, сказанная в субботу после квалификации: "Старт с поула - это, конечно же, преимущество, но еще не победа. Хорошо известно, чем все закончилось в Буэнос-Айресе..."

Шумахер, со своей стороны, предпринял определенные попытки, чтобы закрепить у Дэвида этот комплекс. "Моя первейшая задача - одолеть Хаккинена", - сказал он. И - ни слова о Култхарде. Как будто эта проблема для Михаэля уже решена. Утром в воскресенье во время warm-up Култхард, снова показавший лучший результат, казалось, не столько настраивал к гонке свой "Макларен", сколько самого себя. Старт гонки он выиграл. Хаккинен же в первом повороте выдержал жесткую схватку с Шумахером - и не пропустил немца на вторую позицию, отстояв тем самым и интересы партнера по команде. Совершенно фантастический старт принял Вильнев: снаружи по большому радиусу он легко прошел ошалевшего от подобной прыти Ирвина и чуть было не опередил Шумахера!

Явно проспал старт Вурц, а может, подвело сцепление. От медленно ползущего по асфальту "Бенеттона" не успел увернуться очень резво стартовавший Хилл - и после первого круга так же, как и Вурц, оказался в боксах с оборванными передними антикрыльями.

Прикрытый Хаккиненом Култхард начал понемногу отрываться - к 8-му кругу он обгонял финна на 2,565, но что гораздо важнее - Шумахер отстал на 7,620. Следом шли Вильнев (14,802), Ирвин (17,439) и Френтцен (21,728), которого все настойчивее атаковал Физикелла с висевшим у него на хвосте также отлично (с 14-го места на 7-е!) принявшим старт Жаном Алези на "Заубере".

Култхард чувствовал себя весьма уверенно на первом месте, выпекая быстрейшие круги, как хорошая хозяйка блины на масленицу. Физикелла тоже весьма уверенно атаковал Френтцена. Видимо, шасси FW20 и в самом деле не лучшего качества, если "Бенеттон" на таком же моторе идет явно быстрее.

Главное же зрелище на первых кругах обеспечивал Хилл, с отчаянным упорством и виртуозностью пытавшийся улучшить свое положение в гонке и жестко и чисто обгонявший одного соперника за другим. То, с каким напором и легкостью делал это экс-чемпион мира, навело на мысль, что стартовые проблемы с Вурцем стоили ему очков. От одного до трех как минимум. А как максимум - места на подиуме.

Вдруг пресс-центр ахнул: на экране рабочего монитора журналисты увидели, как падает скорость у Хаккинена. Тут же мы увидели, как финн, пропустив Шумахера, поднял руку, сигнализируя о проблемах, и медленно пополз в боксы. 100-й "Гран-при" Хаккинена закончился за 44 круга до финиша...

И тут же Физикелла, увлекшись преследованием, потерял контроль над задним мостом и вылетел с трассы. Кругом позже с загоревшимся двигателем припарковался у отбойника Вурц - фиаско "Бенеттона"!

На 26-м круге трио лидеров - Култхард, Шумахер и Вильнев - синхронно совершило первый заезд в боксы. Но если Култхард и Шумахер вернулись на трассу на те же места, на каких они были, то есть первым и вторым, то Вильнев, которого команда задержала на пит-стопе на 11,1 секунды (против, к примеру, 7,8 у Френтцена), угодил в пробку и был вынужден сражаться за место под солнцем с Россетом.

На 29-м круге после первой серии пит-стопов шестерка лидеров выглядела так: Култхард, Шумахер (25,229 от Култхарда), Ирвин (24,777 от Шумахера), Вильнев (5,505 от Ирвина), Алези (8,748 от Вильнева) и Френтцен (2,204 от Алези).

В борьбе за места после 6-го Оливье Панис, где-то потерявший правый "канделябр", уверенно обогнал Ральфа Шумахера на "полноценном" "Джордане". Вспоминая аргентинские подвиги "одноухого" "Заубера" Алези, подумалось: может, с половиной дополнительных антикрыльев и впрямь быстрее?

Кстати, об Алези. Оказавшись после заезда в боксы впереди Френтцена, француз довольно долго не подпускал немца к себе ближе, чем на секунду. Обидно, что характеристики шасси С17 и недостаточно мощный мотор не позволяют ему квалифицироваться повыше. Хотя на данный момент "Заубер" - уверенная шестая команда чемпионата с претензией, и обоснованной, на то, чтобы стать пятой, а то и четвертой, если продолжит хромать "Уильямс".

Вплоть до второго пит-стопа Френтцен ничего не мог поделать с Алези, а вот после визита в боксы вернулся на трассу впереди француза и заработал 2 вожделенных очка.

На 45-м круге во второй раз посетил боксы и Култхард. И вернулся на трассу снова первым, но всего в полутора секундах от Шумахера, который не спешил вторично в гости к механикам! Однако через пару кругов его "Феррари" исчезла из зеркала заднего вида "Макларена" - дозаправляться-то надо. На трассу Шумахер вернулся с прежним отставанием в 20 секунд. Судьба гонки решена?

За 16 кругов до финиша отставание в 20,773 можно отыграть, только проезжая круг на полторы секунды быстрее лидера: Либо если у последнего случится какая-то неприятность. На 48-м Шумахер показал лучшее время - 1.29,345. Он честно вел погоню. Возможно, в расчете на то, что "Макларен", напуганный сходом Хаккинена, даст Култхарду команду не мчаться сломя голову. И тогда у немца появится шанс. Внезапно преимущество шотландца и в самом деле стало таять: Шумахер проходил круги на 1,1 быстрее! Удастся, ли Шотландцу удержать преимущество и добиться первой в сезоне победы?

Последняя дюжина кругов стала настоящим триллером. По едва ощутимой напряженности поз на стенде "Макларена" и по тому, как от мониторов в боксы и обратно нервно ходил Рон Деннис, стало ясно, что с машиной Дэвида не все в порядке. Но шотландец чудовищным усилием воли снова преодолел круг на своем МР 4/13 за 1.29. За 10 кругов до конца преимущество "Макларена" над "Феррари" исчислялось 14,948.

8 кругов до конца - и Култхард идет всего на 0,2 быстрее Шумахера. Тут же вспомнилось, что на втором пит-стопе ему надели не свежий, а уже ношеный комплект резины. Но разрыва в 14,356 все-таки должно хватить для победы. Впрочем, бывает ведь и так, как случилось год назад с Хиллом и Вильневом в Будапеште: тогда англичанин, имевший преимущество над канадцем в полминуты, на предпоследнем круге проиграл гонку из-за того, что начала разваливаться коробка передач.

За 2 круга до финиша лидера и преследователя отделяла друг от друга прямая - 6,325 секунды. 61-й круг Шумахер прошел быстрее Култхарда на 2,1, но догнать так и не успел! Обеспечив своей аргентинской победой Имоле супераншлаг, Михаэль не смог оправдать ожиданий толпы: Хаккинен сошел, но и без поддержки партнера по команде Култхард с Шумахером справился.