Газета Спорт-Экспресс от 28 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 28 мая 1998 | Футбол

ФУТБОЛ от "СЭ"

Михаэль ЛАУДРУП: "В ЯПОНИЮ ЕХАЛ ЗАКАНЧИВАТЬ КАРЬЕРУ, НО..."

Только чудом можно назвать то, что произошло в судьбе великого датского диспетчера летом 97-го. Когда футболист в 32 года уезжает в Японию - пусть даже из самого "Реала" - это означает, что он завязывает с серьезным футболом. В тот момент каждый из почитателей таланта датчанина мысленно перевел его в категорию легенд прошлого.

Но что это? Лаудруп продолжает играть за сборную, приезжая в нее из Страны восходящего солнца вовсе не бледной тенью самого себя, а по-прежнему лидером команды. А летом, спустя год после отъезда за моря-океаны, и вовсе происходит невероятное. Лаудруп уезжает из Японии и возвращается в высший европейский свет - на сей раз в "Аякс". Ирония футбольной судьбы - игрок, многие годы выступавший в Испании под началом голландского тренера Кройфа, под занавес карьеры попал на родину своего самого большого наставника. Пусть нынче это уже не барселонский Лаудруп, но и в "Аяксе" он картины не портит. И с нетерпением ждет июня, когда в ранге капитана сборной Дании выведет ее на поля Франции.

Ведь Лаудруп - это еще и великий неудачник. В самый звездный миг датской сборной - в 92-м, когда из-за санкций против Югославии датчане в последний момент стали участниками финального турнира чемпионата Европы и сенсационно выиграли его - Лаудруп-старший не играл. Отказался. И теперь наверняка мечтает наверстать упущенное - хотя на чемпионатах мира такие номера не проходят. И одно то, что в свои 34 Микаэль вместе с младшим братом и Петером Шмейхелем является лидером сборной, говорит не только о его профессионализме, но и о том, что в новом поколении датских футболистов новых Элькьяров, Лаудрупов и Шмейхелей, увы, нет.

Мы беседовали с Лаудрупом после вечерней тренировки "Аякса" за сутки до ответного матча со "Спартаком". Как и пять лет назад в Киеве, когда я разговаривал с ним после матча с "Барселоной", Микаэль был любезен и рассудителен, правда, о прошлом распространяться не хотел. И если в звездной "Барселоне" он выглядел этакой белой вороной - остальные во главе со Стоичковым наотрез отказывались от каких-либо интервью, - то в "Аяксе", где каждый считает своим долгом пообщаться с прессой, Лаудруп смотрелся вполне гармонично. Ответы Микаэля на вопросы о матчах со "Спартаком" уже были опубликованы в "СЭ". Теперь же - беседа на все прочие темы.

-Насколько комфортно вы чувствуете себя в "Аяксе"? Наверное, психологически непросто возвращаться в классную европейскую команду из Японии?

- Да, мне очень хорошо в Амстердаме. Главное, "Аякс" проповедует ту же остроатакующую футбольную философию, что и клубы, в которых я выступал до отъезда в Японию. Мне после возвращения не потребовалось адаптироваться к другому пониманию футбола, из-за чего я стал здесь так быстро своим. Нет и языковых проблем - все голландцы говорят по-английски. Хорошо еще и то, что вокруг футболистов нет такой безумной свистопляски, как в Италии, где я играл за "Лацио" и "Ювентус", и в Испании. Если по молодости то, что ты постоянно находился в центре всеобщего внимания, даже как-то льстило самолюбию, то в 34, имея двоих детей, хочется спокойствия. Его я и нашел в Голландии. Это прекрасный клуб для завершения футбольной карьеры.

-Каким образом вы оказались в "Аяксе"?

- Это долгая история. У меня были переговоры со многими клубами, но все решил разговор с Моргеном Ольсеном, вместе с которым мы еще вместе играли за сборную Дании в середине 80-х. Помню, в 84-м, когда мне было всего 20 лет, он взял надо мной шефство на чемпионате Европы во Франции. Мы жили в одном номере, он меня, новичка, успокаивал, учил уму-разуму. Очень теплые отношения сохранились у нас и в дальнейшем - даже когда статус Мортена сменился с игрового на тренерский. И возможность закончить карьеру в "Аяксе" мне показалась весьма заманчивой.

-Какие варианты у вас были, помимо "Аякса"?

- Не думаю, что сейчас это важно. Ведь выбрал-то я именно амстердамский клуб.

-Почему вы решили уехать в Японию после двух великолепных сезонов в "Реале"?

- Я нуждался в каком-то отдыхе, моральном расслаблении. Мне надо было уехать куда-нибудь подальше, потому что множество напряженнейших в футбольном смысле лет в Италии и Испании легли на мои плечи тяжким грузом. Я чувствовал, что наступает такой момент, когда я не смогу продолжать выступления в Европе на своем прежнем уровне. И не мог допустить, чтобы Европа увидела жалкого, беспомощного Лаудрупа.

-По иронии судьбы вы после многих лет выступлений у голландца Кройфа попали в Голландию.

- Кройф во многом сформировал меня как игрока. Мы, кстати, по-прежнему общаемся. Я не имею в виду регулярные телефонные звонки - просто несколько раз, когда я приезжал в Испанию, обязательно находил Йохана, а однажды мы встретились уже в Голландии. Этот человек сделал для меня слишком много, чтобы я мог его забыть.

-Вы можете сравнить ту "Барселону" и нынешний "Аякс"?

- В моем понимании невозможно сравнивать две команды из разных времен, которые не могут очно встретиться между собой. Даже если ты играл за обе, ты не имеешь ни возможности, ни права проводить такие параллели. Разные тренеры, разные игроки, разные страны. И, как я уже подчеркнул, разные годы.

-Хотелось бы узнать какие-нибудь интересные подробности вашего перехода из "Барселоны" в "Реал". Все-таки не многие игроки способны сделать такой решительный шаг - перейти из стана одного заклятого врага в стан другого.

- Вы знаете, лучше я напишу об этом книгу. В двух словах обо всем этом не расскажешь, а на длительную беседу у нас сейчас, к сожалению, нет времени.

-Воспоминания о какой стране для вас самые яркие и приятные?

- Об Испании. Я храню в своей памяти много хорошего и о других странах, где я играл, но испанские годы были для меня однозначно лучшими.

-Вы жалеете о том, что не играли на чемпионате Европы 1992 года?

- (После паузы.) Давайте лучше поговорим о сегодняшнем дне.

-Сколько лет вы еще собираетесь играть?

- Пока я еще не могу об этом точно говорить. Все будет зависеть от того, как я буду себя чувствовать. Могу уйти после следующего сезона, могу - даже после этого. Контракт у меня до окончания сезона-98/99, но в нем есть пункт, позволяющий мне досрочно закончить карьеру в тот момент, когда я этого захочу.

-Вернетесь ли вы в Данию после окончания карьеры?

- Да, вернусь. Хочу, чтобы мои дети росли на моей родине.

-Каковы, по-вашему, перспективы сборной Дании на чемпионате мира во Франции?

- Думаю, что шансы выйти из группы у нас очень хорошие. А вот дальше уже будет тяжело.

-Игра сборной по-прежнему строится вокруг вас и вашего брата. Почему Дания давно уже не рождает новых футболистов класса Лаудрупа?

- Да, я вынужден с вами согласиться. Для меня это тоже большой вопрос, и я также не могу найти на него ответа. В 70 - 80-е годы, начиная от Симонсена, в Дании было множество очень талантливых футболистов. Не сомневаюсь, что хватает способных ребят и сейчас - не может же быть, чтобы их как ветром сдуло, если система подготовки игроков в стране не изменилась. Надо понять, что мешает способным игрокам превращаться в футболистов европейского класса.

-Какие впечатления остались у вас от года, проведенного в Японии?

- Люди очень хотят научиться играть в футбол. Чего у них не отнять - так это работоспособности и желания. Может, им не хватает фантазии и творческого начала в футболе, но вкалывают японцы действительно на совесть. Пяти лет в профессиональной лиге, конечно, мало для того, чтобы достичь больших успехов, но попадание на чемпионат мира, надеюсь, взвинтит интерес к футболу в стране, и он выйдет на новый уровень.

-Успели ли вы выучить японский язык?

- На уровне футбольных терминов. На бытовом уровне, конечно, проблем было больше.

-В Японии вы выдержали всего год.

- Вначале я думал, что еду в Страну восходящего солнца доигрывать. Но через год у меня вновь появилось то желание играть на высоком европейском уровне, которого, когда я уезжал, не было. Я твердо решил закончить свою карьеру на высокой ноте.

-А не скажете ли, что собираетесь делать после окончания карьеры игрока?

- У меня есть некоторые планы, но пока это не более чем планы. А коль скоро решения еще нет, не думаю, что нужно об этом публично говорить. Ведь все может измениться.

...В июне 1998 года замкнется круг блестящей карьеры Микаэля Лаудрупа. 14 лет назад имя 20-летнего датского юноши прогремело на чемпионате Европы во Франции-84, где датчане завоевали бронзу, а сам игрок забил два мяча. И там же, во Франции, Лаудруп проведет свой последний международный турнир на уровне сборных. И не просто турнир, а чемпионат мира. Надеюсь, что один из лучших плеймейкеров последних двух десятилетий будет звездой и Франции-98.

Игорь РАБИНЕР