ВОЛЕЙБОЛ |
МИРОВАЯ ЛИГА-98 |
РОССИЯ |
КОМАНДА ПОД НОМЕРОМ 4
С тех пор как распался Советский Союз, у руля мужской сборной по волейболу постояли по очереди Вячеслав Платонов, Виктор Радин и снова Платонов. Их командам не покорилась ни одна вершина - седьмое место на чемпионате мира 1994 года, четвертое место на Олимпиаде в Атланте, а наивысшим достижением стал выход в финал Мировой лиги в 1993 году. В Мировой лиге-98, которая рассматривается прежде всего как прелюдия к ноябрьскому чемпионату мира в Японии, дебютировала сборная России под номером 4 с новыми тренерами Геннадием Шипулиным, Олегом Антроповым и Юрием Нечушкиным.
ТЕ ЖЕ И ШИПУЛИН С КОМПАНИЕЙ
В Мировой лиге 1998 года честь России защищают практически те же игроки, что играли за нее в прошлом году. Ими руководят другие тренеры, лечат новые врачи и массажисты, и оказалось, что этого вполне хватило для того, чтобы команда стала другой.
На тренерских выборах в конце прошлого года победил 44-летний главный тренер чемпионов страны "Белогорья-Динамо" Геннадий Шипулин. В финале он собрал в шесть раз больше голосов, чем его главный конкурент - наставник ЦСКА Олег Молибога. Основными аргументами Шипулина, который внешне похож на неравнодушного к меду мишку, но при этом ему в отличие от Винни-Пуха часто везет, были два обстоятельства. Во-первых, в сборной - пять игроков из Белгорода и, во-вторых, финансовая независимость, а точнее - состоятельность. Самый весомый контраргумент соперников: "А он в зале мало работает!" - отразил на слушании претендентских программ великий Николай Карполь, сказавший, что и он, собственно, последние пять лет практически не руководит тренировками. "И то верно: главное - грамотно поставить процесс", - пришли в конце концов почти к единодушному мнению волейбольные избиратели и проголосовали за Шипулина.
ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО
- А зачем вам понадобилось взваливать на себя помимо клуба еще и сборную, которая, по большому счету, никому не нужна, как, впрочем, сборные и по другим видам спорта? - поинтересовался я у Шипулина после того, как Россия удачно стартовала в Мировой лиге-98 и отправилась на важные поединки в Бразилию. - Славы и престижа не хватает?
- Те, кто знаком со мной более или менее хорошо, знают, что я человек не тщеславный. Лавры гениального тренера - этакого спасителя отечественного волейбола мне ни к чему. Более того, жизнь сложилась так, что в последнее время непосредственно игровым процессом я не занимаюсь - вынужден заниматься бизнесом. Ну а взяться за сборную России меня заставила, как говорится, обида за державу. Я видел, что в нашей сборной играют прекрасные, талантливые ребята, которые в нездоровой обстановке борьбы за пост главного тренера главной команды страны, отсутствия достойного финансирования и должной заботы издерганы и подавлены прежде всего психологически и морально. Что ж тут удивляться тому, что они никак не могут заиграть в полную силу, так, как могут? Вот мне и захотелось создать им все условия, чтобы они раскрылись.
- Достаточно смелая идея, учитывая, что ваши предшественники, да и практически все специалисты, объясняли неудачные выступления сборной прежде всего отсутствием в ее рядах исполнителей международного класса.
- Я категорически не согласен с подобными утверждениями. Посмотрите, кто составляет костяк нынешней сборной России...
-Волейболисты вашего "Белогорья".
- Я сейчас не об этом, а о том, что и в нашей команде, и у большинства соперников на главные роли вышли игроки 1975 года рождения. Именно они принесли российскому волейболу первую, и последнюю пока, крупную победу на международной арене, выиграв чемпионат мира среди молодежных команд. То есть получается так, что каких-то два года тому назад они были лучшими, а теперь никто. Так не бывает. А значит, с этими ребятами надо просто работать, и работать хорошо.
-Когда в прошлом году "Белогорье" впервые выиграло чемпионат страны, в интервью "СЭ журналу" вы сказали фразу, которая стала сакраментальной: одни смеялись над ней, другие - над вами...
- Это про то, что если мне нужен классный игрок на любой позиции, то я не ищу его в других клубах, а беру из дубля и, он играет как надо?
-Именно.
- Но так ведь оно и есть. Я собирал свою команду с бора по сосенке. Не все они, конечно, родом из Белгорода, но заметьте, я не приобрел ни одного игрока, что называется, с именем. Никто до меня и не подозревал об их существовании, кроме родных и близких, разумеется. Поэтому-то я утверждаю, что нужно не жаловаться, "ой, у нас волейболисты выродились!", а работать с теми, кто есть. Хотите знать, что . меня удивило прежде всего, когда я принял команду?
-Что же?
- Насколько затюканы и не уверены в себе волейболисты. Поразился и тому обстоятельству, что никто из сборников, оказывается, не получал стипендию за то, что он выступает за сборную - только призовые. Какое-то шабашничество, ей-богу! И ничего - все привыкли, а если и недовольны, то помалкивают. А потом вспомнил, .что ведь каждому из них несколько лет подряд твердили: "Ты плохой, ты никто!" Да если молодому, неокрепшему парню все время талдычить это, он и вырастет никем. Еще раз повторяю, их учить и работать с ними надо.
ОЧЕВИДНОЕ И НЕВЕРОЯТНО ТРУДНОЕ
За учебу и работу с волейболистами в сборной Геннадия Шипулина отвечает Олег Антропов, игравший, а позже работавший в советское время в рижском "Радиотехнике" и воспитавший там одного из лучших блокирующих современного волейбола Руслана Олихвера. Перед тем как нынешняя сборная впервые собралась в Новогорске, он, можно сказать, четыре месяца принимал дела - то есть присматривался к кандидатам в команду как в России, так и за рубежом. На основании российских наблюдений, он пришел к выводу, что предшественники с выбором отечественных кадров не ошиблись. Он добавил к прежним, как говорится, "на вырост" лишь белгородца - 19-летнего Алексея Кулешова и екатеринбуржцев Алексея Бовдуя (21) с Андреем Егорчевым (19). А из легионеров - в компанию к Руслану Олихверу, Валерию Горюшеву и Дмитрию Фомину позвал 26-летнего "итальянца" Евгения Митькова и 31-летнего "турка" Андрея Воронкова.
Антропов считает, что класс команды прежде всего определяет оборона (мнение Антропова о российском чемпионате - обороняться не умеет практически никто, а "Белогорье" одолело в суперфинале "УЭМ-Изумруд" за счет чуть более сильного нападения). Поэтому-то в первую очередь ответственный за игровой процесс и сконцентрировал внимание на трех очевидных недостатках сборной России: слабой подаче, неуверенном приеме и не очень эффективном блоке. И несмотря на то, что до начала Мировой лиги-98 он провел со своими подопечными всего лишь чуть больше 30 тренировок (у пунктуального Антропова все ходы, как говорится, записаны), усиление игры сборной России именно в этих компонентах после матчей с поляками и югославами хором отмечали все без исключения наши и зарубежные специалисты.
Сам же тренер пока недоволен ни своей работой, ни игрой команды. Тому есть объективные и субъективные причины. К первым относятся усталость после напряженнейших чемпионатов Дмитрия Фомина (Италия) и Руслана Олихвера (Бразилия), травмы Игоря Шулепова и Сергея Орленко, затянувшееся первенство Турции у Андрея Воронкова и простуда Валерия Горюшева. Ко вторым - неожиданный каприз Евгения Митькова, опыт и безошибочную игру на приеме которого Антропов собирался использовать на позиции либеро. Митьков рассудил, что ограничивать его функции на площадке исключительно игрой в обороне - все равно что микроскопом забивать гвозди, и в ультимативной форме потребовал расширения полномочий. Тренерский совет удовлетворил ультиматум Митькова - отчислил его из команды. Так как на кандидатуре Митькова настаивал Антропов, он и попал в неловкое положение, лишив команду либеро и ослабив таким образом и без того несильную игру россиян на приеме.
Весь ворох этих проблем, внезапно свалившийся на голову Антропова, естественно, сказался на его психологическом настрое, заронил сомнение, а удастся ли справиться не только с ними, но и с поставленной перед ним глобальной задачей - постановкой игры. Особенно нервирует тренера то, что стопроцентный выход сборной России в финальную стадию Мировой лиги гарантирует лишь первое место в нашей весьма сильной группе. А еще беспокоят стремительно приближающиеся игры Евролиги и чемпионата мира в Японии.
В отсутствие зубров экспериментировать с составом, пробовать на разных местах молодых нет ни времени, ни возможности. Антропов завидует Платонову и Вячеславу Зайцеву, имевшим в прошлом году такую возможность ввиду того, что Россия попадала в финал Мировой лиги независимо от результатов предварительного этапа. А нынешняя стабильность состава (в последних трех играх на площадку неизменно выходили Динейкин, Хамутцких, Тетюхин, Яковлев, Желтуха и Казаков) его отнюдь не радует.
- Стабильность состава принесла результат, - считает он. - Но, на мой взгляд, усилению игры это обстоятельство не способствует. Получается какой-то замкнутый крут, вырваться из которого вплоть до чемпионата мира нет никакой возможности. В какие-то моменты даже закрадывается мысль, что ничего из задуманного и обещанного мною исполнить не удастся.
-Звучит пессимистично.
- А ведь я оптимист. Просто работа за границей научила осторожности, особенно в прогнозах.
-Что вас беспокоит больше всего?
- По тому, как молодые волейболисты выполняют отдельные простые игровые элементы, создается впечатление, что знаменитая советская школа игры исчезла, как будто ее никогда и не было. Это первое. А во-вторых, не может не беспокоить, то что игроки медленно прогрессируют. Многие из нынешнего состава национальной сборной достигли на данный момент определенного потолка, выше которого пока прыгнуть не могут. Свою задачу вижу в том, чтобы этот потолок оказался для них промежуточным. И хотя иногда кажется, что это невозможно, работать я, конечно, буду.
КТО ХОЧЕТ, ТОТ ДОБЬЕТСЯ
В свою команду Шипулин и Антропов набирали только добровольцев. Кандидатам были разосланы приглашения, которые отнюдь не обязывали волейболистов-отказников связываться с тренерским штабом непосредственно, чтобы выдумывать причины отказа. Не смог - не ответил. А если ответил, то прислал подписанное приглашение.
Откликнулись тем не менее все. Может, в первую очередь из-за того, что на носу чемпионат мира, на который съедутся лучшие тренеры и селекционеры мира. Есть шанс подписать хороший контракт с богатым клубом, если; конечно, удачно выступишь. Дамке сильно уставший после победы в итальянском первенстве Дмитрий Фомин связался с новым руководством и заверил, что очень хочет и непременно будет играть за сборную, как только придет в себя и хотя бы немного восстановит физические и психологические силы.
Это не могло не обрадовать тренерский штаб. Они решили ответить доверием на доверие. На первой встрече в Новогорске игроки выслушали тренерскую программу, а также то, что, если кому-нибудь что-то не понравится, этот человек может беспрепятственно покинуть команду. Никаким традиционным репрессиям этот игрок подвержен не будет.
Понравилось игрокам и то, что Шипулин назначил стипендии за выступление в сборной, размеры которой зависят от непосредственного вклада в конечный результат. И то, что он задумал пошить у кого-нибудь из ведущих модельеров России для них костюмы и верхнюю одежду на все времена года. И то, что сборы стали проходить не в голодной Болгарии, где команда, случалось, даже недоедала, а в пятизвездном отеле "Поречь" на берегу моря в солнечной Хорватии. Впервые за последние несколько лет волейболисты почувствовали, что они кому-то нужны, что о них начали заботиться. И это не могло не сказаться на настроении команды. Теперь она бьется в каждом матче. "Все мы хотим играть, сказал мне Александр Березин, когда я спросил его, чем отличается сборная нынешняя от прошлогодней. - Мы уверены в своих силах и можем победить кого угодно".
Тимур БАРАЕВ