Газета Спорт-Экспресс от 3 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 июня 1998 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИРЕКТОР ОТДЕЛЕНИЯ PROCTER & GAMBLE ФИНАНСИРУЕТ СВОИХ БУДУЩИХ СОПЕРНИКОВ

Вполне естественно, что львиная доля материалов о волейболе посвящена главной национальной сборной. Но, работая над этим приложением, мы не могли обойти стороной и молодежную команду России. Причины две. Во-первых, молодежка - наше будущее, и, возможно, кто-то из ее игроков выступит уже на Олимпиаде в Сиднее. А во-вторых, уникальна ситуация со сборной: ее почти полностью финансирует иностранный инвестор.

Наверное, не найдется в нашей стране человека, который бы не слышал словосочетания Procter&Gamble. Бесконечные рекламные ролики увещевают нас купить стиральные порошки, зубную пасту, другую не менее необходимую каждодневную продукцию этой американской фирмы. Удивительно, но рекламные обещания не расходятся с реальностью, и "все больше домохозяек выбирает..." именно товары компании Procter&Gamble.

Честно говоря, до командировки в лагерь молодежной волейбольной сборной России в Новомосковске я даже и не представлял, что все это изобилие парфюмерии и бытовой химии выпускается не где-то за границей, а на родных российских просторах. В частности, на базе новомосковского завода "Бытхим" компания Procter&Gamble производит всемирно известные стиральные порошки "Ариэль" и "Тайд".

При чем здесь волейбол? Да при том, что именно новомосковское отделение компании Procter&Gamble является основным спонсором молодежной сборной России. Эта информация и привела меня в кабинет заместителя генерального директора "Бытхима" Вячеслава СЕМЕНИХИНА - между прочим, члена президиума Всероссийской федерации волейбола.

-Как произошло, что компания Procter&Gamble стала спонсором российской молодежной сборной?

- Эту команду Procter & Gamble получил, можно сказать, по наследству. Все начиналось еще в те времена, когда "Бытхим" существовал сам по себе. Около 10 лет назад я и Владимир Логинов, оба, что называется, фанаты родного города и бывшие волейболисты, сели и подумали, чего же не хватает Новомосковску. И поняли: настоящей волейбольной команды. Ведь эта игра была в Новомосковске популярной всегда. Достаточно сказать, что первенство города мы проводили в трех зонах! А вот команды мастеров у нас не было. Ну и создали ее. Однажды по своим делам приехали в Москву, в федерацию и встретились с ее президентом Валентином Жуковым, который поделился с нами своей проблемой: негде готовить резерв для сборных. Вот мы и взяли в свой "Бытхим" никому тогда не известных Алексея Казакова из Одинцова, Александра Березина из Серпухова, Владимира Касторнова из Тулы. Теперь-то их все российские любители волейбола знают. Они у нас и играли, и в школу ходили.

Это было в 1992 году. "Бытхим" выиграл тогда предварительный турнир за право выхода во вторую лигу. А когда уже сезон подходил к концу, из Свердловска, где находился основной состав сборной, поступило требование: отдать им такого-то и такого-то игроков. Стало обидно, и я предложил поступить по справедливости. Давайте, говорю, сыграем двумя молодежными сборными матч. Кто выиграет, тому и заниматься впредь основной подготовкой команды. Мы победили, и с тех пор Новомосковск является официальным центром подготовки молодежной сборной России.

И после нескольких лет неудач российских молодежных сборных пришли победы. Команда ребят 1975 года рождения выиграла сначала чемпионат Европы, а потом и мира. В том же сезоне юноши 1977 года рождения стали первыми на континенте. А вот на мировом первенстве в Пуэрто-Рико этой команде не повезло...

И тем не менее сейчас в основной состав взрослой сборной вошли четверо из тех, кто играл в "Бытхиме", - Казаков, Березин, Сергей Тетюхин и Станислав Динейкин.

-И все-таки как в Новомосковске появились американцы?

- Состоялось акционирование предприятия, а американцы в это время изучали российский рынок на предмет продажи своей продукции. И пришли к выводу, что будет гораздо выгоднее не ввозить ее из-за рубежа, а производить на месте. Благо химическое производство было налажено. Нашим новым партнерам осталось только научить нас работать по их правилам. Знаете, общаясь с иностранными инвесторами, я почти в 50 лет практически полностью поменял свои взгляды на организацию производства. Когда американцы что-то предлагают, вначале возникает сомнение: ну не по-нашему это! А как только остынешь, начнешь анализировать, выясняется, что они правы.

-Мы с детства привыкли представлять капиталистов этакими буржуинами, которые трясутся над каждой монеткой. И вдруг - вложение денег в такую, на первый взгляд неблагодарную, "отрасль", как волейбол...

- Они привыкли делать добро там, где трудятся. Это проистекает из простого расчета, между прочим. Чем лояльнее относится народ к производителю, чем больше чувствует реальную заботу о себе, тем выше уровень продаж. Procter&Gamble - одна из крупнейших фирм мира. И как это принято у сильных мира сего, спонсорство и благотворительность играют в деятельности компании далеко не последнюю роль. И так во всех регионах, где бы они ни работали. Например, только в Новомосковске поддержку Procter&Gamble кроме волейбольной команды получают и городской драмтеатр, и танцевальный ансамбль "Юность". А нынешней весной в городе открыли новую больницу. В ее строительство нами было вложено 2,5 миллиона долларов. Я участвовал в обсуждении того, на что можно было бы истратить эти деньги. Сначала хотели автобусы купить, еще что-то. А потом решили: мелко это. И решили построить больницу. Теперь вкладываем миллион долларов в строительство городской станции переливания крови. А то ведь в городе нет даже холодильников для ее хранения. Главный принцип работы Procter&Gamble: принятое решение не отменяется.

-Такая деятельность, видимо, лучший род рекламы. Кстати, а прямой рекламой вы занимаетесь? К примеру, размещением ее на майках игроков?

- Рекламируем спонсоров мы редко, только на товарищеских играх. Ведь за это придется платить еще и ФИВБ. А смысл? Procter&Gamble и так достаточно хорошо известная компания. Хотя... В Голландии как-то ребята надели майки с надписью "Ариэль" и зашли в них в один магазин. А там этот порошок продавался, и, увидев спортсменов-иностранцев с эмблемой фирмы, покупатели все упаковки с этим порошком с прилавков смели подчистую.

Еще один случай был. На чемпионате Европы в матче с французами забыли снять после тренировки эти же майки с "Ариэлем". Один мой друг из просмотровой комиссии это увидел, побежал искать меня. Нашел и кричит: "Вячеслав, снимай майки, а то будешь штраф платить!" А это между прочим, 30 тысяч швейцарских франков. Я кричу с трибуны тренерам: немедленно берите перерыв, и пусть игроки переодеваются. Хорошо, в запасе у нас были тоже красные майки, так что договоренность о цвете формы не нарушили.

-Я слышал, что теперь на базе молодежной сборной будет создана команда под названием "Танаис", которая будет участвовать и в чемпионате страны, и в Кубке.

- Почему будет? Уже создана. Мы собрали в Новомосковске ребят 1983-1984 годов рождения. Причем небесплатно: выплатили каждому тренеру клуба и спортшколы по 500 долларов за каждого. Жизнь заставляет нас так поступать. Естественно, могли остаться талантливые игроки, которые не попали в поле нашего зрения. Но костяк команды уже создан. Это - работа на перспективу. Ребята будут у нас шесть лет учиться. А потом их получат клубы. За деньги или просто так - это не самый главный вопрос. Главное, если они научатся с детства обыгрывать итальянцев или бразильцев, то будут делать это и во взрослых соревнованиях. И уже иностранцы будут наших бояться, а не наоборот. А ближайшая стратегическая задача "Танаиса" выход в высшую лигу. Потому что первую лигу ребята уже переросли.

-Неужели иностранцы вот так запросто помогают готовить своих соперников? Конечно, сейчас сборная США уже не та, что несколько лет назад, и тем не менее...

- Директор нашего отделения Бьяджо Приветере итальянец. Выделяя деньги на сборную, он часто смеется: узнали бы итальянские тифози, чем он занимается в России, поколотили бы. Кстати, одним из принципов управления Procter&Gamble и его генерального директора француза Лорана Филиппа является система ротации руководящих кадров. Так, наш "бытхимовский" генеральный директор Юрий Рассохин сейчас находится на стажировке за границей, а как я уже упомянул, нами командует итальянец.

Владимир ПЕСНЯ

Новомосковск - Москва

P.S. Уезжая из Новомосковска, я обратил внимание на такой факт. Все игроки в команде были коротко подстрижены. В один день со мной приехал из Санкт-Петербурга Максим Проскурня. С длинными волосами. В тот же вечер он подстригся. Причем, как уверяют игроки и тренеры команды, никто ему об этом не говорил. Видимо, сама обстановка подвигла на это. А ведь это один из показателей силы коллектива, его духа. И я вспомнил слова великого бразильского футбольного тренера и журналиста Жоао Салданьи: из мелочей складывается облик великой команды.