Газета Спорт-Экспресс от 3 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 июня 1998 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

Рольф АНДРЕЗЕН

В ЕВРОПЕ ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ

Европейская конфедерация волейбола в последнее время решила громче заявить о себе. Вообще-то при очень сильном главном волейбольном органе, руководящем всем и вся, каким является Международная федерация волейбола ФИВБ, роль его региональных младших братьев снивелирована. Да и финансы главным образом сосредоточены в швейцарских банках Лозанны, где расположена штаб-квартира ФИВБ. Посему развернуться, расширить свою деятельность континентальным волейбольным филиалам, находящимся в прямой экономической зависимости от "головного предприятия", очень непросто. И все-таки с приходом к руководству ЕКВ несколько лет назад доктора Рольфа Андрезена из Германии попытки как-то изменить ситуацию предпринимаются. Правда, пока очень робкие. Потому мои вопросы руководителю ЕКВ были острыми.

-Волейбольные европейские кубки явно проигрывают футбольным, баскетбольным и хоккейным и по престижу, и по объему телетрансляций, и по сумме премиальных, которые получают участники. Как вы думаете, можно ли в ближайшем будущем изменить ситуацию в лучшую сторону?

- На мой взгляд, существующее положение дел противоречит динамике популярности волейбола в мире и в Европе, а посему следует предпринять кардинальные меры, чтобы исправить ситуацию. Недавно я поручил комиссии ЕКВ по проведению еврокубков заняться этой проблемой вплотную. Комиссия разослала анкеты с единственным вопросом, как улучшить систему проведения еврокубков, национальным федерациям стран, чьи команды принимают в них участие. Когда эти анкеты вернутся, мы приступим к разработке новых турнирных схем. И можете не сомневаться, что мы учтем все критические замечания и рассмотрим интересные предложения. Я с оптимизмом смотрю в будущее, потому что в национальных федерациях работают настоящие эксперты, способные подсказать выход из создавшейся ситуации.

-О каком будущем идет речь? Когда могут произойти перемены - через год-два или лет через пять-шесть?

- Я говорю уже о будущем 1999 годе. Как вам, наверное, известно, мы регулярно получаем от национальных волейбольных федераций планы развития. Изучив их, мы уже выделили около двух тысяч интересных предложений. Первое заседание комиссии по их обсуждению состоится уже в июне, а в сентябре в Люксембурге пройдет всеевропейская ассамблея, на которой и будут приняты окончательные решения по этому вопросу. Впрочем, в ходе этой встречи будут обсуждаться и другие проблемы волейбола, которых накопилось довольно много и решение которых не терпит отлагательства еще на три, а тем более пять лет.

-Одна из этих проблем суммы премиальных для победителей и призеров трех главных кубковых клубных соревнований. Мне приходилось беседовать с президентами и главными тренерами клубов из разных стран, которые участвовали в "Финале четырех", где разыгрываются места по окончании групповых соревнований. И все без исключения высказывают недоумение происходящим: они тратят баснословные суммы - до нескольких сотен тысяч долларов - на переезды из страны в страну, на прием зарубежных команд, а в качестве поощрения за победу, кроме почетного кубка, получают сущие гроши - каких-то четыре тысячи швейцарских франков...

- Вы завели речь не об одной, а сразу о двух проблемах. Первая касается нынешней системы розыгрыша, когда команды вынуждены много разъезжать уже на предварительном этапе. А на начальной стадии турнира самому что ни на есть талантливому организатору трудно обеспечить полные сборы на спортивных аренах и привлечь крупных спонсоров. В том, что эта система нежизнеспособна, у меня сомнений нет. Надо придумывать нечто новое. Ну а вторая - конечно же, деньги. Все и всюду говорят о скорейшей профессионализации нашего спорта, но без крупных финансовых вливаний об этом не может быть и речи. Усилия на уровне национальных федераций разрознены и очевидных сдвигов не приносят, а значит, нам нужно, во-первых, действовать сообща, а во-вторых обратиться к услугам крупнейших международных консалтинговых и промоутерских фирм с их огромным опытом привлечения средств в фонд самых разнообразных мероприятий.

-Предположим, что с безденежьем на международном уровне худо-бедно справиться удастся. Но что делать с нищенствующими в большинстве стран национальными федерациями?

- Это, пожалуй, самая серьезная проблема современного волейбола. Вот мы только что говорили о том, что "достойно продать" можно только профессиональный волейбол, а он начинается именно на клубном уровне. Международный же календарь для сборных команд сегодня превосходит национальные календари. Это в корне неверно. Мы выдвинули предложение и будем его отстаивать: шесть с половиной месяцев игроки должны находиться в своих клубах. Сегодня в большинстве стран на это остается всего четыре месяца. Возможно, сразу принять такое решение не получится, но стремиться к этому необходимо - зрители в большинстве стран хотят смотреть матчи своей, домашней, клубной команды. Сейчас получается так, что сильные и богатые клубы существуют только там, где волейбол популярен. Возьмите, например, Японию, где за один клуб разрешено играть одному иностранцу, а они держат про запас сразу нескольких, заявляя на один матч одного, на следующий - другого. Да, они приносят команде , победы, но блеск их не может затмить то безнадежное положение, в котором из-за такой вот селекции оказался некогда сильный японский волейбол. Одна из лучших сборных мира играет сейчас все хуже и хуже, и нет уверенности, поднимется ли она когда-нибудь на прежний уровень.

-Но ведь с этим уже ничего не поделаешь. Интернационализацию нельзя запретить, значит, надо принимать все как есть...

- Да, к сожалению, ее не запретишь, но лично я делаю и буду делать все возможное для зашиты национальных чемпионатов, в которых за счет приглашения иностранцев идет вымывание собственных талантов. В то же время, уезжая выступать за рубеж, звезды ослабляют клубы, за которые они выступали прежде. Зрители перестают ходить на матчи их команд, клубы начинают беднеть, не могут платить хорошую зарплату оставшимся. Видите, как все взаимосвязано.

-Еще один вопрос связан с тем, что волейболисткам екатеринбургской "Уралочки", которые короткое время выступают в Японии, не разрешено играть за родной клуб в еврокубках. И получается полная несуразица: объективно сильнейший клуб на континенте лишен возможности доказать свое первенство. Ссылка же на то, что спортсменки выступают за команду другой страны - беспочвенна: страна-то не европейская, континент и конфедерация совсем другие.

- В этом случае также нужно найти компромисс. И опять же в его поисках должны принимать участие все заинтересованные клубы. И ваш пример еще раз доказывает, что кубковая система должна быть очень гибкая.

-Теперь вопрос к вам, как председателю спортивно-технической комиссий ФИВБ. Что вы можете сказать относительно полной нелогичности при составлении рейтинга, влияющего на проведение жеребьевки всех крупных турниров, но в данном случае чемпионата мира? Теперь в одной из четвертьфинальных групп, по всей вероятности, окажутся самые сильные сборные, причем все они европейские, но лишь две из них смогут выйти в финальную часть. Почему было решено сократить вдвое очки, присвоенные сборным за Олимпийские игры в Атланте, ведь следующие Игры состоятся только через два года? И почему также вдвое уменьшили очки за Мировую лигу-96?

- Ну, во-первых, это - компетенция Международной федерации, в которой почти все решения принимаются по предложению президента Рубена Акосты. А во-вторых, лично мне это тоже не понятно. Почему сильнейшие команды, которые принимают участие в таком грандиозном коммерческом турнире, как Мировая лига, должны тем не менее соперничать на предварительном этапе с заведомо слабыми соперниками? Международный календарь и так перенасыщен соревнованиями. Сильные игроки выступают практически без отдыха и все реже показывают зрелищную игру. Возьмите, к примеру, ваших звезд Дмитрия Фомина и Руслана Олихвера - их просто заездили, как лошадей. А ведь тусклая игра в немалой степени приводит к тому, что рейтинг волейбола у телевизионщиков падает. И все это знают, соглашаются, но почему-то ничего не предпринимают. Очевидно в сентябре будут обсуждаться и эти проблемы.

-А что бы могли предложить вы?

- Я не хочу вмешиваться в дела другой организации. Это некорректно. К тому же я попросил не переизбирать меня на новый срок по состоянию здоровья. Если бы я чувствовал в себе силы справиться с этим возом проблем, я, конечно, остался бы.

-А каким вы видите своего предшественника в идеале?

- Он должен быть молодым, здоровым, умным. Уверенным в себе, независимым мыслителем и желательно богатым, чтобы не позволять спонсорам и состоятельным клубам диктовать условия. Он непременно должен иметь хорошую работу, не связанную с волейболом, чтобы не цепляться за свою должность изо всех сил и не быть зависимым от приказов ФИВБ.

-А есть таковые на примете?

- Есть. Бельгиец Филип Вербен, но, к сожалению, у него много противников в федерации. Впрочем, мне все равно, кем он будет, - голландцем, немцем, русским... Лишь бы обладал вышеперечисленными качествами и помог установить в международном волейболе демократические отношения. Кстати, я сделаю все возможное, чтобы на форум в Люксембург приехало как можно больше журналистов, пишущих о волейболе, из крупнейших спортивных изданий мира. Проблемы, которые будут обсуждаться на ассамблее, настолько важны для будущего волейбола, что, если не придать им широкую огласку, наш прекрасный вид спорта может захиреть. Кстати, мы начали беседу со сравнения волейбола с другими популярными командными видами спорта, и я, в свою очередь, хочу предъявить претензии и к вам - журналистам. Вы очень мало пишете о волейболе, мало его показываете. А ведь средства массовой информации самый главный промоутер и могут раскрутить что угодно.

Лев РОССОШИК

Белград - Москва