Газета Спорт-Экспресс от 4 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 июня 1998 | Футбол

ФУТБОЛ ОТ "СЭ"

№ 87. Июнь`98

ПОД НЕБОМ ФРАНЦИИ ГОТОВИТСЯ ГИГАНТСКОЕ ШОУ

Сопредседатель оргкомитета ЧМ-98 Мишель Платини рассчитывает на большую поддержку со стороны форвардов. "Крестный отец" мирового первенства прекрасно понимает, что оно многое потеряет, если на нем не будет забиваться много голов. В памяти еще свежо 17 июля 1994 года, когда в Лос-Анджелесе впервые за всю историю финальных встреч ворота соперников остались сухими, что несколько омрачило довольно яркий футбольный фестиваль, во время которого нулевые ничьи были зафиксированы всего лишь в трех матчах. Но последнее впечатление, как известно, самое яркое, поэтому Платини уже молится за то, чтобы в последний день турнира мячи в ворота влетали как можно чаще. Что сделает финальный спектакль более увлекательным.

КОНГРЕСС ФИФА ОБЕЩАЕТ СТАТЬ СКАНДАЛЬНЫМ

Об этом говорит тот факт, что два претендента на пост президента ФИФА явно идут на обострение ситуации. На днях в беседе с корреспондентом цюрихской газеты Sport Зепп Блаттер жестко прошелся по группировке Леннарта Юханссона. Швейцарец считает, что его атакуют не по правилам. В интервью он говорит о махинациях перед предстоящими выборами и о том, что его пытаются уничтожить.

-Как получилось, что борьба за президентское кресло ФИФА стала столь широкомасштабной?

- Я не нахожу удачным решение проводить выборы в дни чемпионата мира. Четыре года назад Жоао Авеланж хотел изменить это правило, но поскольку подобного не произошло, порой мне кажется, что я уже не испытываю радостных чувств от приближающегося праздника. Предвыборная борьба с ее эмоциями и страстями несколько напоминает футбол, и в ней тоже нужно действовать по правилам, чего некоторым не дано. Моим соперникам я бы не присудил приз за честную игру, а вот как минимум желтую карточку они заслужили.

-В чем же вы обвиняете оппонентов?

- Меня пытались вынудить отказаться от борьбы. Но еще в марте я стал ощущать поддержку со стороны различных федераций, которых возмущали методы, взятые на вооружение людьми Юханссона. С ним, кстати, у меня нет никаких проблем, но его сторонники - иное дело. Я бы Не хотел, чтобы мои пути пересекались с этой группировкой даже сейчас, когда занимаю пост генерального секретаря ФИФА.

-А вы уверены, что сможете остаться на этой должности?

- Никто не давал мне никаких гарантий. Юханссон на пресс-конференциях всегда подчеркивал, что я должен вести себя, как секретарь, а не как генерал. Вопрос о генеральном секретаре он сознательно оставил открытым.

-Вы сильно переживаете по поводу того, что ваша кандидатура встречает мощное сопротивление?

- Меня постигло страшное разочарование. Большое число людей, с которыми я работал на протяжении многих лет, потеряли мое доверие. Я, можно сказать, женат на ФИФА. Это больше, чем профессия, - это моя жизнь. На протяжении 23 лет многие говорили мне красивые слова, осыпали комплиментами, а теперь кое для кого совершенно неожиданно я стал если не последним - им теперь называют самого президента, то предпоследним человеком. Когда вспоминаю о метаморфозах, случившихся с бывшими соратниками, у меня срывается голос. Их предательство причиняет мне боль.

-Почему же подобное стало возможным?

- Сначала у определенной группы людей появились ревность и зависть. Постепенно эти чувства трансформировались в ненависть.

-До выборов вам пришлось оставить свое бюро в доме ФИФА. Вы были готовы к такому повороту событий?

- Нет. Я бы хотел, чтобы мне доверяли, и абсолютно не собирался злоупотреблять своим положением для достижения успеха на предстоящих выборах. Следовало оставить все без изменений как минимум до начала чемпионата мира. Моя вынужденная отставка ни к чему хорошему не привела. Мои сотрудники оказались в очень тяжелом положении. Мне очень их недостает. Думаю, что и они нуждаются во мне не меньше. Но мои враги делают все возможное, чтобы я поднял руки. Они хотят меня уничтожить, но пусть не обольщаются - так быстро я не сдамся.

-С какими чувствами вы покидали дом ФИФА? Ведь сейчас никто не может гарантировать, что вы туда вернетесь.

- В тот момент я оказался под воздействием эмоций, поэтому, видимо, не попрощался, а сказал всем: "До свидания".

-Вы бы выставили свою кандидатуру, если бы заранее знали, что вас ждет впереди?

- У меня есть определенные жизненные принципы, суть которых сводится к следующему: лучше я раскаюсь в том, что совершил, чем в том, чего не сделал.

-На родине вас считают фаворитом предвыборной гонки. Вы разделяете это мнение?

- Я рассчитываю получить большинство голосов - 110. Цифра, между прочим, довольно реальная. Теперь многое зависит от того, как поведут себя люди, которые обещали поддержку. Надеюсь, они не могли опуститься до такой лжи.

-Как вы боретесь за голоса избирателей? Небось запугиваете руководителей национальных федераций?

- Это как раз то, что делают другие. В Африке и Европе маленьким федерациям угрожают. Им говорят: если вы проголосуете против Юханссона, немедленно будете оштрафованы. Недвусмысленно дают понять, что они не получат материальной помощи, а также окажутся в изоляции. То, что творят приближенные Юханссона, называется манипуляцией общественным мнением. Они нарушают элементарные демократические принципы. Например, не разрешают представителям федераций из южных районов Африки встречаться со мной. Тем не менее, даже несмотря на этот запрет, я смог пообщаться с нужными мне чиновниками.

-А как ведет себя другой претендент на высший футбольный пост?

- Я делаю все с точностью до наоборот. Не говорю: вот моя программа, хотите вы того или нет, но именно с ней мы будем жить. Я изучаю нужды федераций, для чего сам иду в футбольный народ, который прекрасно меня знает, чего не скажешь о Юханссоне. Он рассылает гонцов в разные стороны. Они агитируют за своего шефа, но избиратели задаются вполне естественным вопросом - что же это за человек, которого мы в глаза не видели, но почему-то должны уважать?

-Много шума наделали слухи о финансировании избирательной кампании. Сколь велики ваши расходы?

- У меня нет открытого счета. Деньги на предвыборную борьбу получаю от друзей. Приходится использовать и собственные средства. Мои расходы находятся в пределах 200 тысяч швейцарских франков. Если же добрые люди предоставляют в мое распоряжение самолет, повредить это никому не может. А вот деньги, используемые УЕФА, принадлежат не кандидату, а федерациям. Если бы в комитете по поддержке Юханссона находились честные люди, им следовало бы доставать золотые монеты из своих карманов.

-Юханссон уверяет, что он хочет порвать с прошлым. Но и вы, насколько нам известно, планируете своего рода революцию. Хотите поменять курс?

- В первую очередь я собираюсь добиться изменений в методах управления. Исполнительный комитет собирается на свои заседания всего лишь два раза в год, а в остальное время наблюдается некий вакуум. Вот так и возникает впечатление о генеральном секретаре как о царствующей особе. Но у него нет иного выбора. Чтобы этого не происходило, нужно создать группу, в которую должны войти представители всех континентов. Она собиралась бы раз в месяц и решала бы наболевшие вопросы. По моему мнению, ключевыми фигурами в будущем станут спортивный и административный директора.

-Это правда, что вы хотите быть президентом, отдающим все свое время футболу?

- Президент должен работать на все 100 процентов и получать за это сполна. ФИФА нуждается в руководителе подобного типа, поэтому я и буду бороться за такие новшества. Но футбольную пирамиду, когда федерации подчиняются непосредственно ФИФА, я бы хотел сохранить в прежнем виде.

-Как отреагировал Жоао Авеланж на ваши предложения по переустройству руководимой им долгие годы организации?

- С Авеланжем свою программу я не обсуждал. Когда он с нею ознакомился, сказал: "То, что ты делаешь, могу одобрить, но почему не предупредил меня о том, что собираешься идти на такие кардинальные перемены?"

-Для подобных изменений необходимо внести коррективы в устав, а для этого заручиться поддержкой большинства членов ФИФА.

- Чтобы иметь права профессионально заниматься своими обязанностями круглые сутки, не надо собирать голоса, однако, конечно, если понадобится расширить исполнительный комитет, потребуется изменить и закон.

-Вы были влиятельным генеральным секретарем ФИФА, но по вашей новой модели власть полностью перейдет к президенту.

- Власть должна находиться в его руках, а также в руках тех, с кем он работает. Позиция, которой я добился будучи генеральным секретарем, и правда, была сильной, что не давало покоя многим. Мне кажется, генеральный секретарь должен обладать совершенно иными функциями.

-Ваши противники возмущаются тем, что свои идеи вы обнародовали только сейчас. Почему раньше ФИФА не стремилась к сотрудничеству с игроками?

- После чемпионата мира-90 я стал развивать план, который должен был начать полностью работать к 2000 году. Тогда мы пригласили действующих и бывших знаменитых футболистов - Платини, Беккенбауэра, Кройффа, Дель Пьеро, Душу. Это стало первым шагом к реализации задуманного. Но я был лишь генеральным секретарем, который не определял политику организации, а являлся лишь исполнителем. Кстати, Авеланж не разделял моих взглядов по поводу внедрения игроков в ФИФА. Он любил говорить: "Наши члены - национальные федерации, а не футболисты". Я же ему отвечал: "Но на поле находятся все-таки игроки".

-Юханссон предупреждает, что в случае поражения на выборах он станет лидером оппозиции.

- Я бы не советовал ему занимать такую позицию. С избранным президентом необходимо тесно сотрудничать. В случае своей победы я буду просто обязан наладить контакты с европейцами, чей футбол, несомненно, хорош. Тем не менее они не имеют права заявлять, что именно они являются главными, а их мнение - решающим. Футбол принадлежит всему миру.

37 МИЛЛИАРДОВ ЛЮДЕЙ БУДУТ СИДЕТЬ У ТЕЛЕВИЗОРОВ

Во время футбольного мирового первенства, как всегда, будет много работы у статистиков.

"Уже сегодня, - информировала газета Weltwoche накануне ЧМ-82, - чистая прибыль от этого гигантского спектакля прогнозируется в районе 60 миллионов швейцарских франков". Сегодня подобные цифры выглядят смешными. Теперь они на несколько порядков больше. Только 8 главных спонсоров ЧМ-98 перевели в кассу люцернской фирмы спортивного маркетинга ISL,по заданию ФИФА занимающейся составлением бюджета предстоящего первенства, по 50 миллионов швейцарских франков. Всего же поступило 750 миллионов, что составляет 55 процентов общего бюджета. Остальными 600 миллионами заведуют "люди Платини", как называют 600 человек местного оргкомитета. Такие солидные денежные вливания стали возможны благодаря расширению зрительской аудитории. Подсчитано, что в течение нескольких недель, по самым пессимистичным прогнозам, чемпионат будут смотреть 35 миллиардов человек, а по оптимистичным - 37.

Минуточку, удивитесь вы, но ведь на Земле живет не больше 7 миллиардов. Так-то оно так, но в ФИФА подсчет ведут следующим образом: если вы и ваш сосед посмотрели все 64 матча, значит, внесли в общую копилку 128 очков. Конечно, подобная арифметика не совсем объективна, но имеет психологическое воздействие на спонсоров, которых радуют такие гигантские цифры. А они действительно велики. По сравнению с чемпионатом мира 1986 года в Мексике, где также велись аналогичные подсчеты, интерес публики вырос в 3 раза. Четыре года назад финальный матч в США смотрело 1,2 миллиарда зрителей. Только в Италии у экранов телевизоров сидело 40,1 процента населения В Бразилии же половина жителей страны болела за своих кумиров. При этом специалисты считают, что 100-процентного результата не удалось добиться лишь потому, что многие бедняки не имеют телевизоров.

Подобная информация ласкает слух предпринимателей, решивших вложить свои деньги в проведение мирового футбольного праздника, поэтому они все чаще лезут в свой карман. Вот статистические подсчеты: в 1990 году за покупку прав на телетрансляцию фирмачи внесли 95 миллионов, в 1994-м - 110 миллионов, в 1998-м - 135 миллионов, к 2002 году эта цифра достигнет 1,3 миллиарда, а еще через четыре года - 1,5 миллиарда. Подобные темпы роста стали возможны и благодаря увеличению времени трансляции. Например, если 8 лет назад в Италии телевидение имело 10 тысяч часов вещания, то в США - уже 16 тысяч.

ХИТ-ПАРАД СЮРПРИЗОВ

Интерес зрителей повышается и тогда, когда сборные экзотических в футбольном отношении стран неожиданно выигрывают у признанных лидеров. Фанаты при этом начинают страстно болеть за новичков. Приведем десятку самых ярких сюрпризов в истории чемпионатов мира.

1. ИТАЛИЯ - СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ - 0:1

(Англия, 1966)

Северокорейцы были единственными представителями из Азии (остальные бойкотировали ЧМ). Без отборочных игр они попали в Англию и стали там любимцами. Вернувшись домой, итальянская команда была закидана тухлыми помидорами.

2. АНГЛИЯ - США - 0:1

(Бразилия, 1950)

Редакторы британских газет сочли сообщение, поступившее из Бразилии, типографской опечаткой, поэтому многие газеты опубликовали другой результат - 10:0 в пользу сборной Англии.

3. ГЕРМАНИЯ - АЛЖИР - 1:2

(Испания, 1982)

За четыре года до этого Германия встречу с Тунисом завершила нулевой ничьей. На сей раз африканцы оказались еще сильнее. "В это трудно поверить", - сказал после матча тренер немцев Юпп Дерваль.

4. АРГЕНТИНА - КАМЕРУН - 0:1

(Италия, 1990)

Все решил гол Франсуа Омам-Бийика, который продемонстрировал феноменальную прыгучесть, достав мяч в воздухе из крайне сложного положения. Аргентинцы же не смогли ничего поделать, даже когда у них осталось на два человека больше.

5. КОСТА-РИКА - ШОТЛАНДИЯ - 1:0

(Италия, 1990)

После этого матча даже в Шотландии стали знать, как пишется фамилия Каяссо. Его гол стал самой яркой страницей в истории костариканского футбола. Шотландцы же, имевшие тогда хорошую репутацию, несколько ее подмочили.

6. ГДР - ФРГ - 1:0

(ФРГ, 1974)

Первая и единственная игра между двумя германскими национальными командами. Гол Шпарвассера был использован для пропаганды преимуществ социализма.

7. КУБА - РУМЫНИЯ - 2:1

(Франция, 1938)

Этот чемпионат начался с 1/8 финала. Первый матч кубинцам удалось свести вничью - 3:3, а во втором добиться успеха.

8. СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ - ИСПАНИЯ - 1:0

(Испания, 1982)

Североирландцы уже заказали себе обратные билеты на самолет, так как не верили в победу над хозяевами первенства, которая давала право продолжать борьбу. Но гол Амстронга вывел команду в следующий раунд.

9. БЕЛЬГИЯ - САУДОВСКАЯ АРАВИЯ - 0:1

(США, 1994)

Перед игрой король Саудовской Аравии разговаривал по телефону с каждым из игроков своей команды, после чего она стала первой арабской сборной, которой удалось хорошо выступить в групповом турнире.

10. ТУНИС - МЕКСИКА - 3:1

(Аргентина, 1978)

Это была первая победа африканской команды в финальной стадии чемпионата мира.

Борис ТОСУНЯН