ТЕННИС |
Винус Уильямc проигрывает Мартине Хингис на грунте второй раз подряд • Ива Майоли слагает с себя чемпионские полномочия • Парижский вояж Густаво Куэртена завершается скандалом • Карлос Мойя побеждает Марсело Риоса и вслед за Феликсом Мантильей становится вторым испанским полуфиналистом.
МОЙЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИСПАНИИ МЕСТО В ФИНАЛЕ
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Парижа |
Александр ПРОСВЕТОВ - собственный корреспондент "СЭ" во Франции.
САМЫЙ СЕНСАЦИОННЫЙ "РОЛАН ГАРРОС"?
Нынешний Открытый чемпионат Франции уже вошел в историю как первый турнир "Большого шлема" за всю историю Открытой эры, в котором только один из первых восьми "посеянных" - Риос - смог пройти дальше второго круга. Корда, Руседски и Бьоркман оступились уже на самом старте, Сампрас, Рафтер, Кафельников и Куэртен - в 1/32 финала. Среди полуфиналистов не будет и Марсело Риоса, перед которым, казалось, на пути к победе в Париже горит зеленый свет. Карлос Мойя расквитался с ним за своего соотечественника Альберто Косту. Из-за поражения от талантливого теннисиста с острова Майорка южноамериканец не смог вернуться на первую строчку в мировом рейтинге, которую он занимал в апреле.
Фаворит турнира не сразу вошел в игру, но потом вроде бы все расставил по местам. Во многом решающим стал момент в начале третьей партии, когда Риос вел 1:0 и имел 40:0 на подаче испанца.
- Он играл очень здорово, и я просто не знал, что делать, - признался позже Мойя. - Я был совершенно убит. Когда Риос действует так, он сильнейший теннисист в мире.
- Если бы я выиграл тот гейм, ход матча мог бы принять совсем иное направление, - согласился Риос, который так и не воспользовался выгодной ситуацией.
Мойя выиграл не только этот гейм, но и два последующих, а с ними - партию. Другой критический момент произошел в четвертом сете при счете 4:4. Испанец чудом дотянулся до мяча, а чилиец прекратил игру (в футболе сказали бы "без свистка арбитра"), полагая, что было два удара о землю. Между тем ему было достаточно подставить ракетку. Со злости Риос допустил две ошибки и отдал гейм на своей подаче.
- Я остановился, так как был уверен, что мяч ударился о землю дважды, - сказал он. - К сожалению, последнее слово всегда остается за судьей.
Вместе с тем Риос несколько раз подчеркнул, что Мойя провел превосходный матч. Сам же он, по собственной оценке, испытывал усталость после игры с Костой и действовал недостаточно быстро.
Итак, в решающей встрече за звание чемпиона "Ролан Гаррос" - 98 будет участвовать как минимум один испанец. Ведь соперником Мойи в полуфинале стал Феликс Мантилья, обыгравший австрийца Томаса Мустера. Уместно напомнить, что среди участников 1/8 финала представителей Испании было шесть, и четверо из них прошли в следующий круг. А если еще вспомнить, что россиянин Марат Сафин четыре последних года тренируется в Валенсии (на пресс-конференциях он сначала отвечал на вопросы по-английски - для всех, а потом отдельно для журналистов из России и Испании. - А.П.), то становится очевидным, что на грунте испанская школа превосходит все прочие.
- Я не считаю себя узким специалистом по грунту, - заявил Мойя, который в прошлом году играл в финале Открытого первенства Австралии. - Мои победы над пятью лучшими игроками мира добыты на "жестком" покрытии в закрытых помещениях. Вместе с тем надо признать, что испанцу чрезвычайно сложно стать первой ракеткой, так как мы редко выигрываем в зале и на траве. Надеюсь, положение изменится. Я много работаю над подачей, игрой с лета. Думаю, потихоньку в этом плане прогрессирую. Но надо еще многое улучшить. Без этого мне не быть номером один мирового тенниса.
ХИНГИС УСТРАНИЛА ГЛАВНУЮ ПРЕГРАДУ НА ПУТИ К "БОЛЬШОМУ ШЛЕМУ"
О матче Мартины Хингис с Винус Уильямс все однозначно говорили как о досрочном финале. Но ожидания острой борьбы, подобной той, что имела место в финале римского турнира, в котором швейцарка победила с большим трудом, не оправдались. За весь матч только дважды скорость подачи Уильямс превысила 180 км/ч, что для нее очень скромно. В основном же сила подачи американки была такой же, как у Хингис, - 130 - 140 км/ч. Возможно, Уильямс мешали непредсказуемые порывы ветра.
На пресс-конференции первая ракетка мира, как всегда, улыбалась и излучала уверенность.
-У вас хоть раз возникло ощущение, что Винус может вас победить?
- Я была впереди в счете на протяжении всего матча, и потому мысль о возможности поражения меня не посещала. Даже в начале второго сета, когда Уильямс заиграла побыстрее и вела 40:0 на моей подаче. Но эйсами я вернула игру в прежнее русло.
-Несколько недель назад в Риме, обыграв Уильямс на Italian Open, вы сказали, что Винус - ваша конкурентка номер один, на какое бы место в рейтинге ее ни ставил компьютер. Теперь вы говорите, что соперничества не получилось.
- Сейчас я в более высокой форме, чем была в Риме. К тому же я настроилась на игру, так как ожидала тяжелой борьбы. Но в Риме мы играли в финале. Это особый случай. Когда я ознакомилась с результатами жеребьевки, то подумала: "Не хватало встретиться с Винус уже в 1/4 финала!" Теперь же полагаю, что это было к лучшему. На четвертьфинальной стадии еще много энергии и сил, к концу же турнира немного устаешь.
-Выходя на корт против Винус, не чувствуете ли вы большее напряжение, чем при встречах с другими теннисистками? Создалось впечатление, что вы играли не на привычном для вас уровне.
- Порядком мешал ветер. Что можно сделать, если не знаешь, с какой стороны он подует? В закрытом помещении можно наносить больше ударов по линии. При ветре же приходится проявлять терпение и ждать удобного момента. Винус, кстати, подавала хуже, чем обычно. И я тоже не показала свою игру. Но в особых условиях требовалось внести коррективы в стратегию. Мне это удалось лучше.
-На турнире вошли в моду перерывы. Их берут то для того, чтобы сходить в туалет, то, как Уильямс, чтобы переодеться. Как вы думаете, ей действительно было необходимо поменять платье? Вас это не выбило из колеи?
- Чужой перерыв мне обычно только помогает. Есть время расслабиться и подумать, что делать дальше. Сопернице же приходится совершать лишние шаги, и она устает (смех). В общем, меня это не трогает.
-Вы слышали о том, что Курниковой не позволили взять перерыв для посещения туалета?
- Да, но сама я этого не видела. Жаль, что не все знают правила. К тому же Курникова и Новотна играли, когда было уже темно. И если узнаешь, что рядом приостановили матч на 20 минут раньше... Но ведь никто не потребовал прекращения игры. А в принципе это не моя проблема.
-Вы неоднократно оспаривали судейские решения по поводу своей подачи. Винус сказала, что это ваша привычка.
- Да, потому что три мяча попали в линию, а судья показывал, что был аут. И Уильямс говорила: "Это аут".
-Этот турнир, если вы его выиграете, станет вашей четвертой подряд победой в турнирах "Большого шлема". Для вас это будет столь же полновесным достижением, как и четыре победы в течение календарного года?
- Я знаю, что могу сделать "Большой шлем" как бы за два сезона, но догадываюсь, что всеобщего признания не будет. Впрочем, для начала мне надо взять верх в оставшихся двух матчах.
УИЛЬЯМС СКОРО БУДЕТ ПОДАВАТЬ НА 9 МИЛЬ В ЧАС СИЛЬНЕЕ
- Хингис играла лучше меня, - сказала, в свою очередь, Винус Уильямс. - У нее были хорошая первая подача, движение, она точно наносила удары в район задней линии. Я же допустила слишком много собственных ошибок. Вероятно, на грунтовом корте мне не хватало терпения.
-Велика ли дистанция, отделяющая вас и остальных от Хингис?
- Думаю, что не очень. Она немного дольше участвует в крупнейших турнирах. Но в прошлом году я добилась существенного прогресса. По-моему в мире много сильных теннисисток, однако одни не верят в себя, а другие не готовы работать больше, чтобы совершенствоваться.
-Было много разговоров, что разрыв между вами и Mapтиной сокращается. Согласны ли вы с утверждением, что вы сильнейшая на "жестком" покрытии и что вам только необходимо ликвидировать отставание на земляных кортах?
- Чтобы побеждать, надо всегда думать, что никого нет сильнее тебя. Нельзя готовиться к матчу и говорить: "Она играет лучше, но я надеюсь у нее выиграть". Хингис немного удачнее действует на грунтовых кортах, потому что она играет на них всю жизнь. Для меня же это был только третий турнир на земляном покрытии. В следующем году я буду играть в Париже значительно сильнее.
-В этом турнире скорость вашей подачи достигала 193 км/ч. Это больше, чем у многих мужчин, например, Курье. Чувствуете ли вы себя в силах перейти рубеж в 200 км/ч?
- Я к нему близка. Но вообще-то не понимаю метрическую систему измерений. Знаю, что в Оклахоме мне удалась подача в 123 мили в час (то есть 197,17 км/ч. - А.П.). За год я прибавила к своему лучшему результату девять миль и могу прибавить еще столько же.
ПОВТОРИТЬ ПРОШЛОГОДНИЙ ТРИУМФ ИВА НЕ СМОГЛА
Шансы на вторую победу подряд в Париже прошлогодней чемпионки "Ролан Гаррос" Ивы Майоли оценивались не слишком высоко. Однако по ходу турнира она демонстрировала довольно уверенную игру, поэтому шансы хорватки в матче против 2-й ракетки мира Линдсэй Дэвенпорт оценивались как достаточно высокие. И вот - неудача, ставшая своеобразным реваншем за то поражение, которое американка потерпела от Майоли год назад в четвертом круге. Причем тогда Дэвенпорт вела 1:0 по сетам, 4:0 во второй партии и 40:15 в девятом гейме и, неведомо как, умудрилась упустить победу. На сей раз игра тоже была упорной, соперницы сражались 1 час и 50 минут, и американка сумела совладать со своими нервами.
- Я помнила, что играю в четвертьфинале турнира "Большого шлема", но не чувствовала дополнительного напряжения, поскольку наш матч находился как бы в тени встречи, проходившей на Центральном корте (между Хингис и Уильямс . - А. П.). Если бы я была журналистом или простым болельщиком, то перед началом турнира не считала бы себя фаворитом в Париже. Но теперь - почему бы не выйти в финал?!
Майоли же пришла на пресс-конференцию в не самом хорошем настроении.
- Всегда надеешься удачно сыграть на турнире, который ты выиграла в прошлом году. Мне было тяжело, но я с каждой победой чувствовала себя все увереннее. Сегодня старалась показать свой лучший теннис, но этого оказалось недостаточно.
Тем не менее стоит отметить, что "Ролан Гаррос" остается для Ивы любимым турниром "Большого шлема". В 93-м и 94-м годах она доходила здесь до четвертого круга, а затем четыре раза подряд - минимум до четвертьфинала. Таких стабильных результатов ей не удавалось показывать ни в Мельбурне, ни в Нью-Йорке, ни на Уимблдоне.