ШАХМАТЫ |
МАТЧ ПРЕТЕНДЕНТОВ |
КРАМНИКУ НЕКУДА ОТСТУПАТЬ, А ШИРОВУ НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ
Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Касорлы
После того как 8-я партия матча претендентов Всемирного шахматного совета (ВШС) между Владимиром Крамником (Россия) и Алексеем Шировым (Испания) закончилась вничью после 18 ходов, счет стал 4,5:3,5 в пользу Широва. Для того чтобы выйти на матч с чемпионом мира Гарри Каспаровым и повторить подвиг своего великого земляка рижанина Михаила Таля, Алексею Широву надо выиграть 9-ю партию - черными или сделать две ничьи, что проще.
Ну а Крамнику для начала надо выиграть хотя бы одну партию, тогда у него появляется шанс свести матч вничью и выиграть в быстрые шахматы, где, как известно, он очень силен.
На всякий случай сообщу о том, что будет, если Крамник все же сравняет счет. В этом случае будут играться сначала две партии с контролем по 25 минут на всю партию. Если счет вновь окажется равным, предстоит сыграть еще две партии с аналогичным контролем. Если же, наконец, и они не назовут победителя, играется одна блицпартия, где белым дается пять минут, и они должны обязательно выиграть, а черным дается четыре минуты, и им достаточно сделать ничью. Но вряд ли дойдет дело до такого блица...
Но вернемся к восьмой партии матча. Вновь встретилась русская партия, или дебют Петрова. Дебют вообще-то известен своими мирными тенденциями, но бдительность нельзя терять и в нем. Вот, например, как проиграл один известный шахматист другому, менее известному, русскую партию в... шесть ходов. Когда я назову фамилию игрока, который умудрился проиграть так быстро, то вы не поверите. Это был Ананд! Да, да! Вишванатан Ананд, второй ныне шахматист в мировой классификации, проиграл в шесть ходов гроссмейстеру Запате на международном турнире в Биле в 1988 году. Произошло это так: 1.е4 е5 2.Kf3 Kf6 3.Ке5 d6 4.Kf3 Ке4 5.Кс3 Cf5? 6.Фе2 1:0. В этой позиции Ананд сдался, так как на намеченное 6...Фе7 решает 7.Kd5 с выигрышем фигуры.
Привел я этот феноменальный курьез из жизни выдающегося гроссмейстера еще и потому, что в восьмой партии Широв - Крамник испанский шахматист избрал этот же редкий вариант русской партии. Но Крамник не Ананд, он в шесть ходов проигрывать не стал. Он сделал еще 12 и предложил ничью, которую Широв принял.
В этой партии был любопытный психологический момент, когда Широв сыграл нарочито резко, предлагая своему сопернику пуститься в осложнения. Речь идет о 11-м ходе белых g2-g4.
После партии Широв зашел в пресс-центр и признался (на этот раз он говорил на русском языке), что ему не хотелось играть откровенно на ничью, и он специально затеял этот довольно рискованный маневр. Риск, впрочем, был не такой уж большой: компьютерная программа "Фритц", которой в пресс-центре оснащены все испанские журналисты, мгновенно указала на вариант, где у белых лишь небольшой перевес, если бы черные соблазнились предложенной Шировым жертвой пешки: 11...K:g4 12.hg C:d4 13.Kd5 Kpd7 14.c3 Cg7 15.Ch6 с примерным равенством. Игровая программа "Хайяркс 6.0", которая записана в моем ноутбуке, с "Фритцем" не спорила: характерно, что вариант она указала такой же.
Крамник минуты три изучал дерзкий выпад белых, но не поддержал задорный почин Широва, от осложнений отказался и сыграл надежно и крепко: 11...Cd7. А когда пыль, поднятая пехотинцем "g", который рванулся навстречу опасностям и приключениям, осела, российский гроссмейстер своим 16-м ходом подчеркнул некоторую искусственность замысла белых: он заставил пешку "g" продвинуться на одно поле дальше и образовать на соседнем поле f5 "дырку" (или - по-научному - слабость). Ее можно было использовать в эндшпиле.
- Я даже подумал, что Крамник, может быть, начнет играть эту позицию на выигрыш, но, видимо, он возлагает все свои надежды на белый цвет... - сказал Широв на чистом русском языке.
И он, разумеется, прав в своем предположении: Крамнику просто больше ничего не остается в данной матчевой ситуации, как попытаться использовать свою последнюю подачу в 9-й партии, а если не выйдет - сыграть в последней, 10-й, по системе "пан или пропал".
"Выиграть по заказу", как говорят в таких случаях шахматисты, очень сложно. Хотя это удавалось сильным и смелым. На память приходит 24-я партия матча Каспаров - Карпов в Севилье или партия Полугаевский - Портиш из межзонального турнира. И Каспаров, и Полугаевский выиграли "по заказу" архиважные поединки у своих грозных соперников. Если не выиграть ни одной партии у Широва, то, значит, матч с Каспаровым пока для Крамника неактуален. Хочется верить, что этот маленький спортивный подвиг Владимиру Крамнику по плечу.
Во время партии мы с моим немецким коллегой Дирком Полгауфом, журналистом и международным мастером из Германии, анализировали варианты партии, и в этот момент к нам подошел сеньор Рентеро и произнес маленький монолог, который мы попросили перевести гроссмейстера Сутовского (он говорит на девяти языках). Секунданту Широва вряд ли приятно было переводить то, что говорил Рентеро, но он скрепя сердце все же перевел нам слова президента ВШС:
- В шахматном мире ждут матча Каспаров - Крамник. Этот матч всем очень интересен, Каспарову он нужен. Все хотят видеть этот матч!
- Но Широв считает иначе, - сказали мы дружно.
- Широву терять нечего! - махнул рукой Рентеро и пошел смотреть на позицию, в которой Крамник предложил ничью. Да, кажется, испанец Луис Рентеро Суарес болеет в матче отнюдь не за представителя Испании Алексея Широва... Вот оно что! Матерый организатор в Рентеро возобладал над патриотом...
Мой коллега из Германии Полгауф поделился со мной интересными данными. Оказывается, Крамник и Широв последние годы играли за его берлинский клуб в немецких командных соревнованиях: Крамник - пять лет, а Широв - четыре года. За все это время Крамник не проиграл ни одной партии, выиграл штук пятнадцать, а штук десять свел вничью. Причем в командах бундеслиги на первой доске, где играет Крамник, слабых гроссмейстеров не держат. Широв в этом же клубе играл на второй доске.
- Я заметил, - рассказал Дирк, - что Широву не нравилось, что он все время находился как бы в тени Крамника. Крамника ведь мы ставили всегда на первую доску, даже тогда, когда у Широва был больший рейтинг... С Крамником Широв играет сильнее, чем с кем либо еще. Он словно хочет всем доказать, что он не слабее...
Ну что ж, здесь, в Касорле, Широву удалось доказать это не только членам берлинского клуба "Эмпор", но и всему шахматному миру.
Крамник в этом матче непохож на себя самого. То ли его подвела неудачная матчевая стратегия - черными он откровенно играл на ничью и только белыми стремился к полнокровной борьбе. То ли он находится в плохой форме. Но радости от таких объяснений все равно мало. Крамнику ничего не остается, как в последних двух партиях постараться сыграть во всю свою огромную крамниковскую силу.
Мы разговаривали с тренером Широва таллинским гроссмейстером Лембитом Оллем. И Лембит сказал мне, что Крамник привык в супертурнирах делать черными ничью, а белыми выжимать на классе победы. А в матче бывают ситуации, когда приходится играть на выигрыш и черными.
- А в черном репертуаре Крамника нет острого дебюта... - сказал Олль.
Можно поспорить с Лембитом: вспомним миниатюру, которую создал, играя черными, Крамник на одном из супертурниров последних лет: в 19 ходов победил не кого-то, а "самого" Каспарова! Значит, может, когда захочет!
Но как бы то ни было, в пятницу, 5 июня, когда будет играться девятая партия матча Крамник - Широв, у российского шахматиста будут белые фигуры.
В заключение мне бы хотелось исправить маленькое недоразумение, которое произошло с моей заметкой "Гроссмейстер Салов назначает пенальти". Конечно же, не Рентеро пригласил Салова помогать Широву играть претендентский матч. А, естественно, Широв пригласил Салова в свою команду - на вполне профессиональной основе, разумеется. Причем перед тем, как это сделать, Алексей посоветовался с каждым членом команды: Эмилем Сутовским, Михаилом Рычаговым, Лембитом Оллем. И мнение в данном случае оказалось действительно единогласным: аналитический талант гроссмейстера Салова превышает даже его остроумие.