Газета Спорт-Экспресс от 11 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 июня 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-98

ФУТБОЛ НАЧАЛСЯ ВЧЕРА. ПРАЗДНИК - НА СУТКИ РАНЬШЕ

Борис БОГДАНОВ

из Парижа

НИЧЕГО ПОДОБНОГО ПАРИЖ ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛ

Чемпионат мира по футболу стартовал вчера вечером в парижском пригороде Сен-Дени, где сделали первые удары по мячу сборные Бразилии и Шотландии. Это формально. Фактически же Париж почувствовал себя столицей мирового футбола на сутки раньше, когда центральная часть города превратилась в огромную арену феерического футбольного праздника. За его финальной частью, развернувшейся на площади Конкорд, наблюдали 80 тысяч счастливых обладателей пригласительных билетов. На окрестных улицах собралось, по приблизительным подсчетам, более миллиона парижан и иностранных туристов. Такого еще не видел даже привыкший ко всему Париж.

ХО, МУССА, ПАБЛО И РОМЕО

Удивить мир грандиозными постановками в наше время трудно. Находки вроде улетающего в небеса Мишки, живых картин из тысяч исполнителей на трибунах или Елисейских полей, засеянных пшеницей, - редкость. Устроители парижской феерии, тем не менее, сумели придумать то, чего не делал еще никто. Главными действующими лицами праздника стали четыре уникальных персонажа - ростом по 20 метров и весом по 38 тонн.

Первым в 18.30 двинулся с Марсова Поля африканец Мусса. Ему предстояло шагать дольше других - три с половиной часа. Полчаса спустя с площади Звезды по Елисейским полям стартовал латиноамериканец Пабло. И почти сразу же от острова Сите, где расположен знаменитый Собор Парижской Богоматери, отправился азиат Хо. Последним у здания Гранд-Опера проснулся европеец Ромео.

Честно говоря, четыре гиганта, которые, по замыслу авторов представления, символизируют народы всех континентов, играющие в футбол, ощущения вызывали неоднозначные. С одной стороны, нельзя не восхититься мастерством их создателей - это настоящее чудо инженерной мысли. Металлические "скелеты", обтянутые тканью, приводятся в действие сложнейшей гидравликой, благодаря которой при ходьбе их движения имитируют человеческие. Гигантские (как подсчитали, 420-го размера!) ступни - это замаскированные автомобили: водители поочередно трогаются с места, проезжают по нескольку метров, и со стороны кажется, будто колосс, не спеша, передвигает ноги, шагая по улице со скоростью 1,4 км/час.

А вот обаяния четырем монстрам, пожалуй, не хватало. У решетки сада Тюильри мы оказались едва ли не под ногами у одного из них - Хо, завершавшего свою прогулку по футбольному Парижу. По правде говоря, сделалось как-то не по себе, когда на нас стала надвигаться фигура высотой с шестиэтажный дом, готовая, казалось, раздавить любого, кто подвернется на пути. Ассоциации это зрелище рождало достаточно зловещие - Кинг-Конг, Голем, Франкенштейн. В лучшем случае - "Охотники за привидениями".

ЖЕРТВ И РАЗРУШЕНИЙ НЕ БЫЛО

Наверное, поздно вечером, когда все закончилось и четыре колосса вновь погрузились в сон, те, кто пробудил их к жизни, почувствовали облегчение, какого не испытывали еще никогда. Все четверо благополучно добрались до площади Конкорд, никого не задавив по дороге, не сорвав ни одного провода и не сбив ни одного балкона. Учитывая, какой веселый хаос царил на их маршрутах и прилегающих улицах, это действительно достижение. Только турникетов, призванных сдерживать толпы на безопасном расстоянии, было выставлено 12 тысяч. Тысячи полицейских, бойцов CRS - французского спецназа - и агентов службы безопасности в штатском бдительно следили за тем, чтобы ни один болельщик, журналист или зевака не оказался под ногами у Пабло или Ромео. А поскольку всеобщая эйфория, усугубленная реками пива и вина, которые поглощались в оккупированных болельщиками кафе и бистро, к вечеру достигла апогея, служителям закона пришлось нелегко. К счастью, обошлось без серьезных инцидентов, и лишь со стороны Елисейских полей, в самом конце вечера возникли беспорядки, причиной которых стало чрезмерное скопление людей, не попавших на площадь Конкорд. Полиции удалось быстро навести порядок, пострадавшим оказали помощь, и общей атмосферы праздника этот эпизод не омрачил.

К вечеру достигло апогея и братание фанатов из разных стран, начавшееся еще утром, когда на Елисейских полях, эспланаде Трокадеро, у Эйфелевой башни стали собираться толпы шотландцев в клетчатых юбках и бразильцев в желтых майках. Ни малейшей агрессии: фанаты радостно приветствовали друг друга, менялись сувенирами, чокались пивными кружками, фотографировались в обнимку и распевали "Оле, оле!" - хором, только на разных языках.

"РАЗНОГЛАСИЯ" ПО СОСЕДСТВУ С ПЛОЩАДЬЮ СОГЛАСИЯ

Пока мы наблюдали за представлением на площади Согласия, по соседству с ней, в самом центре Парижа, произошли события, о которых мы узнали позже из сводок теленовостей. Оказалось, что как только последний из четырех металлических громил - Пабло завершил свое дефилирование по главному проспекту французской столицы, на Елисейских полях начались столкновения между группами молодежи, в основном из парижских пригородов, с силами правопорядка. Случилось это примерно в половине одиннадцатого. В полицейских и жандармов полетели пустые бутылки и прочие оказавшиеся под рукой предметы. Хулиганы грабили и поджигали автомобили.

Что явилось поводом для инцидентов, в результате которых по разным сведениям пострадали от 24 до 34 полицейских, причем, двое отправлены в госпиталь с тяжелыми ранениями, остается загадкой. Возможно, парням не хватило места на трибунах на площади Конкорд, и раздосадованные, они решили отыграться на блюстителях порядка. Существуют и другие версии происшедшего. Сколько молодых людей арестовано и есть ли среди них жертвы, пока остается загадкой. Известно лишь, что 129 участников ночного шоу из 200 000 занятых в нем обратились за различной помощью, а 21 отправлен в госпитали.

Эктор ЗАЗУ МЕЧТАЕТ НАПИСАТЬ ФУТБОЛЬНУЮ СИМФОНИЮ

Футбольный праздник обошелся примерно в 50 миллионов франков, из которых 30 миллионов выделил оргкомитет чемпионата, 20 - парижская мэрия. Время на подготовку было сжато до предела, и отвечавшая за нее команда работала на износ. Постановщик торжеств Жан-Паскаль Леви-Трюме (тот самый, который в 1991 году ставил церемонию прибытия олимпийского огня на Елисейских полях, а в 1994-м - грандиозный спектакль в Нормандии в годовщину высадки союзных войск) признался, что за последние месяцы ни разу не совершил традиционной утренней пробежки: организм и без того был на грани истощения. А директор продюсерской группы Натали Морло подсчитала, что с мая прошлого года выкурила 15 тысяч сигарет.

Для композитора Эктора Зазу, создавшего музыкальное оформление праздника на пять с половиной часов непрерывного звучания, по его собственному признанию, эта работа была вершиной всей творческой карьеры. Зазу известен во Франции как авангардист, мастерски использующий в своих произведениях самые неожиданные сочетания подчас несовместимых музыкальных стилей и мотивов: от ирландских народных баллад - до музыки сахарских кочевников, от рок-н-ролла - до Баха. Теперь он вынашивает новый проект - вероятно, самый необычный из всех, которые уже осуществил: Зазу мечтает создать футбольную симфонию, соавторами которой стали бы сами футболисты - они будут играть в сопровождений оркестра, где каждому игроку соответствует определенный инструмент, звучащий в тот момент, когда футболист на поле касается мяча.