ФУТБОЛ |
ЧМ-98 |
НАДО УВАЖАТЬ СОПЕРНИКА, НО НЕ ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД НИМ
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Клерфонтэна |
- Ты не представляешь, что это за радость - забить гол за сборную! Да никогда и не узнаешь. Если и забьешь, то в свои ворота.
На днях Марсель Десайи за игрой в бильярд произнес эти слова в адрес... Лилиана Тюрама, который в минувшую среду поразил ворота Хорватии. Да не один раз, а два. "Тюрама - в президенты!" - скандировала после этого толпа на ночных Елисейских полях в Париже.
Во время встреч с прессой на базе в Клерфонтэне футболисты сборной Франции размещаются за небольшими круглыми столами. Журналисты же рассаживаются и выстраиваются вокруг. После полуфинального матча с Хорватией Тюрам отвечал на вопросы в конференц-зале, где обычно с прессой общается только главный тренер Эме Жаке. Слишком много народа хотело услышать того, кто в юности мечтал стать священником, а теперь чуть ли не причислен к лику святых футбольной Францией.
- Мальчишками, играя в футбол, мы представляли себя участниками финального матча чемпионата мира Франция - Бразилия. Я всегда играл за Бразилию, - вспоминал Тюрам.
-Что за вдохновение снизошло на вас в среду?
- Сам не знаю. В "Парме" за два сезона я забил только один мяч, в "Монако" за 5 лет - 8. Верил, что однажды мне доведется забить и в сборной, но чтобы сразу два гола...
-Итак, это был ваш день?
- По части атакующих действий - да. Но не думаю, что я провел лучший в своей карьере матч. Я же защитник, а между тем допустил немало потерь мяча. Кроме того, в первом тайме мое участие в наступлении было не столь активным, как хотелось бы. Даже на этом чемпионате мне удавалось играть лучше.
-Какой из двух голов понравился вам больше?
- Второй. Он получился действительно красивым. Мяч описал невероятную траекторию. Уверен, в спокойной обстановке снова так не пробью. Обычно, когда я наношу удар по воротам левой ногой, мяч улетает на трибуны. Часто после рывка к чужой штрафной на исполнение технического приема не остается сил. Но в этот раз я так завелся, что даже не заметил, как закончился матч.
-После второго мяча вы упали на колени и приложили палец к губам. Что означал этот жест?
- Я не вкладывал в него какого-либо конкретного содержания.
-Выйдя в финал, вы превзошли поколение Платини и Жиресса (до сих пор сборная Франции трижды оступалась на чемпионатах мира в полуфиналах - в 1958, 1982 и 1986 годах. - А.П.).
- В детстве моим кумиром был Жан Тигана. Я не могу себе представить, что встал с ним вровень или обошел его. На мой взгляд, нынешний турнир уступает и ЧМ-82, и ЧМ-86. Кемпес, Платини и другие были игроками более высокого уровня, чем участники этого первенства.
-Что вы думаете о сборной Бразилии?
- Ничего нового сказать о ней не смогу. Эта команда имеет в составе индивидуально очень сильных игроков. Но и у нас есть козыри. Надо уважать соперника, однако нельзя перед ним преклоняться. Французы, выступая за пределами своей страны, обрели дух победителей. И в отличие от болельщиков, ликовавших на Елисейских полях, нам недостаточно только участия в финале.
-Есть ли у команды план нейтрализации Роналдо?
- Сборная Франции не прибегает к персональной опеке, но мы можем использовать зонно-персональную систему обороны.
-У вас нет ощущения, что вы не уступаете в классе бразильским крайним защитникам Кафу и Роберто Карлосу?
- Мне вообще не нравятся подобного рода сравнения. К тому же место на правом фланге для меня - не основное. Эме Жаке предложил мне занять его во время чемпионата Европы 1996 года, потому что в центре обороны команда располагала Десайи и Бланом. Рад, что сумел оправдать доверие тренера.
-Но в финале Блан принять участие не сможет.
- Его место должен занять Лебеф, который в полуфинале, когда Блана удалили, спокойно вошел в игру.
БИЛИЧ ИЗВИНИЛСЯ ПЕРЕД БЛАНОМ
По решению дисциплинарной комиссий ФИФА Лоран Блан дисквалифицирован на два матча. Он пропустит финал ЧМ-98 и стартовую игру отборочного турнира ЧЕ-2000 против Исландии. Пресса Франции однозначно квалифицирует удаление защитника в полуфинале как несправедливое, критикует испанского судью Гарсию Аранду и клянет хорвата Славена Билича как провокатора и трюкача.
- Напрасно я старался освободиться от его захвата, - сказал Блан. - Мое нарушение не было ни серьезным, ни злобным. А Билич хорошо исполнил свою роль.
-Почему же арбитр удалил вас?
- Он решил, что с моей стороны была проявлена агрессивность. Испанец находился далеко от места действия и не видел ничего, кроме падения хорвата. Когда судья подозвал меня, я был уверен, что он вынесет предупреждение. У меня даже не было времени, чтобы поговорить с ним по-испански. Когда он достал красную карточку, произносить какие-либо слова было уже бесполезно. Оставалось подчиниться и покинуть поле. Лишать футболиста финала чемпионата мира за подобное нарушение слишком жестоко. Я отправился в раздевалку досматривать матч по телевизору. Для меня лично это - трагедия, но было бы еще хуже, если бы хорваты сравняли счет и выиграли. Надеюсь, судьи станут, наконец, профессиональными, когда этим делом займутся бывшие футболисты, потому как тот, кто играл в футбол, понимает, что значит лишить человека участия в финале. Между прочим, по окончании матча Билич подошел и извинился.
-Что бы вы посоветовали Лебефу?
- Прежде всего его нужно оставить в покое и дать ему возможность готовиться к финалу так, как он считает нужным. Мне в принципе нечего ему сказать. Если же потребуется помощь, то я, конечно, готов ее оказать. Во всяком случае, в сборной мы всегда придерживались точки зрения, что всякий игрок важен, но всякий и заменим.
-Почему в последних матчах голы у сборной Франции забивают только защитники?
- Вероятно, это связано с тем, что игроки, которые подключаются в атаку из глубины, создают численное преимущество.
ПРОИГРЫШ ХОРВАТАМ ИСКЛЮЧАЛСЯ
Эме Жаке разделяет мнение, что Блан не заслуживал красной карточки.
- Мы удивлены, что Лоран столь сурово наказан за жест, каких в игре бывает с десяток. Блан всегда служил примером отношения к делу и поведения на поле. Его удаление ставит нас в сложное положение. Футболисты так расстроились, что победу в полуфинале отпраздновали весьма скромно.
-В отличие от болельщиков, которые всю ночь пели и плясали на улицах различных городов.
- С начала чемпионата между командой и любителями футбола установилась невидимая связь. Когда мы выбираемся с базы, то замечаем множество улыбок. Это очень трогательно и ободряюще. В среду в Клерфонтэн мы вернулись во втором часу ночи. Тем не менее нас приветствовала тысяча человек. У меня такое впечатление, что сейчас вокруг нашей национальной команды объединилась вся страна.
-В ходе матча с Хорватией команда испытывала немало проблем. Не было ли это вызвано усталостью?
- Физическое состояние футболистов не играло решающей роли - ведь завершили мы матч на высокой ноте. Но команда была не так уверена в себе, как раньше. Так что проблемы связаны с психологией.
-После матча вы не сдержали слез перед телекамерой Canal+.
- В этой встрече столько всего было: и пропущенный гол, и моментальный ответ, и второй гол Тюрама, и удаление Блана... Все это вывело меня из душевного равновесия. Нам ни в коем случае нельзя было уступать хорватам. Поэтому матч оказался более сложным, чем предыдущие.
-Вас не тревожит, что нападающие опять не забили?
- Меня гораздо больше беспокоит то, что в отличие от других матчей мы создали мало выгодных моментов.
-С какими чувствами вы подходите к финальной игре?
- Нам предстоит встретиться с сильнейшей сборной мира. Но по сравнению с предыдущим матчем мы теперь находимся в благоприятной психологической ситуации. Фаворитом считается соперник. К тому же ребят крайне разозлило удаление Блана, а в таком состоянии они способны горы свернуть.
C`EST LA VIE, КАК ГОВОРЯТ ФРАНЦУЗЫ
В связи с дисквалификацией Блана в центре внимания оказался Франк Лебеф, которому наверняка придется занять место в центре обороны рядом со своим будущим партнером в английском "Челси" Марселем Десайи.
- Наказание, вынесенное Блану, слишком сурово. Это не тот человек, кто раздает тумаки налево и направо. Я очень ему сочувствую. Но теперь вопрос закрыт, и, честно говоря, я не могу не радоваться возможности сыграть в финале. Ничего не поделаешь, c'est la vie (такова жизнь. - А.П.). Выходит, Лорану судьбой было предначертано не участвовать в финальном матче. Я же благодарю Господа за то, что он подумал обо мне. Благодарил его и тогда, когда попал в число 22 футболистов сборной, сделаю это и после победы над Бразилией.
После матча Лебеф обменялся футболками с... Биличем. Французские периодические издания обошла фотография, запечатлевшая их обнимающимися. France Football сопроводил этот снимок подписью: "Поцелуй Иуды".
- Я и не знал, что он причастен к удалению Блана, - чуть ли не оправдывается теперь Лебеф.
Защитник не соглашается с мнением, что в финале у Бразилии больше шансов на победу.
- Германия перед матчем с Хорватией тоже считалась фаворитом. Конечно, бразильцы - монстры. Они заслуженно попали в финал, но мы докажем, что сильнее их. Роналдо? Так ведь он в команде не один. Если не получит мяча, то и не забьет. Я не боюсь встречи с ним на поле.
В связи с участием в финале Лебеф временно прекратил писать футбольные комментарии для английской Times. "Моему агенту уже несколько раз звонили из этой газеты, но сейчас мне надо сосредоточиться на предстоящей игре", - заметил футболист.
ВОЙНА ПАРАДНЫМ КОСТЮМАМ И ГАЛСТУКАМ
Любопытно, что французские футболисты предъявили претензии публике, следившей за полуфиналом против Хорватии непосредственно на "Стад де Франс". Привычные к безумным стадионам Италии или Англии, они находят, что болельщики недостаточно поддерживали команду. Но французы есть французы. Весьма сдержанные, они предпочитают давать волю чувствам на улице вне стадиона, а не вскакивать на трибунах со своих мест как по команде. С другой стороны, сказываются цены на билеты и система их распределения среди спонсоров. Среди посетителей "Стад де Франс" немало лиц, которых футбол интересует постольку поскольку. "Это чемпионат мира VIP (почетных гостей. - А.П.)", - заметил вратарь Фабьен Бартез.
- Люди приходят на стадион, как в театр, это противно, - заявил капитан сборной Дидье Дешам. - Когда мы вышли на поле, то увидели на противоположной трибуне массу людей в черных костюмах и галстуках. Они словно явились на похороны, а не на футбол. Настоящий "трехцветный" болельщик, наш двенадцатый игрок, остался за пределами стадиона. Когда мы остались вдесятером и нам особо требовалась поддержка зрителей, я ее не ощущал. Не хочу слышать на протяжении всего финала бразильскую самбу.
Помнится, в конце матча, когда французы сдерживали атаки хорватов, к одной из боковых трибун подбежал резервный вратарь Лионель Шарбоннье и принялся жестами призывать публику к большей активности.
Марсель Десайи, который, как и Дешам, приучен к обстановке итальянских спортивных арен, сказал:
- Я знаю, что ложи на стадионах существуют для деловых встреч, но можно было бы по крайней мере не приходить туда при полном параде. Если не футболки сборной Франции, то хотя бы синие рубашки надели.
Франк Лебеф высказался еще резче:
- Надо запретить приходить на стадион в костюмах. Это оскорбление для футбола. Пусть президент Франции покажет пример и наденет майку сборной, как Нельсон Мандела во время Кубка Африки в ЮАР.
После матча с Хорватией Жак Ширак уже красовался в футболке сборной с номером 23. Правда, не на широкой публике, а лишь в раздевалке победителей. В свою очередь, французский премьер-министр Лионель Жоспен получил футболку в дар от Кристиана Карамбе. Так что руководители страны не могут сказать, что им нечего надеть.