ФУТБОЛ |
Олег ДОЛМАТОВ
ХОЧУ, ЧТОБЫ ИГРОКИ ЗАДАВАЛИ ПОБОЛЬШЕ ВОПРОСОВ
Новый главный тренер ЦСКА Олег Долматов не хотел давать это интервью. По его мнению, говорить о чем-то конкретном еще преждевременно, ведь с армейской командой он работает всего пять дней, какие-то серьезные выводы можно будет делать только после двух-трех игр. Сейчас Долматов все время находится на загородной базе армейцев в Архангельском, где целиком поглощен игровыми проблемами своей новой команды.
- Главное - побыстрее войти в курс дела и поближе познакомиться с ребятами, - говорит Долматов, все же согласившийся после некоторого колебания ответить на вопросы корреспондента "СЭ". - Мне необходимо определить игровые возможности футболистов, ведь по большому счету я никого из них не знаю достаточно хорошо. Известен мне, пожалуй, только Герасимов, который уже играл под моим руководством в "Черноморце".
-Вы смотрели кассеты с записями игр ЦСКА?
- Смотрел, но они не дают детального представления. Знакомиться с игроками таким образом - это очень длительный процесс. Но дело даже не в этом. Мне все-таки хочется сформировать игру команды по-своему.
-За пять дней работы хоть что-то уже вырисовывается?
- Это покажет только игра. Мне же кажется, что футболисты только-только начали схватывать то, что я им пытаюсь объяснить.
-Каждый день вы проводите теоретические занятия. Как реагируют футболисты на ваши тактические нововведения?
- Хочу, чтобы игроки задавали мне побольше вопросов. Кстати, в этом отношении меня порадовало последнее занятие.
-Все ваши новшества касаются в первую очередь линейной системы обороны, которая так часто используется в Европе и благодаря которой ваш "Черноморец" поднялся в прошлом году на шестое место?
- В принципе да. На языке футбола она называется "зонная оборона".
-Когда вы узнали, что вас хотят пригласить в ЦСКА?
- Сразу после игры со "Спартаком" на финише первого круга.
-Разве не перед самим матчем?
- Перед игрой на эту тему со мной действительно говорили, но как-то, неконкретно. А вот уже после матча я получил официальное приглашение, причем ответ надо было дать сразу же. Я понимал, что такое предложение делается, может быть, раз в жизни.
-То есть вы думали недолго?
- В общем-то да. Хотя решение было нелегким. Не так просто расстаться с ребятами, со многими из которых я прошагал вместе шесть лет. Это был очень трудный путь, и все они мне - как дети.
-Возможно, внутренне вы были уже готовы к тому, чтобы перейти в ЦСКА, поскольку армейский клуб делал попытки пригласить вас и раньше.
- Нет, готов я не был. Совершенно не думал, что придется уходить в середине сезона. Считал, что подобные решения можно принимать только после окончания чемпионата. Но, посоветовавшись с женой, все-таки принял приглашение ЦСКА.
-Какова была первая реакция руководства "Черноморца" на ваше решение?
- Скажу честно, разговор у нас получился нелегким. И если бы в Новороссийске, что называется, уперлись, то я остался бы в "Черноморце". Закон был на их стороне, ведь у меня был с клубом действующий контракт. Однако в итоге ко мне отнеслись по-человечески, меня поняли.
-Пришлось убеждать?
- Безусловно. Мой дом - в Москве, семья здесь живет, а я с 1982 года сюда только в гости приезжаю. На протяжении 16 лет, исключая два сезона, когда я работал в "Динамо"-2, большую часть времени мне приходилось проводить вдали от семьи. Приезжал домой лишь на несколько дней или в отпуск. Сын вырос практически без меня. Конечно, у меня выработалась уже привычка, да и жена Наташа меня всегда понимала. Но это, согласитесь, ненормальная ситуация. Возможность вернуться к семье, в Москву, стала главной, но не единственной причиной моего перехода. ЦСКА - это далеко не рядовая команда. А по нашим российским меркам - это и вовсе великий клуб с богатейшими традициями. Получить приглашение в такую команду, думаю, было бы лестно любому тренеру.
-Это вы порекомендовали оставить вместо себя в "Черноморце" Сергея Бутенко, который был вторым тренером?
- Да, и думаю, поступил правильно. Этот человек прошел в "Черноморце" путь от игрока до тренера, и у меня от него, как от своего помощника, никогда не было никаких секретов. Если бы пришел человек со стороны, то он мог бы в разгар сезона полностью поломать нынешнюю игру "Черноморца".
-Это, наверное, было бы обидно вам как тренеру? Вы ведь столько сил отдали своей, теперь уже бывшей команде.
- Для меня гораздо важнее то, что игрокам было бы очень трудно перестроиться. Экспериментировать можно, но начинать это следует только после окончания чемпионата. Бутенко - человек честолюбивый, и, думаю, он готов к самостоятельной работе.
-8 июля на базе в Новогорске у вас было прощание с командой. Как оно прошло?
- Очень тепло, по-человечески. Не только руководство, но и ребята с пониманием отнеслись к моему решению. Не было никаких упреков, обид, а на прощание мы пожелали друг другу удачи.
-Однако от кого-то эта удача отвернется уже через три дня, когда будет сыгран первый матч второго круга ЦСКА - "Черноморец". Согласитесь, эта игра должна стать одним из самых запоминающихся событий вашей жизни.
- Да, но я с удовольствием перенес бы ее на последний тур чемпионата.
- Для вас имело значение то, что перед вашим приходом в ЦСКА были уволены не только главный тренер, но и почти все руководство команды?
- Наверное, для такого решения были веские основания. Я не знаю, что ответить, поскольку на сегодняшний день перемены в руководстве клуба не имеют для меня никакого значения. Все мои помыслы - о команде, ее игре.
-Как вам дается переход в новую команду, как вас встретили игроки?
- Этот период всегда самый тяжелый. Сейчас мы только узнаем друг друга, они - меня, я - их.
-Перед вами поставили какие-то задачи?
- О конкретных целях мне ничего не говорили. На данный момент необходимо стабилизировать игру и турнирное положение, то есть выйти из той опасной зоны, в которой оказалась команда.
-Шла ли речь о выступлении в следующем сезоне?
- Нет, но ЦСКА изначально обречен на то, чтобы решать самые высокие задачи. Здесь и говорить не о чем. Именно их в следующем сезоне, надеюсь, мы и будем решать, ну а сейчас мне необходимо вжиться в команду, полностью вникнуть в проблемы коллектива.
-Кого-то из игроков вы можете выделить по первым тренировкам? Или, наоборот, может, кто-то вас разочаровал?
- И здесь я пока отказываюсь от комментариев. Только в играх я по-настоящему смогу увидеть, кто чего стоит. Отмечу только, что мне нравится отношение игроков к тренировкам. Высокий уровень их мастерства у меня не вызывает сомнений, они находятся в хорошей физической форме. То есть я не могу сказать, что пришел на пустое место. Видно, что работа здесь была проделана серьезная. Моя задача сейчас состоит только в том, чтобы игроки меня поняли, а мне необходимо направить их игру в нужное русло.
-Со своим ближайшим помощником вы определились?
- Для меня это сейчас не так важно. Это - дело второе, а может, и третье. Повторяю: сейчас меня беспокоят только футболисты и их игра.
-Но ведь кто-то помогает вам в тренировочном процессе?
- Да, Чанов и Комаров, тренер дубля. Мне пока этого достаточно.
-Из Новороссийска вы никого не хотели бы взять?
- А какое я имею право? Игроки и штатные, работники команды заключили контракты с "Черноморцем". Да и в армейских кадрах я не сомневаюсь. Мне кажется, что здесь работают вполне квалифицированные люди.
Дмитрий ДЮБО