Газета Спорт-Экспресс от 11 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 июля 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ДЕВЯТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ"

"МАКЛАРЕН" - "ФЕРРАРИ": ПОГОНЯ ЗА ЧЕМПИОНСКИМ ТИТУЛОМ НАЧИНАЕТСЯ ЗАНОВО

Гоночный спектакль в Сильверстоуне отмечает собой начало второй половины 49-го чемпионата мира, который внезапно приобрел весьма непредсказуемую интригу. Стоило Михаэлю Шумахеру на "Феррари" дважды подряд первым пересечь финишную черту, а лидеру сезона Мике Хаккинену на "Макларене" чуть-чуть сбавить победные обороты, как разрыв между ними сократился до шести очков. И теперь никто не поручится за то, кто из этих двоих на финише сезона в Японии примет чемпионскую эстафету у Жака Вильнева.

Таким образом, оставшиеся до конца чемпионата восемь гонок приобретают колоссальную ценность. Можно сказать, что по-настоящему борьба за корону чемпиона мира только начинается. И начинается именно в Сильверстоуне!

Девятый этап. "Гран-при Великобритании"

12 июля. Сильверстоун. 306,24 км (60 кругов по 5140 м). Автодром находится в 48 км северо-восточнее Оксфорда.

Рекорд круга в квалификации: 1.21,598 (средняя скорость 226,770 км/ч) - Жак ВИЛЬНЕВ (Канада, "Уильямс-Рено", 1997).

Рекорд круга в гонке: 1.24,475 (219,047 км/ч) - Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Феррари", 1997).

Победитель-97: 1:28.01,665 (206,603 км/ч) - Жак ВИЛЬНЕВ (Канада, "Уильямс-Рено").

Схему трассы смотрите в формате PDF

Британский этап - отличный повод поговорить о том, как чувствуют себя в чемпионате британские пилоты.

ИРВИН ГРОЗИТСЯ УЙТИ ИЗ СКУДЕРИИ

32-летний Эдди Ирвин, второй пилот "Феррари" - фигура в "Больших призах" одиозная. Ирландец в гонках звезд с неба не хватает (да и не стремится к этому), а отличается главным образом нарочито дурными манерами и скандальностью. Однако за те три года, что Ирвин провел в легендарной итальянской Скудерии, он снискал славу идеального второго номера для двукратного чемпиона мира, премьера "Феррари" Михаэля Шумахера. И это, пожалуй, главное достоинство Ирвина-гонщика. Ну сами посудите - где вы найдете второго такого, мягко говоря, чудака, который с радостью согласится целиком подчиниться только и исключительно интересам Шумахера, при этом не уставая при каждом удобном и неудобном случае превозносить достоинства своего лидера?

Видимо, Эдди - человек, несмотря ни на что, все-таки неглупый - прекрасно сознает свою ценность для "Феррари" именно в этом качестве, поскольку поддерживает Шумахера не только на словах. Напомню на всякий случай, что контракт с Ирвином "Феррари" продлевает каждый год. сейчас, в середине лета, как раз настала пора делать это в очередной раз. В прошлом году Ирвин сумел задержаться в команде благодаря внезапной серии отличных выступлений, случившейся аккурат в преддверии заключения нового контракта и сразу же после этого благополучно завершившейся, а также тому, что согласился на приличное сокращение денежного выражения своих отношений со Скудерией. Нынче - в свете его уникальной роли в борьбе Шумахера против "Макларенов" - Ирвин явно настроен не просто продлить контракт, но и пересмотреть его в сторону увеличения. В связи с чем затеял эдакий легкий шантаж.

Вот откровения Ирвина, которыми он щедро поделился с журналистом лондонской The Telegraph Джонатаном Ноблем.

"Знаете, я почти готов отказаться и от хороших денег, и от одной из лучших машин, и от завидного со многих точек зрения положения пилота самой знаменитой команды... Почему? Мне скоро 33 года, время уходит, и если я хочу достичь в своей жизни чего-то более значительного, чем роль второго номера рядом с Шумахером, то должен принимать решение уже сейчас.

И это трудно... Я должен посидеть и как следует обдумать все имеющиеся варианты, хотя, признаться честно, улучшить мое положение в "Феррари" предельно трудно".

Ирвин намекает на то, что, окажись слухи о переходе Шумахера в "Макларен" правдой, ирландец остался бы в "Феррари" первым номером (блажен, кто верует!) и получил бы превосходный шанс выиграть очередной чемпионат. Но увы - Шумахер останется в "Феррари" на 1999-й точно и, возможно, еще как минимум на два года.

"Михаэль остается, это факт, - продолжает Ирвин. - Он не хочет становиться чемпионом мира в "Макларене", он хочет стать им в "Феррари"! Он сидит в Скудерии уже третий год именно из-за этого, а не из-за громадных денег - если захочет, он получит эти же деньги где угодно! Хотя не забывайте, что "Феррари" делает для него все. Фактически больше сделать просто невозможно!

Именно Шумахер - центральный персонаж картины. В Монако я, например, финишировал на подиуме, но это не имело никакого значения, потому что в команде переживали лишь, что Михаэль не выиграл эту гонку. Их цель - победа Шумахера в чемпионате. Если завтра вдруг выяснится, что чемпионат могу выиграть я, они потеряют к происходящему всякий интерес: я - не Шумахер. Я это знаю, они это знают, знает это и Михаэль. И, если честно, все так и должно быть. Потому что, будь у "Феррари" машина такого же класса, как "Макларен", Шумахер им был бы не нужен. Но в настоящий момент такой машины у них нет. Значит, нужен Михаэль!"

Кстати, о себе, любимом, Ирвин имеет весьма лестное мнение.

"Меня постоянно сравнивают с Михаэлем, а это не самый легкий способ существования. Хотя иногда это здорово, потому что заставляет тебя использовать все имеющиеся ресурсы, чтобы выдержать сравнение с честью. Ощущение такое, словно ты каждый день штурмуешь Эверест! Причем небезуспешно: когда видишь, как машину Шумахера напичкивают всеми мыслимыми новинками и инженерными приспособлениями, в то время как твоя бегает по старинке, это здорово действует на нервы, но, к примеру, в Маньи-Куре я вполне мог бы выиграть, случись что с Шумахером!

Я не нервничаю, потому что точно знаю, чего стою как гонщик. Михаэль - это иная лига, и, если кто так не думает, он обманывает сам себя. Джонни Херберт так же быстр, как Жан Алези. Алези так же быстр, как Герхард Бергер, который был так же быстр, как Айртон Сенна. Но где был Херберт и где был Шумахер, когда они вместе ездили за "Бенеттон"? То-то. А я еду почти так же быстро, как Михаэль!" Нет, вы поняли? Шумахер, конечно, "это иная лига", но Эдди-то оказывается быстрее Сенны! Что ж, за такого второго номера "Феррари" и впрямь стоит отвалить деньжат побольше!

КУЛТХАРД ГОТОВИТ АТАКУ НА ХАККИНЕНА

В "Макларене" никогда не исповедовали практики жесткого деления на первый и второй номера, укоренившейся в "Феррари" с приходом туда Шумахера, и, пока у руля команды стоит Рон Деннис, исповедовать не намерены. Однако нынче, на экваторе чемпионата, когда борьба за титул внезапно обострилась, не имеет ли смысл "Макларену" немного отступить от традиций?

Почему вдруг, спросите вы? Ответ прост. Дело в том, что накануне британского "Гран-при" в команде внезапно обострилась обстановка: напряженность, возникшая из-за проблем с техникой (дело не только в неприятностях с системой дозаправки на "Гран-при Франции" - на предшествовавших 9-му этапу тестах в Сильверстоуне у "Макларена" сгорели подряд четыре новых, более мощных двигателя, подготовленных "Мерседесом" для второй половины чемпионата!), усугубляется не только диким прессингом со стороны Шумахера и "Феррари", но и, скажем так, проблемами внутреннего характера. Создавать их начал Дэвид Култхард.

Напомню, что на старт второй половины чемпионата шотландец выходит 3-м, проигрывая лидеру, своему партнеру по команде Мике Хаккинену, 20 очков, а идущему вторым Шумахеру - 14. Конечно, такое положение для него в некотором роде унизительно, ведь окружающие не устают напоминать, что в распоряжении Дэвида - лучшая машина чемпионата, на которой он чаще проигрывает, чем побеждает. При этом определенное большинство завсегдатаев "Больших призов" считают шотландца гонщиком более талантливым, чем его финский напарник.

Кроме того, хотя в "Макларене" и не приветствуется практика работы на одного пилота, тем не менее, боссы команды, и Деннис не исключение, не раз говорили: если ко второй половине сезона выяснится, что один из гонщиков имеет более предпочтительные шансы на победу, "Макларен" будет готов изменить тактику. Вот это-то Култхарду и не понравилось!

А потому накануне домашнего для себя "Гран-при Великобритании" он при помощи английской прессы и начал защищать свои права на схватку за чемпионство. А лучшая защита, как известно, это нападение. Но атаковал Дэвид отнюдь не Шумахера!

- Команда совершит непоправимую ошибку, если решит сосредоточиться только на Хаккинене, - сказал Култхард в интервью с обозревателем лондонской The Times Кевином Изоном. - Не вижу причин, по которым "Макларен" должен изменить традиции и сложить все яйца в одну корзину. Единственный способ выиграть и чемпионат, и Кубок конструкторов, это атаковать. Если мы перейдем к обороне, считайте, все пропало - мы проиграем. Да, пока я проигрываю Мике 20 очков, но сейчас только середина сезона, и никаких шансов я не потерял. Если я окажусь лучшим в квалификации, команда не сможет запретить мне сражаться за победу. Они не имеют права лишать меня этой возможности, ведь я уже не раз доказывал свою лояльность, по просьбе из боксов пропуская Мику! И теперь вправе считать себя свободным. Не хочу сказать ничего плохого о нем - наши отношения носят открытый и честный характер, но возводить его в положение лидера "Макларена" было бы ошибкой. Он не выдерживает прессинга! И еще ни одной гонки не провел по-настоящему расчетливо и спокойно, как подобает лидеру. Особенно часто он ошибается, когда лидирует, - вспомните хотя бы Мельбурн и Маньи-Кур! Поэтому считаю справедливым отсутствие каких-либо командных заданий: тот, кто первым войдет в первый поворот, должен получить право ехать на победу.

Тревожный звоночек... Как сказал Ален Прост (а уж он-то знает, о чем говорит, - вспомните дуэли Проста и Сенны в "Макларене"!): "Когда одна команда настолько полно доминирует в чемпионате, самое сложное - управлять пилотами. Я желаю Рону удачи..."

От себя добавлю - и решимости. Если десять лет назад Прост и Сенна, из-за невозможности уравновесить свои амбиции и интересы команды разносили на клочки "Макларен", но при этом и близко не подпускали никого постороннего к борьбе за титул, то сейчас ситуация явно не та: в кустиках по соседству притаился Шумахер... Если Деннис хочет оставаться хозяином положения, то должен предпринять какие-то действия. Иначе вполне может получиться так, что Култхард во второй раз сыграет в чемпионате на стороне Шумахера, как это уже было в 1995-м. Тогда амбициозный шотландец тоже до "финального свистка" удовлетворял личные амбиции и, перетягивая на себя часть "одеяла" "Уильямса", буквально спровоцировал поражение Дэмона Хилла.

ХИЛЛ ПОЛУЧАЕТ ПОДДЕРЖКУ ОТ... ШУМАХЕРА!

Накануне "Гран-при Великобритании" самый популярный в Англии телекомментатор Марри Уокер по просьбе журнала Autosport сделал эксклюзивный прогноз на исход 9-го этапа 49-го чемпионата мира. Всерьез к прогнозам Уокера, эдакого "мистера Бина" английской "Формулы-1", конечно, никто не относится, но, как бы это выразиться, их принимают во внимание, поскольку мистер Уокер довольно часто угадывает. Так вот, расставив приоритеты между Шумахером, Хаккиненом, Култхардом, Ирвином, Физикеллой и Хербертом (!), про экс-чемпиона мира Дэмона Хилла Марри сказал так: "Победу Хилла в Сильверстуоне нужно признать теоретически возможной".

Довольно смелое заявление, если учесть, что к середине сезона не только у Хилла, но и у его напарника по "Джордану" Ральфа Шумахера нет ни одного очка! Впрочем, на недельной давности тестах здесь же, в Сильверстуоне, в присутствии всех участников текущего первенства Шумахер-младший на модифицированном J198 показал второе время - 1.24,825, уступив лишь своему старшему брату на "Феррари" - 1.24,784, но заметно опередив оба "Макларена" (1.25,223 у Култхарда и 1.25,445 у Хаккинена).

Однако Хилл предостерегает своих уцелевших поклонников от чрезмерного оптимизма: "Я очень доволен изменениями, проделанными в конструкции автомобиля (укорочены и уменьшены боковые воздухозаборники, удлинена база, изменена конструкция системы отвода отработанных газов и т.д.), - они должны быть хороши не только для Сильверстоуна, но и для всех оставшихся в чемпионате трасс. Словом, мы явно становимся сильнее, но это отнюдь не означает, что уже завтра начнем соперничать с "Макларенами" и "Феррари". Нет. Но сражаться кое с кем типа "Уильямсов" или "Бенеттонов" нам уже явно по силам. Так что, думаю, в воскресенье будем бороться за места начиная с 5-го".

Подобный скромный прогноз явно рассердил кое-кого из соотечественников Хилла. Но опальный чемпион (пресса не щадит Хилла, считая, что он утратил необходимую мотивацию и уже ни на что не годен) внезапно получил решительную поддержку от... Шумахера! Но не от своего давнего недруга Михаэля, а его младшего брата, своего нынешнего партнера по команде. Ральф, пять раз из восьми опережавший Хилла в квалификации (а именно по этому показателю в "Ф-1" принято сравнивать силы напарников), тем не менее, уверен, что Дэмону по силам "размочить" счет в "Джордане" и добыть для команды не только первые в сезоне-98 очки, но и первую в "Ф-1" победу. "Никто не станет спорить, что машина этого года далеко не так хороша, как прошлогодняя, - сказал Ральф, - но, тем не менее, я никому бы не советовал списывать Хилла со счетов. Я, например, уже не питаю никаких иллюзий насчет его скорости, опыта и инженерной сметки. Дэмон - чемпион мира, а выиграть чемпионат, будучи плохим пилотом, невозможно. К тому же Сильверстоун - это для Хилла домашняя гонка и, я уверен, повод для сверхмотивации".

ХЕРБЕРТ СОМНЕВАЕТСЯ В СВОЕМ БУДУЩЕМ

Нынешний сезон в "Заубере" для 34-летнего англичанина Джонни Херберта уже третий. И хотя швейцарская команда по-прежнему звезд с неба не хватает и большее, на что могут рассчитывать ее пилоты, это борьба за очки, Джонни не скрывает, что здесь ему нравится.

- Конечно, хотелось бы, чтобы наши результаты были получше, - сказал Херберт на традиционной для "Гран-при" пресс-конференции Thursday Four, - но, тем не менее, мне не в чем упрекнуть ни самого себя, ни моего партнера Жана Алези - каждый раз мы прилагаем максимальные усилия, а результат определяют обстоятельства, зачастую от нас не зависящие. Тем не менее потенциал у "Заубера" есть - и достаточно большой. Единственное, чего нам не хватает, это немного удачи.

-Джонни, ходят слухи, что вы не уверены в том, останетесь ли в "Заубере" на следующий год...

- Мне нравится в "Заубере", и о том, что я, возможно, вынужден буду покинуть команду говорю исключительно по той причине, что не знаю планов герра Петера Заубера. Все вокруг повторяют, что "Уильямс" не будет продлевать контракт с Хаинцем-Харальдом Френтценом. Вот я и думаю - может, герр Заубер захочет взять его обратно? В таком случае кандидат на вылет - это я, ведь контракт Жана действителен и на следующий год.

Во время пресс-конференции "утешить" любимца публики и прессы никто не смог. И зря. Потому что уже ходят упорные слухи, что имя Херберта стоит во главе "листа ожидания", составленного не кем-нибудь, а самим Фрэнком Уильямсом! О том, что в этой команде может возникнуть не одна, а сразу две вакансии, мы уже рассказывали. В случае, если Вильнев предпочтет "Уильямсу" команду своего друга и менеджера Крейга Поллока BAR, Херберт вполне может стать его преемником. Причем в компании с хорошо знакомым ему гонщиком, ибо, как утверждают информированные источники, вхожие в "Уильямс", Фрэнк предложил двухлетний контракт чемпиону серии CART Алессандро Занарди, с которым Херберт вместе выступал в "Лотусе".

БЕРГЕР СТАНОВИТСЯ ПРЕЗИДЕНТОМ

А теперь - сногсшибательная новость о гонщике, англичанином не являющемся. В самый канун британского "Гран-при" в штаб-квартире немецкого автомобилестроительного концерна БМВ прошла презентация нового долгосрочного проекта, имеющего отношение к "Формуле-1". О том, что БМВ возвращается в "Большие призы" в качестве поставщика моторов для "Уильямса" с 2000 года, знают все. Но оказалось, что программа проникновения немцев на автоспортивный рынок гораздо масштабнее. Для ее осуществления и создано подразделение под названием BMW Motorsport, президентом которого стал Герхард Бергер!

- Программа рассчитана на пять лет, - сказал очень важный и очень гордый "герр президент", - и я берусь за дело с колоссальным интересом и воодушевлением. Главной составляющей будет, конечно же, "Формула-1", поэтому мы с командой "Уильямс" должны как следует узнать друг друга. Ведь в "Ф-1" положительный результат может быть достигнут только в том случае, если все идеально отлажено и партнеры растут и развиваются вместе.

Ходили упорные слухи, что именно Бергеру, имеющему давние и тесные связи с БМВ (именно при поддержке этого концерна Герхард в свое время дебютировал в автоспорте и "Формуле-1" в том числе), будет доверено проведение дорожных испытаний нового двигателя, но "герр президент" их отмел: "Я очень хорошо знаю, что мое время как гонщика истекло, и не думаю, что снова когда-нибудь сяду за руль "Формулы-1".

Директор по маркетингу концерна БМВ Карл-Хайнц Кальбфелль назвал Бергера ключевой фигурой проекта, а Фрэнк Уильямс так прокомментировал новость: "Я просто в шоке - получить гонщика такого калибра, как Герхард, бесплатно!" А потом добавил уже серьезно: "Герхард имеет уникальный опыт и уникальное знание законов "Ф-1" и к тому же, как это свойственно пилотам "Больших призов", не боится тяжелой работы. Бергер для "Уильямса" - невероятная удача!"

Ольга ЛИНДЕ