Газета Спорт-Экспресс от 31 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 июля 1998 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

TOUR DE FRANCE

Владимир ПЕСНЯ

Такого "Тура" еще не было. К сожалению, он запомнится не блестящими победами в горах Марко Пантани, не слаженными, доведенными почти до идеала командными действиями "Телекома", а забастовками, обысками и арестами.

В данной ситуации трудно найти правых и неправых. Полиция делает свою работу, действуя в рамках указаний от следственных органов. Гонщики тоже хотят заниматься своим делом. Понятно, что полномочия руководителей "Тура" не позволяют им вмешиваться в действия полиции. С другой стороны, можно ведь и оспаривать законность этих методов. Следователи и полицейские руководствуются законами о борьбе с наркотиками, но никто не обвиняет велосипедистов в употреблении кокаина или подобных ему веществ. Препараты, в применении которых пытаются уличить гонщиков, действительно производят серьезные разрушения в человеческом организме, но ни один из них не вызывает наркотической зависимости. Еще один аспект этого дела: по закону о борьбе с наркотиками к уголовной ответственности привлекаются лица, распространяющие наркотические вещества и склоняющие других людей к их употреблению. Даже если приравнять эритропоэтин к кокаину, что вызовет смех у любого биохимика, состав преступления можно усмотреть лишь в действиях руководителей и врачей велогрупп. И это не дает повода обращаться со спортсменами как с преступниками.

Давно известно, что велосипедисты принимали, принимают и будут принимать допинговые средства. В конце концов, каждый имеет право распоряжаться собственным организмом так, как он хочет. Тем более что, по мнению ведущих физиологов, современные нагрузки в велогонках не под силу нормальному человеку. Обывательское мнение о допинге в велоспорте таково: спортсмен таким образом хочет исказить представление о своих истинных возможностях. На самом деле применение веществ типа эритропоэтина порой является единственным выходом из ситуации, в которой из двух зол выбирают меньшее. Наверное, лучше нанести удар по кровеносной системе, чем смириться с моментальной гибелью спортсмена от кислородной недостаточности в горах. В конце концов, можно умереть от избыточной дозы обычного обезболивающего, но никто не запрещает употреблять ношпу или панадол.

Профессиональные спортсмены - современные гладиаторы. И если они принимают допинг, значит, это кому-нибудь нужно. Например, нам, зрителям. Хотя сложно говорить об этичности этого положения. Человек даже в наше время далек от совершенства, и ему, как и в Древнем Риме, надо хлеба и зрелищ. А ситуация, которая в данный момент сложилась в профессиональном спорте, двойственна. От спортсменов требуют высоких результатов, рекордов, побед любой ценой. В ход идет все: деньги, ордена, пропагандистская обработка. И допинг. Но при этом все делают вид, что ничего подобного не происходит. И не дай бог спортсмену попасться на чем-нибудь - на невыплате налогов или применении стимуляторов. Мне кажется, честнее было бы официально разрешить спортсменам относиться к своему здоровью так, как они считают нужным. Тем более что и без допинга занятия теми же велогонками на высшем уровне не приносят ничего, кроме вреда. Другой вариант выхода из кризиса - запретить проведение соревнований по потенциально "допингоопасным" видам спорта. Но и это ни к чему хорошему не приведет.