Газета Спорт-Экспресс от 8 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 августа 1998 | Авто-мото

АВТО

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОНОЧНАЯ СЕРИЯ АСПАС

РОБОСТИ ПЕРЕД "ФОРМУЛОЙ-1" НЕ ИСПЫТЫВАЕМ!

Сегодня и завтра на трассе "Невское кольцо" на Крестовском острове Санкт-Петербурга состоится 5-й этап Национальной гоночной серии АСПАС по шоссейно-кольцевым автогонкам.

Алексей ЕРШОВ

Давным-давно, на заре спорта, соперники предпочитали договариваться между собой о правилах поединков. Шло время, и одной честности игроков оказалось явно недостаточно. Появились независимые эксперты, судьи, оценивающие соблюдение правил игры. Нынче чем популярнее вид спорта, тем выше требования к судейству. В футболе рефери зачастую становятся чуть ли не главными героями матчей. В автомобильном же спорте судьи гораздо менее заметны. Зато они и менее консервативны - охотно используют технические новинки: электронные датчики, видеозапись... И если автоспорт - двигатель технического прогресса в автомобилестроении, то автогоночное судейство - флагман научно-технической революции в судействе соревнований вообще. В Национальной гоночной серии АСПАС уже не первый год работает, пожалуй, самая квалифицированная в России бригада Московской городской коллегии судей. Главным судьей НГСА является председатель коллегии Алексей Ершов.

- Алексей, порой кажется, что судья - самая красивая и романтичная профессия после автогонщика: яркая униформа, цветные флаги, причастность к празднику автоспорта... Это действительно так?

- Начнем с того, что такой профессии как "судья" у нас вообще нет. Есть любители, которые в свободное от основной работы время судят соревнования. Это одержимые люди, которые фанатично любят автоспорт и все свободное, а иногда и несвободное (в ущерб работе и дому), время отдают автогонкам.

-А реально ли стать судьей человеку "с улицы", просто фанату автогонок?

- У нас в коллегии таких достаточно. Хотя большинство все же - бывшие спортсмены, которые в силу различных причин не смогли продолжать участвовать в соревнованиях, а из спорта уходить не хотели. Так что это люди подготовленные, компетентные. Такие, естественно, имеют преимущество.

-То есть получается, что судьи - это неудавшиеся гонщики?

- Я бы так не сказал. Думаю, это призвание. Как и любое дело, автоспорт достаточно многогранен. Можно быть хорошим гонщиком, великолепным механиком, прекрасным менеджером. И конечно, компетентным судьей.

-А насколько важна "сработанность" в судейской команде?

- Очень важна. Наша команда "сыгрывается" уже несколько лет, так что костяк сложился давно.

-Хорошая проверка на прочность - форс-мажорные обстоятельства. Такое бывало?

- Как шутил один мой старший коллега, любая гонка - это стихийное бедствие. В этой шутке есть большая доля правды. К примеру, третий этап НГСА в Москве: ураган, уничтоживший практически всю трассу. Тогда, даже без предварительного оповещения, многие - организаторы, гонщики, судьи - приехали ночью на трассу, чтобы ее восстанавливать.

-В футболе, к примеру, судья - фигура зачастую резко отрицательная. Насколько это справедливо для автоспорта?

- У нас все по-иному. Существуют виды спорта, в которых субъективная оценка судьи в большей степени способна повлиять на конечный результат. В том же футболе - один пенальти может стать решающим. Ведь его уже нельзя отспорить. Автоспорт более демократичен. У моих оппонентов гораздо больше возможностей в случае если я приму неверное решение, его оспорить. Потому меньше влияние субъективного фактора.

-А возможно ли специальное "влияние" на результат?

- В кольцевой гонке, кто быстрее едет и соблюдает при этом правила, тот и выигрывает. Как можно на него повлиять?

-А может ли организатор соревнований надавить на судей?

- Любой организатор приглашает тех судей, которых он считает достаточно компетентными. На этом его влияние заканчивается. Мы, в свою очередь, стараемся не работать с организаторами, которые делают попытки оказать на нас давление. С организаторами НГСА мы работаем не первый год, отношения уже налажены, и мы относимся друг к другу достаточно корректно.

-А вот Международная федерация автоспорта, говорят, пытается вмешиваться в естественный ход чемпионата мира. Кстати, вы не могли бы оценить спорный эпизод, связанный с победой Михаэля Шумахера на "Гран-при Великобритании" этого года? Напомню на всякий случай, что финишировал немец в боксах, заехав на штрафную остановку. Возможна ли такая ситуация у нас?

- Почти невозможна. У нас наказание "стоп энд гоу" (которое получил Шумахер) налагается либо за обгон на прогревочном круге (чего уже давненько никто не совершал), либо за фальстарт. А это возможно лишь на первых пяти кругах, но никак не на последних. А финишировать в боксах, конечно, можно. Если линия створа пересекает пит-лайн (как в Москве).

-Две недели назад во время 4-го этапа НГСА в Питере в гонке "Формулы-3" произошел инцидент, вызвавший много споров и много разных, мягко говоря, толкований. Речь о столкновении "Астрады" Фабио Бабини и двух "Даллар" Альберто Педемонте и Виктора Козанкова. Вы не могли бы внести ясность - что же произошло на самом деле?

- В достаточно крутой левый поворот входил лидер (Виктор Маслов), за ним шел Альберто Педемонте, далее Фабио Бабини, следом Виктор Козанков.

Бабини немножко, как говорят гонщики, "приоткрыл калитку", и Козанков, увидев такую возможность, решил ею воспользоваться. Он выиграл достаточно много на торможении. Бабини, не желая контакта, принял вправо. Виктор на очень высоком ходу вошел в поворот, но в этот момент шедшего впереди него Педемонте (чего Козанков не видел) начало разворачивать. Естественно, итальянец потерял скорость, и Виктор в него врезался.

-Как действует в подобных ситуациях судейская бригада?

- Обычно, если на трассе произошел инцидент, закончившийся столкновением, мы пытаемся определить, сознательно ли совершено нарушение. Многое зависит от того, подан ли протест (это касается именно контакта). На моей памяти в гонках АСПАС откровенно грубых действий ни разу не было.

-А в случае с Козанковым был подан протест?

-Нет.

-Насколько соответствует мировым стандартам техническая оснащенность вашей бригады?

- Если сравнивать с мировыми стандартами, конечно, на этапах "Ф-1" оснащение гораздо более высокого уровня. Надо понимать, что "Ф-1" это совершенно другой уровень соревнований. Но мы растем. Каждый год появляются какие-то новинки. В прошлом году закупили автоматизированную компьютерную систему обслуживания кольцевых соревнований. Теперь на каждой машине стоят идентификационные датчики. Это полностью автоматизированная система, которая исключает какое-либо вмешательство со стороны оператора. Крайне удобно выдает результат. Правда, на первых порах ее пришлось адаптировать - в частности учить "говорить" по-русски. На сегодняшний день это лучшее оборудование для кольцевых гонок в России.

-Как вы предполагаете, в будущем сможет ли ваша бригада работать на международных соревнованиях, например, на "Гран-при" "Формулы-1"?

- Думаю, да. Ступени роста у любого судьи и спортсмена одинаковы. Сначала - внутренние соревнования, потом международные. И когда в нашей стране будут проводиться международные кольцевые гонки, естественно, можно будет использовать наших судей.

Ирина ИВАНОВА