Газета Спорт-Экспресс от 31 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 августа 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ТРИНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ"

ХАККИНЕН И КУЛТХАРД РАЗЫГРАЛИ ПОУЛ. ШУМАХЕРА ПОБЕДИЛ ХИЛЛ

Прелюдия "Гран-при Бельгии" закончилась в пользу "Макларена". Лишь один раз за два предшествовавших гонке дня "Феррари" стояла выше серебристых болидов. Итоги же квалификации оказались для Михаэля Шумахера обескураживающими - третье место, которое многие привыкли в нынешнем сезоне считать собственностью двукратного чемпиона мира, досталось не ему, а Дэмону Хиллу на "Джордане", чей боевой дух возрождается буквально на глазах.

Ольга ЛИНДЕ

из Спа

ВИЛЬНЕВ НАПУГАЛ КОЛЛЕГ ДО БЕСПАМЯТСТВА

Пятничные заезды "Гран-при Бельгии" разительно отличались от своих аналогов всех 12 предыдущих гонок сезона-98.

Сверхбоевой настрой лидера "Феррари" Михаэля Шумахера был заметен невооруженным глазом еще в четверг. В пятницу же именно двукратный чемпион мира стал "виновником" повышенного ажиотажа на трассе. Его серии в районе 1.53 на как следует не просохшей трассе заставили увеличить обороты и соперников из "Макларена", не пожелавших оставить безответным первый выпад немца в затеянной им психологической дуэли.

Кроме отчетливой агрессивности Шумахера пятничные тренировки были отмечены двумя авариями. Автором случившейся в конце первого тренировочного часа стал Мика Хаккинен. На спуске в повороте Ставело его "Макларен" на приличной скорости отправился к отбойнику, о который, как выяснилось позже, он сильно повредил фрагменты левой передней подвески, днище, часть носового обтекателя и передние антикрылья. Посему на старт второго часа Мика вышел с большой задержкой.

Не видать бы Хаккинену второй пятничной тренировки как своих ушей, если бы не дикая авария чемпиона мира-97 Жака Вильнева. Обычно, проходя "Красную воду" и "Радийон" на шестой передаче при газе в пол, все пилоты как один счастливо закатывают глаза, испытывая совершенно неземные ощущения от неземной же скорости. И надо было видеть округлившиеся от ужаса глаза Култхарда, вытянувшуюся физиономию Шумахера, застывшие - Хилла и Хаккинена, когда на мониторах в боксах показывали повтор аварии Вильнева.

На скорости за 290 км/ч после выхода из "Красной воды" и на входе в "Радийон" зад "Уильямса" сорвало в сторону, противоположную движению. Как сказал позже сам виновник переполоха, на этом круге он пытался пройти связку на скорости, на 9 км/ч большей, чем на предыдущем. Поэтому гравий полосы безопасности дикого полета не затормозил. Вертящийся в смертельной ламбаде "Уильямс" с размаху снес гору отработанных покрышек, перекувырнулся, разнес в щепки задний мост и элероны и замер, дымясь. На эту груду покореженного металлолома падали сверху покрышки, обломки, мусор... Потом, смеясь и пряча за бравадой некоторый испуг, Жак назвал эту аварию своей "самой лучшей аварией в "Ф-1" за карьеру".

Пока ремонтировали учиненное Вильневом безобразие, сессию прервали на 25 минут, что дало возможность механикам "Макларена" доделать машину Хаккинену.

Половина пресс-центра отправилась к "Красной воде" смотреть, как теперь будут пилоты проходить грозный поворот. Надо сказать, что газ сбросил только один. Френтцен, что понятно - у него-то такой же "Уильямс", как у Вильнева, мало ли что. Другие если и подтормаживали, то чуть-чуть. При этом у всех было прекрасное оправдание - стюарды на входе в "Радийон" вывесили желто-красный "масляный" флаг, сигнализирующий, что скорость лучше сбавить, ибо трасса скользкая. Таким образом кто-то умный амортизировал удар по самолюбию гоночной элиты, уличенной в таком простом человеческом чувстве, как страх. Очень правильное решение, доложу я вам!

Выиграл тренировки, как вы уже знаете, Шумахер - 1.51,895. Лишь 0.011 проиграл ему Хаккинен. На отметке 1.52.629 остановился Култхард. Третьим прибыл весьма уверенно выглядевший Дэмон Хилл на "Джордане" - 1.53,100. Вильнев, несмотря на боли в шее и коленях, вернувшийся на трассу на машине Френтцена, остался 6-м - 1.53,589.

Хаккинен: "Все шло хорошо до тех пор, пока я не угодил на мокрую часть трассы в "Ставело". Это слегка нарушило планы".

Шумахер: "Как я и предсказывал, мы выглядим довольно уверенно, хотя и не убежден, что в субботу сможем квалифицироваться на первую линию поля".

Упоминание о погоде очень кстати. Всю пятницу было холодно (13 - 14 градусов), а над автодромом висели низкие черные тучи. Правда, дождя так ни капли и не пролилось.

ХАККИНЕН ДОЛЖЕН БЫЛ ПОБЕДИТЬ НЕ ШУМАХЕРА, А ЛЕГЕНДУ

Для того чтобы оказывать на Хаккинена дополнительное давление, Шумахеру в Спа, на мой взгляд, не нужно было так уж напрягаться. Его четыре победы здесь, причем три подряд, говорили лучше всяких слов. Как цветисто выразился один из бельгийских журналистов, Хаккинену предстоит победить живую легенду Спа для того, чтобы укрепить свое лидерство к воскресенью.

- Мика сильный гонщик, и соперничать с ним мне нравится, - улыбался Михаэль в боксах вечером в пятницу. - У меня хорошие предчувствия на этот уик-энд. Было бы здорово преподнести "Феррари" победу в ее 600-м "Гран-при"! Это придает дополнительную мотивацию".

Хаккинен же, которому для того, чтобы не выпустить немца вперед впервые в нынешнем сезоне, нужно было в воскресенье любой ценой закончить гонку не ниже 4-го места, на расспросы журналистов в паддоке отвечал холодно: "Меня не напрягает дополнительный прессинг. Пилотируя машину "Формулы-1", всегда ощущаешь давление, особенно если выигрываешь гонки и лидируешь в чемпионате. Я довольно спокойно ощущаю себя в этой обстановке. Кроме того, я никогда не зацикливаюсь на неприятностях".

САЛО ПРОШЕЛ ТРОПОЙ ВИЛЬНЕВА

Уже с утра пораньше в субботу Хаккинен начал примериваться к прошлогоднему рубежу Вильнева - 1.49,450. Остановился финн на отметке 1.50,319, что обещало горячую квалификацию. Со вторым временем финишировал Култхард - 1.50,702, третьим снова был Хилл - 1.51,368, опередивший Вильнева (1.51.859), Ирвина (1.51.972), Шумахера (1.52.058) и Алези (1.52,102).

Снова сессия прерывалась красным флагом - вдребезги разбил "Эрроуз" Мика Сало. И снова - в связке "Красная вода" - "Радиойн", только чуть пониже, чем днем раньше Вильнев. Директор "Гран-при", отвечающий за безопасность, Чарли Уиттинг долго ходил по трассе, почесывая в затылке. А Мику "номер два" безжалостный доктор Сид Уоткинс упаковал в амбулаторную машину и увез в неизвестном направлении. Вильнева в пятницу чаша сия миновала.

ХИЛЛ ОТОДВИНУЛ ШУМАХЕРА НА ВТОРОЙ ПЛАН

Собственно, тот факт, что "Макларены" выиграют квалификацию, не вызывал сомнения еще в пятницу, а утро субботы лишь укрепило эти подозрения. Причем именно "Макларены", поскольку внутренняя схватка Хаккинена и Култхарда в этом сезоне уже не актуальна.

Поэтому можно сказать, что квалификация закончилась в 13.05 - после того как Мика установил свой первый ориентир: 1.49,649. Шумахер, ехавший в 20 секундах позади финна, ответил 1.50,027.

А вот схватка за поул шла до последнего мгновения. Между Хаккиненом и Култхардом, естественно. В 13.12 Дэвид выдал ответную реплику 1.49,321. Плакал прошлогодний рекорд Вильнева... В субботу после полудня он "плакал" еще не раз, ибо через 8 минут свое слово сказал Хаккинен: 1.48,858! После эффектной театральной паузы, длившейся 22 минуты, последовал ответ Култхарда: 1.48,845. Последнее слово в этом обмене любезностями осталось за финном: когда он завершил свой последний победный круг, на часах значилось 14.01. Круг этот закончился через 1.48,682.

Но сказать, что Шумахер не участвовал в борьбе, было бы неверно. Участвовал. И еще как. Вот только соперником его были не Хаккинен или Култхард, а Дэмон Хилл, и сражался Михаэль не за поул, а за право стартовать сразу после "Макларенов". И не преуспел в этой схватке. На 19-й минуте квалификации Хилл подвинул своего старого недруга на 4-ю позицию (1.49,916). На 46-й Шумахер отобрал третье место обратно - 1.49,797. Но уже под флагом экс-чемпион мира добился-таки своего лучшего квалификационного результата в "Джордане" - 1.49,728. Кстати, после заездов результат Шумахера был аннулирован, поскольку показан был под желтыми флагами. В зачет пошло первое время немца, но и его хватило для 4-го места.

На пресс-конференции выяснилось, что без Хилла журналисты соскучились. Видимо, соскучился без журналистов и Дэмон, ибо отвечал на вопросы охотно, подробно и весело, не раз заставив пресс-центр хохотать. О своих чувствах сказал просто: "Я счастлив". А перспективы на гонку описал так: "Спа - трасса для больших мальчиков. И смелых. Вот завтра и поглядим, кто тут уже вырос из детских штанишек".

Еще одна деталь. Спа испокон веку короновала чемпионов - за 49 лет, которые эта трасса провела в календаре чемпионатов мира, лишь 9 раз на ней выигрывали гонщики, так и не примерившие короны чемпиона мира. Исстари так повелось, что корона эта приобретает особый блеск, если украшена двумя бриллиантами. Один - победу в Монако - Хаккинен для будущего головного убора уже огранил. Получится ли огранить второй?