БОКС |
Россиянин Константин Цзю возвращается в элиту мирового бокса. Ему осталось сделать всего один шаг. В конце 1998 года Цзю будет оспаривать титул чемпиона мира, пожалуй, самой престижной профессиональной версии - WBC - в поединке со знаменитым мексиканцем Мигелем Анхелем Гонсалесом.
Константин ЦЗЮ
ДЛЯ МЕНЯ БОКС - ЧТО-ТО ВРОДЕ БАЛЕТА
О ТОМ, КАК ЦЗЮ УКЛАДЫВАЛ СПАТЬ СВОЕГО СЫНА
- Простите, а с кем я разговариваю? Москва? "Спорт-экспресс"? Перезвоните, пожалуйста, попозже, где-нибудь через полчасика, - голос поднявшей трубку мамы Цзю звучал вежливо, но категорично. - Мы сейчас ужинаем, а затем Костя будет купать и укладывать спать сына Никиту. Внуку всего семь месяцев, и хлопот с ним сейчас не оберешься.
О рождении второго сына в семье Цзю я, конечно, слышал. Как знал и о многих других событиях, произошедших в жизни российского боксера за последнее время.
Репутацию Цзю несколько подмочило прошлогоднее поражение нокаутом в бою против американца Винсента Филлипса, когда он потерял не только золотой пояс чемпиона мира IBF в весе 63,5 кг, но и некую ауру непобедимости, которая, казалось, окружала его на протяжении всей карьеры как на любительском, так и на профессиональном ринге. И все же Константин, который вот уже шесть лет живет и тренируется в австралийском Сиднее, по-прежнему признается специалистами одним из самых опасных боксеров мира. Этот факт подтвердила победа нокаутом в третьем раунде, одержанная Цзю над аргентинцем Исмаэлем Чавесом, а также форменное избиение американца Кэлвина Гроува, который в марте этого года не смог продержаться против россиянина и трех минут. А совсем недавно Константин выиграл, и вновь нокаутом, у опытнейшего мексиканца Рафаэля Руэласа, завоевав таким образом право на бой за вакантный после ухода Оскара де ла Хойи в следующую весовую категорию титул чемпиона WBC.
С нелегкой задачей убаюкивания сына Костя, наверное, в конце концов справился. Хотя полной уверенности в этом у меня нет: весь наш получасовой разговор проходил под крики Цзю-младшего. Мысль о том, что надо ложиться спать в 10 часов вечера, Никиту в восторг явно не приводила.
ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ
- Знаете, то майское поражение в поединке с Филлипсом полностью изменило мое мировоззрение, - мы условились с Цзю начать разговор с момента, когда он потерял титул чемпиона мира. - Ведь перед боем с американцем я был абсолютно убежден в собственной непогрешимости. Мне даже казалось, что человека, который способен одолеть меня на ринге, на свете нет. К счастью, судьба в лице Винса меня от этого пагубного заблуждения излечила. Сразу стало понятно, что я не какой-нибудь супермен, а просто человек, который должен вкалывать и вкалывать, чтобы избавиться от собственных слабостей и недостатков.
-О каких именно слабостях вы говорите?
- Прежде всего о чисто психологических. До боя с Филлипсом я считал своим долгом контролировать все - от физической подготовки до собственно работы на ринге. До смешного дело доходило: прихожу я, допустим, на тренировку и говорю своему наставнику: сегодня мы будем работать так. И мы действительно работали "так", а не иначе. Потому что мнение тренера для меня по большому счету ничего не значило. А зачем, спрашивается, брать на себя всю ответственность, если можно воспользоваться услугами компетентных профессионалов? Ошибочность моей позиции особенно ощущалась в вопросах физической подготовки. После боя с Филлипсом, к примеру, мой врач долго удивлялся: как же этот русский умудрился пропрыгать на ринге целых десять раундов. Оказалось, с точки зрения медицинских канонов я должен был свалиться от истощения еще в самом начале боя.
Любой боксер знает, что один из важнейших факторов, определяющих его функциональное состояние, - это правильная сгонка веса. На ринге я провел полжизни, но только сейчас понял, что методы, с помощью которых до сих пор "гонял килограммы", были порочны как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Нас в свое время учили сбрасывать вес в последние перед боем дни с помощью усиленных тренировок и за счет так называемой "сухой голодовки". Оказалось, что для нормального человека это крайне вредно: именно обезвоживание организма привело к тому, что к концу поединка с Филлипсом я едва держался на ногах. Когда вернулся в Австралию, обследовавший меня врач выставил диагноз - анемия, или же малокровие.
ХУДЕТЬ НАДО УМЕЮЧИ
- Когда встречусь с ребятами из российской сборной, обязательно расскажу им все секреты правильной сгонки веса, - продолжает Цзю. - Теперь я знаю, что нужного результата можно достигнуть благодаря рациональному питанию. Причем есть можно все, кроме масла, сметаны, сала и прочих продуктов с повышенным содержанием жиров. А вот вещества, которые содержатся в картошке и мясе, просто необходимы для продуктивной работы организма, хотя раньше я был убежден в обратном. Что же касается жидкости, то ничего, кроме воды, употреблять нельзя. Зато уж в воде себя можно не ограничивать - пей, сколько душе угодно. Хоть три литра за день, хоть пять. Соблюдая подобную диету, за 6 - 8 недель можно сбросить до 10 кг веса. Почему я столь подробно останавливаюсь на этом вопросе? Да потому, что такой, казалось бы, незначительный просчет в подготовке стоил мне титула чемпиона мира. Очень хочу, чтобы российские боксеры узнали об этом из "СЭ" и не повторили сделанной мною ошибки.
НАВЕРНОЕ, В РОССИИ ХОРОШО, НО В АВСТРАЛИИ ВСЕ РАВНО ЛУЧШЕ
-В Австралии были сильно расстроены вашим поражением?
- Я едва смог сдержать слезы, когда увидел, как встретили меня австралийские болельщики. Они аплодировали мне так, будто бой с Филлипсом я выиграл. Мы ведь, планируя вылет домой из Штатов, даже номер рейса поменяли, лишь бы о нашем приезде никто не узнал. Сами понимаете - настроение было отвратительное, и общаться ни с кем не хотелось. Понятия не имею, откуда фаны узнали о нашем прилете, но в аэропорту собралось человек сто. От них я не услышал ни единого упрека - все собравшиеся пришли только для того, чтобы поддержать меня в трудную минуту. Такое не забывается! Именно в тот день я понял, что, как это высокопарно ни звучит, принадлежу не только себе, но и всему австралийскому народу.
-А как же народ российский? Помнится, многих в стране задело, что на матч с Филлипсом вы вышли не под нашим трехцветным флагом.
- Это вопрос чистой политики. Понимаете, я просто не имею права разочаровывать людей, которые каждый день отдают мне свою любовь и тепло. Но могу вас уверить, что я, как был, так и остался русским человеком. Да, Зеленый континент стал моей второй родиной, и я вряд ли смогу когда-нибудь вернуться в Россию и жить там. Но в моем доме, скажем, все говорят только по-русски. А в моей спортивной бригаде работают преимущественно выходцы из бывшего СССР. Не хочу кричать о том, какой я великий патриот, но все, что смогу сделать для российских людей, обязательно сделаю. Сейчас, к примеру, планирую пригласить за свой счет на сбор в Сидней нашу национальную команду. Я ведь недавно открыл в городе свой боксерский спортзал, и мне будет очень приятно, если в нем проведут тренировки именно российские спортсмены.
-Зал-то большой?
- На всех места хватит. Кстати, именно с этим спортзалом я и связываю свое будущее. Теперь мне не придется ломать себе голову над тем, чем заняться по окончании боксерской карьеры. Планы у меня грандиозные - превратить этот зал в настоящую спортивную школу, в которой будут представлены все виды спорта - от бокса до легкой атлетики. А поможет в этом мой близкий друг Саня Попов, который годика через два-три, закончив спортивную карьеру, станет "поднимать" в нашей школе плавание. В общем, чувствую, что нашел себе занятие по душе. Мне всегда нравилось возиться с детьми, и я просто счастлив, что смогу помочь тысячам сиднейских мальчишек и девчонок приобщиться к спорту.
-Костя, подозреваю, что австралийские дети и так не бедствуют. В отличие от многих российских...
- Я был бы счастлив помочь и российским детям. Но как? Понимаете, то, что сейчас происходит на Родине, мне абсолютно непонятно. (Цзю, к сожалению, в этом не одинок, - Н.К.). Если, допустим, ко мне в гости приезжают наши спортсмены, то я готов в лепешку расшибиться, лишь бы они чувствовали себя комфортно. Это реальная помощь. А переводить деньги в Россию на какие-то загадочные счета, откуда они, вероятнее всего, перекочуют в карманы нечистоплотных чиновников, я не собираюсь. Примерно через год планирую съездить на несколько месяцев в Россию. Может быть, тогда, на месте, что-нибудь и придумаю.
НЕ НАСТОЛЬКО БОГАТ, ЧТОБЫ ПОДАРИТЬ 7 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ
-После поражения у вас не возникало мыслей об уходе из спорта? Понимали ведь, наверное, что вернуться на Олимп профессионального бокса будет непросто?
- Рано мне уходить из бокса. Всю жизнь бы потом мучился, - что так и не сделал на ринге чего-то очень важного. Пришлось стиснуть зубы и терпеть. Хотя последние полтора года стали самым тяжелым испытанием за всю мою жизнь. Причем не только для меня, но и для моей семьи. Когда мой папа два года назад приехал в Австралию, у него на голове не было ни единого седого волоска. Сейчас же чуть ли не полголовы серебрится. Ведь все мы надеялись, что черная полоса в моей жизни быстро закончится. А у нее, кажется, ни конца ни края. Пик кризиса пришелся на начало этого года, когда на меня повесили маленький должок в размере семи миллионов долларов.
(Здесь надо остановиться и пояснить, что имеет в виду Константин. В свое время "СЭ" рассказывал о конфликте Цзю с его бывшим промоутером Биллом Морди, который пытается взыскать с боксера неустойку за преждевременный разрыв контракта. Суть дела в следующем. Когда россиянин в 1992 году приехал в Австралию, он почти не говорил по-английски. Соответственно, и трехгодичный контракт с Морди подписал в двух экземплярах - на русском и английском языках. Через три года Цзю решил с австралийцем расстаться - к тому времени стало понятно, что по финансовым возможностям на промоутера боксера уровня чемпиона мира Морди не тянет. А чуть позже оказалось, что в английском варианте соглашения Морди оговорил возможность продления контракта до 1994 года, хотя в русскоязычном этот пункт отсутствовал. Австралиец подал в суд, требуя от Цзю поделиться с ним деньгами, заработанными за прошедшие два года. Совсем недавно сиднейский суд принял решение просьбу промоутера удовлетворить и обязал Цзю выплатить Морди колоссальную по любым меркам сумму - 7 миллионов долларов! - Н.К.). - Это решение свидетельствует о полном отсутствии какой-либо компетенции у судейских чиновников, - утверждает Цзю. - Ладно, они мне не поверили, хотя я и предоставил суду все возможные доказательства своей правоты. Но откуда взялась такая громадная сумма? С потолка, что ли? Любому человеку, который хоть немного разбирается в финансовой структуре нашего вида спорта, ясно, что семи миллионов долларов у меня нет и быть не может. В мире профессионального бокса деньги "гребут лопатой" только три человека - Эвандер Холифилд, Оскар де ла Хойя, да Рой Джоунз. Эти парни живут припеваючи прежде всего за счет многомиллионных контрактов с могущественными телеканалами - такими, как НВО и Payper-view. Заработок того же Холифилда зависит только от работы его промоутера. Ведь из чего складывается прибыльность боксерского матча? Из денег, которые болельщики платят за билеты, и продажи прав на трансляцию боев телеканалам. Так вот, Эвандера спортивный итог поединка абсолютно не волнует. Его промоутер Дон Кинг еще до боя выплачивает ему энное количество миллионов долларов и весь остальной финансовый риск берет на себя. Соберется на матч достаточное количество зрителей - Кинг на коне. Нет - он на грани разорения. Мы же с менеджером Владом Уортоном живем только за счет доходов от моих выступлений. Деньги это, конечно, приносит, но отнюдь не миллионы.
-Шансы реваншироваться в суде у вас есть?
- Я на это надеюсь. Мы с Уортоном подали апелляцию и теперь дело будет рассматриваться в австралийском Верховном суде. Как представлю, что через некоторое время мне снова придется проходить через все круги судейского ада, сразу муторно на душе становится. Но иного выхода нет. Не могу же я вот так взять и подарить Морди 7 миллионов долларов, которые еще не заработал.
ЛЮБИТЕЛЯ ГРЯЗНЫХ ПРИЕМОВ ГОНСАЛЕСА НАМЕРЕН ПОБИТЬ УМОМ
-Если с финансовой точки зрения ваши дела в последнее время складываются неважно, то с боксерской - лучше не придумаешь. В этом году вы просто сметаете с ринга всех соперников, а ваш бой с Руэласом многими специалистами был признан одним из самых эффектных поединков последних лет. Что думаете о своем следующем сопернике - мексиканце Гонсалесе?
- Он крепкий орешек, боксер физически сильный и выносливый. Обладает прекрасным ударом с обеих рук и действует в остроатакующей манере. У мексиканца очень "крепкий" подбородок - за карьеру на профессиональном ринге он ни разу не побывал в нокдауне. Гонсалес, как и Руэлас, станет стоять до конца - о том, чтобы задавить и запугать такого боксера, не может быть и речи. О силе мексиканца свидетельствует и его послужной список, в котором значатся 42 победы, 32 из которых одержаны нокаутом, при одной ничьей и одном поражении.
Единственный бой за карьеру он проиграл Оскару де ла Хойе. Золотой мальчик тогда "одарил" мексиканца огромным количеством ударов, но Мигель все равно продолжал идти вперед и закончил бой на ногах. Необходимо учитывать, что Гонсалес - типичный представитель мексиканской школы бокса, а значит, большой любитель всяких грязных приемов вроде незаметных ударов ниже пояса.
-Что же вы намерены противопоставить этому "монстру"?
- Прежде всего свой ум. Боем против Руэласа я доказал, что могу действовать против профессионалов примерно так же, как в свое время против любителей. То есть фактически не пропуская ударов. А помогут в этом мои основные козыри - скорость (считаю, что в этом компоненте я Гонсалеса превосхожу) и сила удара. Вообще же настраиваюсь на тяжелый 12-раундовый поединок, в котором шансы соперников примерно равны.
-Несколько месяцев назад вы претендовали на пояса сразу трех наиболее престижных версий профессионального бокса. Почему решили бороться именно за титул WBC?
- Надо же было с чего-то начинать. Все-таки WBC является самой старой и, наверное, самой престижной из трех версий. Хотя остальные - WBA и EBF по финансовым возможностям ей не уступают. Вот если выиграю у Гонсалеса, тогда и возьмусь за чемпионов WBA и IВF.
-Желание поквитаться с Филлипсом у вас есть?
- Желание-то есть, да вот возможности пока нет. Мы в свое время вели переговоры с промоутером Филлипса Бобом Арумом, но он за организацию поединка запросил слишком много денег. Дело в том, что в Америке в моем бое с Филлипсом никто особо не заинтересован. Соответственно и деньги под него достать непросто. Другое дело, если поединок с Винсом я буду проводить в ранге чемпиона мира. Такой встречей сразу заинтересуются могущественные американские телеканалы с их огромными финансовыми возможностями.
-Говорят, что Филлипс переживает сейчас вторую молодость. Об этом свидетельству ют и так называемые рейтинги лучших боксеров pound for pound (то есть вне весовых категорий), в которых он неизменно фигурирует в десятке лучших.
- Дай-то Бог, чтобы это соответствовало истине. Я ведь по себе знаю, как трудно сохранять психологический тонус, завоевав звание чемпиона мира. Цель жизни вроде бы достигнута, выше лезть некуда, а значит, велико искушение расслабиться и начать почивать на лаврах победителя. Тем более, что Филлипс, по слухам, в свое время лечился от наркомании, а от тяги к этой мерзости избавиться не так-то просто. Впрочем, я слышал, что Винс выиграл в этом году три боя у весьма приличных боксеров, а значит, все эти искушения ему удалось преодолеть. Я, по крайней мере, очень на это надеюсь. Хочется, чтобы Филлипс был в своей лучшей форме, когда мне все-таки удастся до него добраться.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БОКС СРОДНИ БАЛЕТУ
-Легенда любительского бокса - кубинец Феликс Савон - не раз отказывался от самых соблазнительных предложений выступать на профессиональном ринге. По его мнению, этот вид спорта создан исключительно на потеху богатым толстосумам, которых интересует не бокс, а некое кровавое зрелище, призванное возбуждать самые низменные инстинкты. А вам о своем решении уйти в профессионалы жалеть никогда не приходилось?
- При всем уважении к кубинцу согласиться с ним не могу. Да, на боксерские поединки приходит немало желающих полюбоваться видом разбитых челюстей и кровоточащих ран. Но я работаю для истинных любителей спорта, которые, смею вас уверить, составляют большую часть моей аудитории. Обратите внимание: на матчах, как и на театральных представлениях, аншлаг бывает только тогда, когда выступают настоящие суперзвезды. А на бои середнячков никто не ходит, какими бы кровавыми они ни были. Почему, думаете, Оскар де ла Хойя зарабатывает своими выступлениями на ринге огромные деньги? Да потому, что он красивый парень, крайне популярный в народе и обладающий манерами настоящего джентльмена. А еще потому, что он прекрасный боксер, благодаря которому любое, даже самое занудное шоу, становится грандиозным представлением.
Нас, боксеров, часто сравнивают с гладиаторами. Меня это нисколько не задевает. И все же поединок на ринге является для меня чем-то вроде балета, где действо призвано удовлетворить эстетические чувства зрителя.
А вообще мне очень интересно жить в мире профессионального бокса. Я на ринге уже много лет, но до сих пор до безумия люблю свою профессию. Такое не каждому дано. Согласны?
Никита КИМ