ФУТБОЛ |
Сергей ОВЧИННИКОВ
УЙТИ - НЕ ПРОБЛЕМА. НО СДАВАТЬСЯ НЕ В МОИХ ПРАВИЛАХ
Вопрос, когда в последний раз до выступлений за "Бенфику" он попадал в клубной команде в запас, вызывает у Овчинникова моментальную реакцию: "В 1988 году четыре матча провел на скамейке, играя за "Динамо-2".
Коль скоро человек за долю секунды вспоминает такие детали десятилетней давности, можно себе представить, каково ему было почти год просидеть на лиссабонской лавке. Тем более что на тот же период пришлись блистательные игры Босса (как невесть с каких пор называют Овчинникова люди футбола) за нашу сборную против итальянцев. Тогда казалось, что команда России надолго получила нового основного вратаря. Но клубные неурядицы экс-локомотивца заставили Бориса Игнатьева еще весной склониться в пользу Александра Филимонова. Затем, правда, была товарищеская встреча в Тбилиси, которую Овчинников вновь отыграл "на отлично" и, как думалось, вернул себе место главного вратаря сборной - и тут возглавивший команду Анатолий Бышовец вообще не вызвал его на сбор перед матчем со Швецией. Харин, Черчесов и Филимонов получили приглашения в Новогорск, а Овчинников, который безупречно провел все свои официальные игры за сборную, - нет.
ВИТОР БАЙЯ НЕ ИГРАЕТ В "БАРСЕЛОНЕ", НО ЕГО МЕСТО В СБОРНОЙ НЕ ОСПАРИВАЕТСЯ
-Вы были в шоке, когда не получили вызов на тот матч? - спрашиваю Овчинникова.
- Нет, я этого ожидал. Не хочется заострять внимание на причинах, но я не имею в виду наши отношения с Бышовцем. Их пока нет - ни хороших, ни плохих. Когда-то я играл в московском "Динамо", где он работал старшим тренером, но мне не было еще и 20, я был четвертым вратарем команды и с Бышовцем не пересекался.
-После назначения Бышовца главным тренером сборной вам звонил кто-нибудь из его штаба?
- Да, Сальков. Сообщил, что в "Бенфику" отправлен факс с приглашением на сбор перед матчем с Украиной. Разговаривали мы с ним, кстати, и перед Швецией. Тогда ведь мне тоже прислали вызов, который отменили за два дня до отъезда в Новогорск.
-Так вас все-таки собирались пригласить на матч со Швецией?
- Да. Но, как мне объяснил Сальков, в конце концов было решено проверить, а заодно поддержать Харина, у которого вообще нет игровой практики в "Челси". Это вполне нормальная ситуация, и я ни на кого не в обиде.
-По-вашему, нормально, чтобы основной игрок сборной не выступал за свой клуб?
- Если придерживаться этого принципа, почти всю национальную команду придется составлять из футболистов, принимающих участие в российском чемпионате. В Португалии, например, к этому относятся спокойно. Витор Байя почти не играет в "Барселоне", но его место в воротах национальной сборной не оспаривается. Я не считаю, что роль основного вратаря российской сборной должна быть мне гарантирована - гарантий в таком вопросе вообще существовать не должно. Просто во многих странах нет прямой взаимосвязи между выступлениями игроков за клубы и сборную. Я думаю, например, что такой талантливый футболист, как Добровольский, может вообще нигде не играть, но, когда настанет день важного для сборной матча, без его класса не обойдутся.
ПРЕЗИДЕНТ "БЕНФИКИ" ПООБЕЩАЛ, ЧТО В ЭТОМ ГОДУ Я БУДУ МНОГО ИГРАТЬ
-Весной вы говорили, что, если в межсезонье сохранится статус-кво и Мишель Прюдомм не оставит футбол, вы сделаете все, чтобы уйти из "Бенфики". Прюдомм на месте, но и вы по-прежнему в лиссабонском клубе.
- Во время отпуска, проведенного в Москве, я даже не пытался что-то искать, поскольку Прюдомм в то время не собирался продолжать карьеру. Он хотел стать одним из тренеров "Бенфики", но что-то не сложилось, и в конце июля, спустя дней 10 после начала подготовки к сезону, Мишель объявил, что остается в команде.
-Это стало неприятным сюрпризом?
- Я к этому отношусь философски - пусть играет, а я буду доказывать свою состоятельность в конкуренции с ним. Тем более что обстановка стала для меня куда более благоприятной, чем в прошлом сезоне: я провел очень много контрольных матчей с сильными командами. Из серьезных встреч пропустил только игру с "Боруссией" (Менхенгладбах) из-за надрыва мышцы бедра. В турнире, где нашими соперниками были "Ньюкасл", "Эмполи" и "Шеффилд Юнайтед", провел все матчи, и мы заняли первое место. Играл еще против "Сельты", "Штутгарта", "Нюрнберга".
-Но начался сезон, и вы опять сели на лавку?
- Так мы и сыграли-то только один официальный матч. Говоря о более благоприятной обстановке, я имею в виду не только игровую практику, которую получил на предсезонке, но и разговор с президентом "Бенфики". Он сказал, что в этом сезоне я буду много играть. Он серьезный человек и слов на ветер не бросает. Так что настроение сейчас нормальное, сегодняшнее положение дел вполне устраивает.
-Весной был вариант, что вы вернетесь в "Локомотив". Как развивалась та ситуация и чем она закончилась?
- Моей инициативы в этом не было. Существовали финансовые проблемы, связанные с оплатой "Бенфикой" моего трансфера, и был возможен разрыв контракта. Эти переговоры Филатов и Семин вели без меня. Я бы в любом случае подчинился принятому решению. Думаю, что, раз больше ни у кого нет претензий, то какой-то компромисс был найден.
-Грэм Сунесс, с которым у вас вроде бы довольно напряженные отношения, остался главным тренером "Бенфики"?
- Да. Но я бы не стал называть наши с ним отношения напряженными. Теплых бесед мы с ним не ведем, но он и ни с кем другим по душам не разговаривает. Другое дело, что он больше доверяет Прюдомму.
-А какие у вас отношения с самим Прюдоммом?
- Мы нормально общаемся. Он видит, что я - не мальчик, и держится со мной на равных. Никакого высокомерия в его поведении я не припоминаю. Но и друзьями нас не назвать - мы не ругаемся, но и никогда особо не сближались.
-Два вратаря-конкурента могут быть друзьями?
- У нас, наверное, могут. На Западе - нет.
-Нет ощущения, что ваше соперничество с Прюдоммом заранее предрешено тренером в пользу бельгийца, как бы вы ни старались?
- Тем интереснее это соперничество. Прюдомм - знаменитый вратарь, с ним конкурировать тяжело, но тем более почетно будет выдержать до конца, не сломаться и заиграть на высоком уровне. Все бросить и сдаться можно всегда, но это не в моих правилах. Я хочу выступать именно в этой команде.
ЛУЧШЕ БЫТЬ ВТОРЫМ В ВЕДУЩЕМ КЛУБЕ, ЧЕМ ПЕРВЫМ - В ЗАУРЯДНОМ
-В вашей карьере это был первый год, проведенный большей частью на скамейке запасных. Что для вас важнее сейчас - удовлетворение от заработанных в "Бенфике" денег или разочарование от невозможности регулярно выходить на поле?
- Большого разочарования нет, поскольку, если бы я выступал в российском чемпионате, где в высшем дивизионе 16 команд, то в прошедшем сезоне проведенных мною матчей хватило бы на целый круг. К тому же в принципе я знал, что сразу в состав не попаду. Игровая практика, конечно, необходима, но для меня большое значение имеет имя клуба. Я мог бы без проблем уйти в более слабую команду. Но если выбирать, играть много в заурядном клубе или мало - в классном, я предпочту второе. По крайней мере пока. В идеале, конечно, хочется выходить на каждый матч, но и в этой ситуации я не считаю нужным менять "Бенфику" на какую-нибудь "Брагу" или "Белененсиш".
-Вы считаете себя терпеливым человеком?
- В разных ситуациях по-разному. Но сейчас мне кажется, что все нормально. Не надо психовать, не надо ругаться, потому что это еще никого до добра не доводило.
-А что вы могли бы сделать?
- Можно дать резкое интервью, выплеснуть недовольство в прессе. Но это будет интересно только болельщикам, а решать все будет тренер.
-Клуб не может оштрафовать за подобное выступление?
- В контракте есть пункт, запрещающий в прессе оскорблять игроков и тренеров. Но нет никакой крамолы в том, чтобы высказать свое мнение.
-Пропустив много встреч, вы много потеряли на премиальных?
- Нет, заявленный на игру второй вратарь получает их в полном размере.
ТЕМ, КТО ИДЕТ ЗА НАМИ, БУДЕТ ЛЕГЧЕ
-В недавнем интервью "СЭ" Игорь Добровольский высказал мнение, что, если игроки хотят добиться каких-то серьезных результатов, они должны уезжать на Запад в 18 - 19 лет. Вы согласны с ним?
- Если исходить из интересов российского футбола, то лучше вообще не уезжать, а играть дома. Я, кстати, категорически не согласен с теми нашими легионерами, которые считают низким уровень нашего первенства. Чемпионат России - достаточно сильный турнир. Его особенность в том, что выигрывают за счет коллективизма, бойцовских качеств, характера. Во главу угла ставится командная игра. Это, кстати, отличает наш футбол еще с союзных времен. В Португалии же люди больше работают на себя. Не хочу рассуждать, что лучше, - просто это два разных подхода.
-В свое время Олег Романцев сказал, что люди, уезжающие из России за границу, начинают играть хуже, потому что там нет такого контроля за ними, как у нас.
- У каждого может быть свое мнение на этот счет, и тут я с тренером "Спартака" не согласен. В "Локомотиве" я сидел перед игрой по два дня на сборах, в "Бенфике" приезжаю на стадион за три часа - и разницы никакой не вижу. Когда тебе платят большие деньги по контракту, было бы глупо нарушать режим. А многие наши сдают в игре, уехав за границу, именно потому, что российскому человеку сложно адаптироваться к чужому стилю жизни, где не принято особенно общаться, делиться своими проблемами. Тренировка - и все по домам. Думаю, что следующему поколению будет легче. Им на Западе не придется ломать себя - они уже наполовину такие, какими надо там быть. Они, мне кажется, более меркантильны, и с точки зрения карьеры это большой плюс.
-Вы говорите об интересах нашего футбола в целом. А с точки зрения отдельно взятого игрока Добровольский прав?
- Да. Чем раньше человек уезжает, тем ему легче. Если футболист чего-то добивается в России и отправляется на Запад зрелым мастером, то он едет туда со своими ценностями, с определенным мнением о себе. За рубежом все это порой мешает. Там все нужно доказывать заново. Легче приехать совсем юным и начать с чистого листа. Я вот до сих пор чувствую себя в Португалии не совсем уютно, потому что у меня там нет друзей и мало общения. И до конца к этому, видимо, так и не привыкну.
6 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ ЗА ТЕЛЕФОННЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
-Недостаток общения в Португалии вы, вероятно, компенсируете телефонными разговорами со старыми друзьями по "Локомотиву"?
- Угадали. С Женей Харлачевым созваниваюсь раз в два-три дня. Общаюсь и с другими.
-Много денег на это тратите?
- Когда пришел счет за первый месяц, я остолбенел - наговорил на 6 тысяч долларов! Родителям, друзьям звонил каждый день, не успевал мобильный телефон заряжать.
-Может, почувствовать себя в Лиссабоне своим вам мешает плохое знание языка?
- С языком проблем нет. В основном, правда, говорю по-английски - его я знал еще до отъезда. Но постоянно вставляю в речь португальские слова, и меня все хорошо понимают. В гостиницах на выездах, правда, предпочитаю селиться с Сергеем Кандауровым - соотечественник все-таки.
-Были ли за прошедший год какие-то запоминающиеся моменты, не связанные с футболом?
- Однажды отправился на пляж на низком спортивном БМВ и заехал на песок - красиво все-таки, море перед глазами. Потом погулял пару часов по пляжу, настала пора возвращаться домой. Сажусь за руль, а выехать не могу: песок к вечеру намок, и машина просела. Буксовал часов шесть! По телефону через своего агента вызвал аварийку. Первая их машина тоже застряла, вызвали вторую, и только она меня с грехом пополам вытащила. Уехал в половине двенадцатого ночи. Пляж дикий, ни одного человека, да и от трассы далеко - так что, если бы у меня не было с собой телефона, вообще не знаю, чем бы все это закончилось. Потом узнал, что такие случаи бывают там частенько.
Я ДИНАМОВЕЦ ПО ВОСПИТАНИЮ, А ПОТОМУ НИКОГДА НЕ СМОГ БЫ ИГРАТЬ ЗА "СПАРТАК"
-Вы обрели известность как вратарь в "Локомотиве" и ушли из этой команды, только получив выгодное предложение из-за рубежа. Представляете себе свою карьеру иначе? Помнится, вас в свое время дважды приглашал "Спартак".
- Да, в 92-м и 94-м годах разговоры об этом шли на уровне, скажем, врача команды, но конкретного предложения от Романцева я не получал. Думаю, в этой команде я не смог бы играть по определению. Многих привлекает само имя - "Спартак", а я с семи лет начал болеть за московское "Динамо", воспитывался там и "Спартаку" никогда не симпатизировал.
-Думаете когда-нибудь вернуться в "Локомотив"?
- Контракт с "Бенфикой" заканчивается почти через три года, а потом я действительно намерен вернуться в "Локомотив" - если, конечно, пригласят. А когда перестану выступать, хочу работать только в этом клубе. Вопрос будет стоять так: или работать в "Локомотиве", или вообще вне футбола. Если не найдется места в клубе, лучше поменять специальность.
-На какую, если не секрет?
- Так далеко я еще не заглядывал. Может, когда мне будет 32, захочу играть до сорока. Но если почувствую, что играю все хуже и хуже, не стану обманывать себя. Скажу: "Спасибо, ребята, пойду поиграю в "Торгмаше" еще годок - и закончу".
-А почему в "Торгмаше"?
- Ну это так, к слову...
Игорь РАБИНЕР